Становление Древнеиндийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание

Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Содержание

Введение…………
Становление Древнеиндийской философии……….
Онтология древнеиндийской философии………….
Проблемы человека……………………………….
Заключение…………………………………………..
Список использованной литературы……………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.32 Кб (Скачать документ)

План :

  1. Введение…………
  2. Становление Древнеиндийской философии……….
  3. Онтология древнеиндийской философии………….
  4. Проблемы человека……………………………….
  5. Заключение…………………………………………..
  6. Список использованной литературы……………….

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Более  чем три тысячи  лет  назад   Индостан  стал  родиной  причудливого

переплетения  уникальных философских концепций, духовных практик  и  обычаев. Следовательно, не удивительно,  что  философия  индуизма  не  базируется  на одной религиозной основополагающей системе,  но  сочетает  в  себе  элементы разных вероучений и традиций,  уходящих  своими  корнями  в  глубину  веков. Нужно отметить что,  несмотря  на  общепринятый  термин  «индуизм»,  следует

иметь  в  виду,  что  философские  школы  и  мистические  практики   индусов настолько   многочисленны,   что   общее   название   может   быть   принято исключительно условно.

      Существенное  влияние  на  культуру   Индии   оказали   многочисленные

завоеватели  этого   субконтинента;   первыми   из   них   считаются   арии,

центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось  в период  с 1500 по 1200г. До н.э.  Не  исключено,  что древние индоарии  имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования  обычно  перекликаются с представлениями эллинов.

     Есть  свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До  н.э.,

в  долине  реки  Инд  существовала  Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового  века  в  Индии  и  Пакистане,  названа  по  находкам  в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов),  о  влиянии  которой  на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства,  дошедшие  до  наших дней весьма  скудны.  Однако  некоторые  сохранившиеся  изображения  древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик  Шивы  и  йоговскую

технику, наводят  на мысль о  том,  что  древний  народ  внес  свой  вклад  в

развитие более  поздних философских и религиозных  взглядов.

     С  не меньшей степенью вероятности  можно предположить,  что  ассимиляция светлокожих  арийцев  и  темнокожих  аборигенов  породила   широкий   спектр религиозных  и   социальных   феноменов,   включая   кастовую   общественную структуру,  оказавшую  существенное  влияние  на  формирование   философской мысли.

     Не  следует сбрасывать со  счетов  и  влияние  последовавших   за  ариями

завоевателей. В  период  с  600  по  500  г.  до  н.э.  Индостан  подвергался

нашествию персов, исповедовавших зороастризм.  Позднее,  в  300-100  гг.  до н.э., в страну вторглись греки под  предводительством  Александра  Великого. Уже в  нашем  тысячелетии  (800-1800)  Индия  подверглась  сильному  влиянию исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть  до  1946г.  Попала  в  прямое подчинение британской короне.

     Таким  образом, было бы наивным предполагать  наличие единой  философской системы, отличающейся монолитностью и последовательностью.  Поэтому  индуизм можно  рассматривать  как  совокупность  общественной  мысли,  метафизики  и религии. 

1. Становление. Основные  этапы, учения  и особенности  древнеиндийской  философии.

В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и  Древнем Китае (а в VI в. до н. э. и  в Древней Греции) уже возникают  философские системы. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы, чем глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги. 
В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель-Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. 
 
  Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле – как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в «Сарвадаршанасанграхе» Мадхавачарьи ), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ, мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.

Индийская философия отличается в этом отношении  поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию  истины. Несмотря на наличие множества  различных школ, взгляды которых  весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась  изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному  заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой  характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения {уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Этот  всеобъемлющий характер индийской  философии – терпимость одних  ее философских школ по отношению  к другим – имел то положительное  значение, что каждая философская  система приняла обоснованный и  завершенный вид. Если мы откроем  обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.

     Ретроспективный  взгляд на  развитие  индуизма  позволяет  выделить  три

основных этапа, в течение которых философская  мысль претерпела  существенные

метаморфозы. 

   1. Ведический  период. 15-6 вв.до  н.э.  Период  написания   ранних  «Вед»,

      характеризующийся  привнесением  концепции  Дхармы  –   универсального закона,  устанавливающего  правила  общественной  и  личной  жизни   и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно – философские трактаты, которые  создавались  пришедшими  в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части  вед-упанишады  (дословно  с  санскрита- «сидение у ног учителя»),  в которых дается  философская трактовка содержания вед.

      Как правило,  веды  состояли  из  нескольких  частей.  Это   «священное

      писание», религиозные гимны «самхиты».  Далее  шло  описание  ритуалов «брахманы», написанные брахманами (жрецами)  и  используемые  ими  при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады»).

       В ведах запечатлены все знания  Ариев того времени о самих  себе  и  об  окружающем  мире.  Известны  четыре  веды:   Ригведа  (веда   гимнов),

 Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных

 формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний). 

