Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:38, реферат
Утверждение христианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в русло новой мировоззренческой системы. Самым непосредственным образом были захвачены этим процессом и все виды художественной деятельности. Фактически началось формирование новой теории искусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период. Отцы Церкви внесли в этот процесс свою весомую лепту.
Введение
Общая характеристика эпохи Средневековья
Общая характеристика философии Средневековья
Периодизация Средневековой философии
Учения основных представителей Философии Средневековья
Заключение
Список литературы
Учения основных представителей Философии Средневековья
Августин Блаженный (Св. Августин) (354-430).
Произведения. «Против академиков» — полемический трактат, направленный против скептицизма; «О блаженной жизни» — книга о зависимости счастья от степени познания Бога; «Монологи» — работа о методе познания сверхъестественной истины. Уже после посвящения, на пути из Милана в Африку, он написал трактат «О величине души» — об отношении души к телу. Большинство произведений Августина написаны уже в Африке. Наиболее крупными являются: «Исповедь», написанная в 400 г., представившая взгляды Августина в личностной, полудневниковой полумолитвенной форме; трактат «О Троице» (400-410 гг.), представлявший собой систематическое изложение теологических взглядов; «О граде Божием» (413-426 гг.) — основная работа Августина, которая содержит его историософские взгляды, и, наконец, «Исправления» — произведение, быстро написанное незадолго до смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их в церковном духе.
Взгляды. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично – Бог есть исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная. Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время – есть какое-то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от бога. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Человек доступно познание мира только с помощью органов чувств. При этом он 1) выделяет изучаемую вещь из всего множества вещей, 2) познает все ее стороны и свойства, 3) определяет ее полезность на основе своих ощущений. Человек живет в Земном царстве, похожем на разбойничий стан, который держится лишь войной, завоеванием и насилием. Люди должны стремиться к Небесному царству посредством праведной жизни. Земная церковь есть посредник между этими двумя царствами.
Фома Аквинский (1225-1274).
Произведения. Самые знаменитые произведения - «Сумма теологий», «Сумма против язычников».
Взгляды. Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытием единичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы – понятия действительности и возможности. Каждая вещь есть сочетание «формы» и «материи». При этом «материя» - это возможность принять форму, а «форма» - «действительность» по отношению к материи, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы – Бога, а сам Бог есть чисто идеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования. Существование выше сущности.
Приводит доказательства существования Бога.
1. Все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – тот, кого зовут Бог.
2. Все в мире чувственных
вещей имеет свою причину.
3. Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог - первонеобходимость.
4. В мире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство.
5. Все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и для всего и перворуководитель.
Воля человека только стремится к познанию. Ум человека уже обладает познанием. Свобода выбора человека основана на суждении ума. Цель деятельности человека – познание. Достижение счастья есть результат деятельности ума.
Целью существования человеческого общества является содействие индивидами целей морали. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, на земле – папа римский.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.).
Произведения. «Монолог» и «Прибавление к рассуждению» трактуют об основных проблемах теологии, о существовании и природе Бога. «Диалог о грамматике» и «Об истине» - небольшие работы логического содержания. Это работы первого периода, когда Ансельм был аббатом. Во второй период, будучи епископом, он писал только специальные теологические и религиозные работы, среди которых трактат об искуплении, известный под названием «Почему Бог является человеком».
Взгляды. Вера и разум: «христианин должен через веру прийти к пониманию, а не через понимание к вере».
Рациональность Бога и мира. Старался доказать, что Бог не только существует, но и обладает какими-то характеристиками, что мир сотворен из ничего, что душа бессмертна и свободна, он даже пытался обосновать «таинства» веры, Троицу, воплощение и искупление. Основанием, которое ему давало возможность для такого понимания истин веры, была идея о рациональности Бога и мира.
Доказательства существования Бога.
