Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:00, реферат
Широко распространено мнение о том, что средневековые ученые не занимались изучением природы, сосредоточив все свои силы на теологических дискуссиях. На самом деле Природа как творение Бога не могла не интересовать этих ученых, которые активно занимались фундаментальными проблемами астрономии, оптики, биологии и других наук, получая при этом результаты, предвосхитившие ряд более поздних достижений естествознания и математики. Так, в ХIII-ХIУ вв. - времени наивысшего расцвета средневековой культуры, чье развитие было подорвано эпидемией чумы 1348-50 гг., уничтожившей около половины жителей Западной Европы - в трудах Буридана, Р.Бэкона, Оккама, Фомы Аквинского и других схоластов разрабатывались концепции актуальной бесконечности, инерционного движения, суточного вращения Земли и другие идеи, получившие развитие лишь столетия спустя. В то же время средневековая физика отличалась рядом особенностей, которые не позволяли ей плавно трансформироваться в физику Нового времени.
Средневековое физическое
знание: принципы его организации.
Автор: Гайденко Виолетта
Павловна, Смирнов Георгий Александрович.
Источник: Журнал "Вопросы
истории естествознания и техники"
/ВИЕТ/, 1987, №3. С.113-126.
Тематика материала:
История науки в средние века;
физика в средние века; физика и
философия; наука и религия в
средние века; физика Аристотеля в
средние века; труды Уильяма Оккама
и Фомы Аквинского.
Реферат: Широко распространено
мнение о том, что средневековые
ученые не занимались изучением природы,
сосредоточив все свои силы на теологических
дискуссиях. На самом деле Природа
как творение Бога не могла не интересовать
этих ученых, которые активно занимались
фундаментальными проблемами астрономии,
оптики, биологии и других наук, получая
при этом результаты, предвосхитившие
ряд более поздних достижений
естествознания и математики. Так, в
ХIII-ХIУ вв. - времени наивысшего расцвета
средневековой культуры, чье развитие
было подорвано эпидемией чумы 1348-50
гг., уничтожившей около половины жителей
Западной Европы - в трудах Буридана,
Р.Бэкона, Оккама, Фомы Аквинского и
других схоластов разрабатывались
концепции актуальной бесконечности,
инерционного движения, суточного вращения
Земли и другие идеи, получившие
развитие лишь столетия спустя. В то
же время средневековая физика отличалась
рядом особенностей, которые не позволяли
ей плавно трансформироваться в физику
Нового времени. Прежде всего, схоласты
считали свои конструкции чисто
теоретическими, так сказать, "виртуальной
реальностью", не претендующей на описание
действительного устройства мира. В
глазах средневековых ученых таким
статусом обладала лишь картина мира
Аристотеля-Птолемея, хорошо соответствовавшая
обыденному опыту и идеалам формально-
Наука и техника
в средние века
Катастрофа, погубившая
цивилизацию древнего мира, была вызвана
фундаментальным открытием
«Смотри, сколь внезапно
смерть осенила весь мир, - писал
епископ Ориденций. - Те, кто сумели
устоять перед силой, пали от голода…
В городах и деревнях — повсюду смерть,
страдания, руины и скорбь. Лишь дым остался
от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре».
«Время вернулось к тиши, царившей до сотворения
человека, - свидетельствует итальянский
хронист, - ни голоса в полях, ни свиста
пастуха. Поля превратились в кладбища,
а дома людей — в логовища диких зверей».
Господами Европы стали
потомки завоевателей, варваров-германцев.
Это были тяжеловооруженные всадники-
После первой волны
нашествий, пришедшей из глубин Евразии,
пришла вторая волна — на этот раз
с моря. Скандинавские норманны создали
дракар — мореходное судно с 40-70 гребцами
и прямоугольным парусом. Отличительным
качеством дракара было то, что он мог
с одинаковой легкостью преодолевать
моря и подниматься по рекам, его можно
было даже перетаскивать волоком через
водоразделы. Благодаря дракару норманны
могли внезапно появляться едва ли не
в любом месте — там, где хотели; флотилия
из 50-100 кораблей высаживала несколько
тысяч воинов, которые грабили города
и села и уходили, как только противник
собирал крупные силы. Дракар позволил
норманнам разграбить большую часть Западной
Европы, но, не обладая преимуществом перед
рыцарской конницей, они смогли закрепиться
лишь в немногих областях, в Нормандии,
в Сицилии, в Англии. На востоке Европы
сложилась иная ситуация: здесь не было
рыцарской конницы, и, благодаря своим
мечам и кольчугам, норманны-варяги обладали
военным превосходством над местным населением.