   2.  Эпический   этап.  6-2  вв.до  н.э.  Приземленная   концепция   Дхармы трансформируется  в  стремление  освобождения  от  бесконечного  цикла

перерождений. Прежняя  смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается ,  но обогащается понятием личного духовного освобождения  (мокши),  которое

становится  доминирующим.  Наиболее  известными  источниками   периода

являются две  поэмы  –  эпосы  «Махабхарата»  и  «Рамаяна»,  в  которых

затрагиваются многие философские  проблемы  эпохи.  Также  это  период становления основных классических школ философии. Философские     течения индуистской мысли   подразделяются   на   ортодоксальные   –   астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика  .   К последним    относятся     буддизм,     джайнизм,     чарвана-лакаята.

Ортодоксальных  школ шесть, и, как правило  они  представлены  попарно:

 ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта. 

   3. Эра  сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э.  В середине 1го тысячелетия нашей   эры вводится понятие бхакти -  служение и любовь к личному божеству.  В этот период основной целью становится не  столько уход  от  череды  земных

воплощений, сколько  достижение единения с  божеством  еще  при  жизни.

Сутра  –  краткий  философский  трактат,   рассматривающий   отдельные

проблемы (например,  «нама-сутра» и др.). Эра  сутр  завершает  период

древнеиндийской философии. 

       В дальнейшем (в средние века) господствующее  положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18  – 20  вв.  индийская философия  обогатилась  достижениями  европейской   философской   мысли   (в частности английской).

2.Онтология древнеиндийской философии.

Онтология индийской философии  (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это  чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 

Одним из основных понятий в индуизме является понятие Атмана – это вечная неизменная духовная сущность, субъективное психическое  начало, сущность индивидуума.  Атман – является частицей Брахмана.  Брахман – первичная сущность,  бессмертное начало, мировой души, которая в процессе саморазвития воплощается и создает весь видимый мир физических тел,  людей. Веданта соотносит понятие  Атман с  понятием Брахман – являющимся (объективным) космическим духовным началом.  Любое проявление энергии, силы, формы жизни физической или психической  - является выражением творческой воли Брахмана и исходит из единого источника.  
Истинная природа Вселенной, сама реальность в понятии индуизма есть Бог, Брахман или Нечто. 
Индусы верят в то, что кроме поверхностной сущности у человека существует глубинная сущность, открывающая ему путь к настоящему счастью.  Важной частью глубинной сущности является – Атман
Атман является внутренним духовным началом человека и началом всех жизненных проявлений. Любое внешнее проявление имеет в своей основе центральное ядро – Атмана и управляется им. 
Постижение и осмысление своей истинной сущности приводит человека к ощущению и осознанию единства  с Атманом, к глубинной мудрости и выходу из сансары. 
Индусы исследуя мир и его проявления считали, что этот мир нельзя свести  к какому-то одному явлению из того что человека знает и видит. Энергия, создавшая этот мир и поддерживающая его, сложнее и больше всех проявленных явлений и форм. А всё существующее в основе своей едино и наполнено жизнью.  В природе нет  реального перехода «мертвой материи» (то, что принято называть неорганической) в живую растительную, а затем в живую (органическую) ткань животных. Неорганические тела это не мёртвые тела, они также наполнены жизнью и от тела неорганического до тела человека – одна непрерывная смена видов и форм живой материи. Разлагающееся  органическое тело обращается в неорганическое,  и цепь превращений начинается снова. 
 Индусы верят в то что, все видимые различия этого мира являются временными и изменчивыми. Любая созданная форма, любое рождённое живое существо в конечном итоге возвращаются к элементам, составляющим землю.  Изначально существует первичное единство и в конце также существует единство. И это единство лежит за гранью существования и не существования, в нём нет различий. 
Индусы верят в то, что Брахман – Бог-творец, это высшая реальность, абсолют, творческое начало, он является первичной реальностью, в которой слито воедино и движение и покой, в нём всё рождается и всё умирает. Весь видимый мир есть Брахман  - т.е. высшее духовное начало, рождающее миры, оставаясь неизменной причиной всего сущего, вне времени и пространства. В отличие от других религий, в индуизме, избегают любых сопоставлений Брахмана с человекоподобным Богом. Брахман не имеет никаких качеств, Бог  – это ни добро и ни зло, ни милосердие и ни справедливость, ни гнев и ни милость, он выше человеческих представлений и суждений. Брахман  недоступен словесному описанию. Понятие Брахман в индуизме сопоставимо с понятием НЕЧТО. Брахман имеет тождественность с Атманом – субъективному началу в человеке. Главная заповедь индуизма – познание Атмана и Брахмана и их тождества. 
Так в  двенадцатой книге «Махабхараты» оп"исывается возникновение мира. Это произведение подчёркивает, что вначале  было единство безо всяких различий. 
«Вначале небыло ничего.  Не было ни солнца, ни луны, ни звёзд; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сене, прежде иных творений возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда ещё не было ни года, ибо некому было отмерять время; но столько сколько длиться год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане».

Информация о работе Становление Древнеиндийской философии