1. Если существуют вещи,
которые - по отношению к какой-либо
вещи - обладают относительно
2. В действительном, реальном
мире имеются основания для
предположения, что существует
Бог. Если мы постигнем
Значение Ансельма. Ансельм
сформулировал метод
Пьер Абеляр (1075-1142 гг.).
Произведения. Свою писательскую деятельность он начал в 1118 г. произведением «О единстве и божественной троичности», которое было осуждено в 1121 г., а также первым вариантом «Диалектики». Из «Теологии», основной теологической работы, осужденной в 1141 г., сохранился лишь единственный фрагмент, известный под названием «Введение в теологию». По-видимому, это была новая редакция ранней «Христианской теологии» в пяти книгах, которая сохранилась полностью. Работа «Познай самого себя» содержала этику, а «История моих бедствий» - автобиографию Абеляра (это единственная автобиография ученого, которая сохранилась со средних веков). Обе последние работы написаны в период между 1133 и 1136 гг. «Да и нет» - сборник замечаний по теологическим проблемам - представляет собой классический пример применения схоластического метода рассуждений. «Словарь по Порфирию» и найденный по прошествии многих веков «Словарь большого Порфирия» были частями его погибшей «Диалектики».
Взгляды. Положение в истории философии. Диалектика позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическим проблемам для обоснования теологического метода.
Взгляд на универсалии. Общим в терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, а значение знака. Универсалии, собственно говоря, нужны для того, чтобы быть объектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, но опосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а они служат предикатом. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.
Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.
Иоанн Дуне Скот (ок. 1265-1308).
Произведения. «Оксфордское сочинение», «Парижское сочинение».
Взгляды. Преобладание веры над разумом. Фома доказывал, какими особенностями обладает Бог, а Скот эти доказательства считал недостаточными. То, что Бог является разумом и волей, что для него характерны вечность, бесконечность, всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, Провидение,— во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного. Скот не сомневался в этих истинах, но считал их истинами откровения и веры, а не разума и науки.
Преимущество интуиции перед абстракцией. Первичными, наряду с актами внешнего восприятия, он считал акты разума, обращенного к самому себе и ориентированного на внутреннее переживание в равной мере. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное познание, но оно носит случайный характер, поскольку существование не относится к сущности конечных вещей. Абстрактное знание, напротив, отвлекаясь от наличных вещей и их индивидуальных характеристик, познает вместо этого их всеобщие и существенные особенности.
Преобладание единичного над общим. Для него единичность была не вторичной, а первичной чертой бытия.
Преобладание воли над мыслью. Фома утверждал, что разум управляет волей, Скот этому противоречил. Действия воли никто не может предопределить, так как она по своей природе свободна, являясь самодвижущейся. Разум не может управлять волей, воля же, наоборот, способна управлять разумом. Она управляет разумом до того, как он начинает действовать, прежде всего, в познание воля вводит момент активности и свободы.
Уильям Оккам (ок. 1300-1349).
Будучи активным политиком-публицистом,
Оккам решительно боролся против
господства церкви над государством,
за строгое разграничение сфер их
юрисдикции. Он фактически прокладывал
дорогу Реформации. Согласно Оккаму, универсалии
не могут существовать вне сознания;
в таком случае они были бы единичными
вещами, что противоречит их природе
как общих сущностей. Большую
роль сыграла развитая им критика
схоластического реализма, которая
получила название «бритвы Оккама»,
или «принципа бережливости», выраженного
в словах: «Сущности не должны быть
умножаемы сверх необходимости»
Заключение
Особенность философии средних веков характеризуется её слиянием с религией. Многие философы были священники и богословы. Например, Фома Аквинский, противопоставлял государство и церковь. Он даже ставил выше церковь, чем государство. В средневековой религии христианства - Бог - абсолютная личность, Бог един. А человек понимается как единство веры, надежды и любви. Жизненность, заключённая в христианстве, состоит в развитии личностного начала. Человек представился в новом образе, который во многих отношениях превосходил античные представления.
Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.
Список литературы