Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:28, контрольная работа
Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
Введение…………
Становление Древнеиндийской философии……….
Онтология древнеиндийской философии………….
Проблемы человека……………………………….
Заключение…………………………………………..
Список использованной литературы……………….
План :
Введение.
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого
переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует
иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.
Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные
завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,
центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются с представлениями эллинов.
Есть
свидетельства, что в
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более
поздних философских и
С
не меньшей степенью
Не следует сбрасывать со счетов и влияние последовавших за ариями
завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался
нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого. Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое подчинение британской короне.
Таким
образом, было бы наивным
1. Становление. Основные этапы, учения и особенности древнеиндийской философии.
В конце II – начале
I тыс. до н.э. в Древней Индии и
Древнем Китае (а в VI в. до н. э. и
в Древней Греции) уже возникают
философские системы. При этом правильный
в целом подход к миру в них был скорее
результатом непосредственного созерцания
природы, чем глубокого и конкретного
изучения действительности в подробностях
и частностях. Научное изучение природы
делало свои первые шаги.
В Древней Индии развитые философские
воззрения содержатся в ведической литературе,
зарождение которой относят к середине
II тыс. до н.э. и которая представляет собой
собрания гимнов персонифицированным
силам природы, религиозных ритуалов и
т.п. Самостоятельные учения в Индии появляются
в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята
(чарвака), крупнейшими представителями
которой считаются Брихаспати и Дхишан,
и философии санкхья (основатель-Капила).
Признавая естественность и вечность
бесконечно многообразного мира, древнеиндийские
мыслители отвергали сверхъестественность
природных явлений и процессов, отрицали
бессмертие души, выступали против языческих
обрядов, религиозных учений джайнизма
и буддизма.
Индийская философия
представляет собой совокупность философских
теорий всех индийских мыслителей, древних
и современных, индусов и неиндусов, теистов
и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская
философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии
индусов» (Hindu philosophy). Это было бы верно
в том случае, если бы слово «индус» понималось
исключительно в географическом смысле
– как житель Индии. Однако поскольку
под словом «индус» подразумевается последователь
индуизма, то есть определенного религиозного
верования, то такое отождествление было
бы неправильным и дезориентирующим. Даже
в сочинениях прежних ортодоксальных
индусских философов (как, например, в
«Сарвадаршанасанграхе» Мадхавачарьи
), которые пытались собрать в одном месте
взгляды всех философских школ, мы находим
наряду с изложением взглядов ортодоксальных
индусских мыслителей освещение атеистических
и материалистических философских школ
(например, чарвака), а также учений таких
неортодоксальных мыслителей, как буддисты
и джайнисты.
Индийская
философия отличается в этом отношении
поразительной широтой
Этот всеобъемлющий характер индийской философии – терпимость одних ее философских школ по отношению к другим – имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.
Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет выделить три
основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные
метаморфозы.
1. Ведический период. 15-6 вв.до н.э. Период написания ранних «Вед»,
характеризующийся
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное
писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов «брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады»).
В ведах запечатлены все
Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных
формул) и Атхарведа
( веда магических заклинаний).
2. Эпический этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла
перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается , но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое
становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода
являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии. Философские течения индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика . К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.
Ортодоксальных школ шесть, и, как правило они представлены попарно:
ньяя / вайшешика,
санкхья / йога и миманса / веданта.
3. Эра сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры вводится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных
воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни.
Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные
проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период
древнеиндийской
философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Одним
из основных понятий в индуизме является
понятие Атмана – это вечная неизменная
духовная сущность, субъективное психическое
начало, сущность индивидуума. Атман
– является частицей Брахмана.
Брахман – первичная сущность, бессмертное
начало, мировой души, которая в процессе
саморазвития воплощается и создает весь
видимый мир физических тел, людей. Веданта
соотносит понятие Атман с понятием
Брахман – являющимся (объективным)
космическим духовным началом. Любое проявление
энергии, силы, формы жизни физической
или психической - является выражением
творческой воли Брахмана и исходит из
единого источника.
Истинная природа Вселенной, сама реальность
в понятии индуизма есть Бог, Брахман или
Нечто.
Индусы верят в то, что кроме поверхностной
сущности у человека существует глубинная
сущность, открывающая ему путь к настоящему
счастью. Важной частью глубинной сущности
является – Атман.
Атман является внутренним духовным
началом человека и началом всех жизненных
проявлений. Любое внешнее проявление
имеет в своей основе центральное ядро
– Атмана и управляется им.
Постижение и осмысление своей истинной
сущности приводит человека к ощущению
и осознанию единства с Атманом, к глубинной
мудрости и выходу из сансары.
Индусы исследуя мир и его проявления
считали, что этот мир нельзя свести к
какому-то одному явлению из того что человека
знает и видит. Энергия, создавшая этот
мир и поддерживающая его, сложнее и больше
всех проявленных явлений и форм. А всё
существующее в основе своей едино и наполнено
жизнью. В природе нет реального перехода
«мертвой материи» (то, что принято называть
неорганической) в живую растительную,
а затем в живую (органическую) ткань животных.
Неорганические тела это не мёртвые тела,
они также наполнены жизнью и от тела неорганического
до тела человека – одна непрерывная смена
видов и форм живой материи. Разлагающееся
органическое тело обращается в неорганическое,
и цепь превращений начинается снова.
Индусы верят в то что, все видимые различия
этого мира являются временными и изменчивыми.
Любая созданная форма, любое рождённое
живое существо в конечном итоге возвращаются
к элементам, составляющим землю. Изначально
существует первичное единство и в конце
также существует единство. И это единство
лежит за гранью существования и не существования,
в нём нет различий.
Индусы верят в то, что Брахман – Бог-творец,
это высшая реальность, абсолют, творческое
начало, он является первичной реальностью,
в которой слито воедино и движение и покой,
в нём всё рождается и всё умирает. Весь
видимый мир есть Брахман - т.е. высшее
духовное начало, рождающее миры, оставаясь
неизменной причиной всего сущего, вне
времени и пространства. В отличие от других
религий, в индуизме, избегают любых сопоставлений
Брахмана с человекоподобным Богом. Брахман
не имеет никаких качеств, Бог – это ни
добро и ни зло, ни милосердие и ни справедливость,
ни гнев и ни милость, он выше человеческих
представлений и суждений. Брахман недоступен
словесному описанию. Понятие Брахман
в индуизме сопоставимо с понятием
НЕЧТО. Брахман имеет тождественность
с Атманом – субъективному началу в человеке.
Главная заповедь индуизма – познание
Атмана и Брахмана и их тождества.
Так в двенадцатой книге «Махабхараты»
оп"исывается возникновение мира. Это
произведение подчёркивает, что вначале
было единство безо всяких различий.
«Вначале небыло ничего.
Не было ни солнца, ни
луны, ни звёзд; из тьмы
первозданного хаоса,
покоившегося без движения,
словно в глубоком сене,
прежде иных творений
возникли воды. Воды
породили огонь. Великой
силой тепла в них рождено
было Золотое Яйцо. Тогда
ещё не было ни года,
ибо некому было отмерять
время; но столько сколько
длиться год, плавало
Золотое Яйцо в водах,
в безбрежном и бездонном
океане».