В конечном счете, варяги завоевали страну
славян; они дали этой стране свое имя,
Русь — ведь по-фински русь означает «шведы».
Позднее варяги превратились конных дружинников,
русских бояр.
Хорошо известно,
что русские князья носят скандинавские
имена, Рюрих — это Рорих Ютландский, прославившийся
разграблением Лондона, Олег — это Хельги,
Ольга — это Хельга, Игорь — это Ингварр,
Святослав (казалось бы, славянское имя)
— это Свендислэйв, Владимир — это Вольдемар
и так далее.
Варварские нашествия
охватили всю Евразию, и был лишь
один город, который сумел выстоять
в этой буре, это была последняя
крепость цивилизации — Константинополь.
Варвары, тюрки и арабы, штурмовали
Константинополь с моря и суши,
но греков спасло изобретение греческого
огня — зажигательной смеси, которую
выбрасывали на корабли противника
с помощью мощных насосов. Константинополь
устоял — но страна была разорена, и
долгое время грекам было не до наук
и искусств. Положение изменилось
лишь при императоре Василии I (867-886);
будучи неграмотным крестьянином, Василий
с почтением относился к учёным
монахам и не жалел золота для
возрождения греческой
В начале VIII века
приглашенные халифом
Постепенно науки
возвращались и в Европу. Искорки
древних знаний издавна сохранялись
в монастырях, где монахи переписывали
старые книги и учили молодых
послушников латинской грамоте,
чтобы они могли читать святую
Библию. В те времена латынь была
единственным письменным языком и, чтобы
научиться грамоте, нужно было научиться
латыни: сначала выучить наизусть
полсотни псалмов, а потом освоить
азбуку. Кроме того, в монастырской
школе учили церковному пению
и немного - счёту, в этом и заключалось
тогдашнее образование. Грамотные
люди, само собой, считались монахами,
их называли клириками, они носили тонзуру
и пользовались большим уважением, клирик
мог стать священником или писцом у графа
- если только вёл достойную монаха жизнь,
то есть не вступал в брак. С давних времён
учёные монахи пытались собрать в одну
книгу всё, что осталось от древних знаний
и составляли обширные манускрипты, повествующие
о житиях святых, магических свойствах
чисел и немного - о медицине или географии.
В VII веке Исидор Севильский написал двадцать
томов “Этимологии”, а столетием позже
Беда Достопочтенный составил обширную
“Церковную историю Англии”.
Император Карл Великий
в подражание древним создал свою
Академию — но это был всего
лишь маленький кружок ученых монахов,
здесь сочиняли латинские стихи
и вели летописи. Из этих летописей
видно, что тогдашние грамотеи представляли
землю плоской, в виде огромного
диска, окружённого океаном. Край земли
терялся во мраке и был населён
чудными племенами - одноногими людьми
и людьми-волками. Легенда говорит,
что в X веке молодой монах Герберт
отправился в поисках знаний в
Испанию; он учился “запретным наукам”
у одного арабского мудреца, а
потом соблазнил его дочь и
с её помощью похитил тайные книги.
В этих книгах было написано, что
земля имеет форму шара, что
числа можно записывать с помощью
особых значков-цифр, и ещё многое
другое. Впоследствии монах Герберт
рассказывал обо всем этом людям
и за свою учёность был избран папой
под именем Сильвестра II - но мрак невежества
был столь густым, что слушатели Герберта
мало что поняли из его рассказов, и франки
по-прежнему считали землю плоской.
