Становление Древнеиндийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание

Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Содержание

Введение…………
Становление Древнеиндийской философии……….
Онтология древнеиндийской философии………….
Проблемы человека……………………………….
Заключение…………………………………………..
Список использованной литературы……………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.32 Кб (Скачать документ)

Искусство глубокого транса-самадхи  позволяет соединиться Атману с Брахманом. Специально разработанные психотехники существовали в йогических системах. Йога в переводе с санскрита означает – «соединение, единение».   

3.   Гносенология в философии Древней Индии. 

     Главной  особенностью древнеиндийской гносеологии  (учения  о  познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов  и  явлений  (что характерно  для  европейского  типа  познания),  а изучение   процессов , происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и  явлений.  В этой связи индийская философия выделяет три вида  сознания  :  «пракрити»  - материальное сознание, «пуруша» - чистое  сознание  (первичная  энергия,  из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» -  сознание  сновидения,  мираж. Каждое из данных видов  сознания  согласно  индийской  философии  реально  и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая  признает только  материальное  сознание  и   длительное   время   (до   И.Канта)   не рассматривала  вопросы  подлинного  и   неподлинного   бытия,   сущности   и иллюзорности. 

  "Гносеология" - сугубо философская категория. Её название происходит от греческих слов: "γνωσεο"(гносео) - знаю ["γνωσισ"(гносис) - знания] и "λογοσ"(логос) - слово ["λογια" - учение, наука] и дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях выражения "Гносеология" переводится как "Теория познания". Наряду с этим для выражения этого же содержания в философской литературе применяется также слово "Эпистемология". Но последнее слово означает изучение того, что нами принимается за истину на основе веры. Мы будем пользоваться термином "Гносеология" в значении философского учения о сущности познания (сознания). Но сначала очертим круг проблем Гносеологии.

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

  Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.

Пракрити, Пуруша, Майя

   Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя. 
Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун». 
Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет. 
Гуна раджас - деятельность, борьба, сила. 
Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак. 
В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия. 
Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и "пуруша" стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити. 
Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей , больше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя. 
Так впервые в истории философской мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая проблема: различение сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия.
 

4. Проблемы человека

Душа  в индийской философии состоит из двух начал:

• атмана;

• манаса.

Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для  индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

 Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие  мокши, освобождаются от цепи бесконечной  жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Главными  условиями долголетия в Китае считаются:

• поддержание  в чистом состоянии духовной психофизической  энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

• работа над  своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя;

• работа над  судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";

• соблюдение общественных порядков;

• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

• проживание в Китае, соединение с китайской  культурой, подпитка духовной энергией Китая.

2. Древнекитайская  культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

• великий  Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет  Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;

• выход гиганта  Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

• образование  из Хаоса Неба и Земли путем  концентрации всего легкого и  сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;

• возникновение  человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Старинное философское  произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Становление и  развитие философии происходило  при появление первых людей, которые  задумывались над необъяснимыми  явлениями, долгое время философия  шла рядом с религией, в ней  было множество предубеждений религиозного и политического характера, например философия Древней Индии - в которой  общество состояло из каст, высший слой общества заняли пришлые завоеватели, и они не могли допустить в  умах соотечественников мысли о  равенстве, о идеальном государстве  Философы Китая начинают задумываться о идеях, которые принесут спокойствие  и блаженство в обществе, но они  находятся еще под влиянием религии  и взглядами «избранных».

Философия Античности зарождалась под влиянием философии  стран Востока, но развиваясь она  получила полную свободу, чем внесла огромный вклад в развитие мирового сообщества, в Древней Греции возникает  множество взглядов, идей; зарождаются  различные науки. Философии Древней  Греции - это фундамент мировой  культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : 

    1.  Томпсон  М.Восточная  философия/Пер.с   англ.Ю.Бондарева.-М.:   ФАИР-

       ПРЕСС, 2000.- 384с.:

    2. Философия  и религия на зарубежном Востоке  20в.: Сборник статей  /  АН

       СССР, Ин-т философии.Отв.ред. М.Т.Сепаняннц. – М.:Наука, 1985.-272с.

    3. Энциклопедия  для детей.Т.6, ч.1.Религии мира. –  Э68 2е  изд.,испр.  и

       доп.-М.:Аванта+, 1996.-720с.:ил.

    4. Адо А.В.  и др.Философский словарь/Под ред.И.Т.Фролова.  5е изд.-

       М.:Политидат,  1987.-588с.

    5. Радугин.  История философии.

    6. Эрикер К.Буддизм/Пер.с англ.-1999-304с.:ил.-ФАИР-ПРЕСС.

    7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных

       вузов.-1999.-352с.

    8.Философия /Учеб. пособие/ В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; Под. ред. В.К.      Лукашевича.2-ое изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ, 2002. - стр (29-34).

    9. Философия  /учеб. Для студентов вузов /Ю.А.  Харин (и др.); под общ. Ред.  Ю.А. Харина-7-е изд., испр. и доп. - Мн.: ТетраСистем, 2005. - стр (26-28,35-45).

   10. Философия  /Учеб. пособие…с хрестоматийными…извлечениями/ Е.З. Волчек - Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003. - стр (21-28). 
 

Информация о работе Становление Древнеиндийской философии