Мусульманская Испания
была для европейцев ближе, чем Константинополь,
поэтому они ездили в Испанию,
где учились у арабов тому, что
те позаимствовали у греков. После
того, как христиане отвоевали
у мусульман столицу Испании
Толедо, им достались богатые библиотеки
с сотнями написанных арабской вязью
книг. Епископ Раймунду призвал учёных
монахов со всей Европы, и они вместе с
арабскими и еврейскими мудрецами перевели
эти книги - среди них был медицинский
трактат Ибн Сины (Авиценны), философские
манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические
штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские
переводы Платона, Аристотеля, Евклида,
Птолемея. В Испании европейцы познакомились
с бумагой, магнитной иглой, механическими
часами, перегонным кубом для получения
алкоголя. Труды переводчиков продолжались
в течение всего XII столетия, и всё это
время грамотеи Европы тянулись в Испанию
за новыми книгами. Учёных подталкивало
нетерпение их учеников - ведь в XII веке
в Европе открылась тяга к знаниям, выросли
торговые города, и купцы не могли обойтись
без образования. В городах появились
“общие школы”, доступные не только для
монахов; в этих школах преподавали “семь
свободных искусств”, распадавшихся на
“тривиум” и “квадриум”. “Тривиум”
- это были “грамматика”, “риторика”
и “диалектика”, а “квадриум” состоял
из “арифметики”, “астрономии”, “музыки”
и “геометрии”, причём “астрономия”
в действительности была астрологией,
а “геометрия” - географией. В арифметике
большую часть курса занимало истолкование
тайного смысла цифр, а вершиной премудрости
считалось деление многозначных чисел.
Под риторикой разумелось искусство составлять
письма, грамоты и юридические документы
- это была очень важная для горожан наука,
которая со временем легла в основу всего
высшего образования.
Нужно сказать, что
в эпоху господства варваров не существовало
права и законов в том смысле,
как мы их понимаем теперь. У варваров
были свои варварские «правды», сборники
законов, но главным законом был
«божий суд» — судебный поединок на
мечах. Кто побеждал — тот и
был прав. Купцы, которые не хотели
сражаться на мечах, пользовались законами
погибшей Римской империи, сохранившимися
отрывками кодекса, составленного
когда-то императором Юстинианом.
В конце XI века
болонский ритор Ирнерий восстановил
римский кодекс законов и основал первую
юридическую школу. Со временем эта школа
разрослась, в Болонью стали приезжать
тысячи учащихся со всей Европы, и в конце
XII века школа Ирнерия превратилась в “университет”
- учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами,
подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами.
Как у всех цехов, у университета было
своё знамя, свой устав, своя казна и свой
старшина-ректор. Звание магистра (или
доктора) присваивалось после экзамена-диспута,
когда нового “мастера” облекали в мантию
и вручали ему кольцо и книгу - символ науки.
Римские папы поддерживали уважение к
учёному цеху и наделяли докторов бенефициями
- доходами от церковного имущества; они
строили и общежития для бедных студентов,
“коллегии”; позднее доктора стали читать
в этих коллегиях лекции, и, таким образом,
появились новые учебные заведения - колледжи.
В университете было четыре факультета,
один из них, “артистический”, считался
подготовительным: это была прежняя “общая
школа”, где изучали “семь свободных
искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали
все испытания и продолжали учёбу на старших
факультетах - юридическом, медицинском
и богословском. Юристы и медики учились
пять лет, а богословы - пятнадцать; их
было совсем мало, и по большей части это
были монахи, посвятившие свою жизнь богу.
Появление университета
принесло Болонье почёт и немалые
выгоды, поэтому вскоре и другие
города принялись заводить высшие школы
по болонскому образцу. В середине XIII
века в Италии было 8 университетов.
Самым знаменитым университетом
Англии был университет в Оксфорде,
где в XIII веке преподавал знаменитый
астролог и алхимик Роджер Бэкон.
Бэкон жил в башне,
на вершине которой ночами проводил
свои наблюдения, что-то измерял и
чертил с помощью странных приборов
- его считали колдуном и суеверно
боялись. Он составил трактат, в котором
в нарочито туманных, понятных лишь
посвящённым, фразах писал о секрете
пороха и увеличительных стёкол; он
учил определять местонахождение с
помощью широты и долготы. Бэкон
писал также о том, что в
будущем появятся машины, которые
будут возить людей и машины, которые
будут летать по небу — трудно сказать,
как в те времена могли прийти
в голову такие мысли. В конце
концов, Бэкона обвинили в колдовстве
и заточили в тюрьму, откуда он вышел
лишь незадолго до смерти.