Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 13:01, реферат
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, вещей?
Введение…………………………………………………………………..3-3
§ 1. Становление и развитие общих представлений о материи……………………...4-6
§ 2. Свойства и атрибуты материи……………………………………………………..7-9
§ 3. Философия о многообразии и единстве мира………………………………….10-11
§ 4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения
материи, их взаимосвязь и качественная специфика………………………………..12-16
Литература……………………………………………………………………………..
Содержание:
Введение…………………………………………………………
§ 1. Становление и развитие общих представлений о материи……………………...4-6
§ 2. Свойства и атрибуты
материи……………………………………………………..
§ 3. Философия о многообразии и единстве мира………………………………….10-11
§ 4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения
материи, их взаимосвязь и качественная специфика………………………………..12-16
Литература……………………………………………………
Введение
Проблема определения
сущности материи весьма сложна. Сложность
заключается в высокой степени
абстрактности самого понятия материи,
а также в многообразии различных
материальных объектов, форм материи,
ее свойств и
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.
Однако при
всей своей многочисленности и разнообразии
самые различные предметы окружающего
нас мира имеют один общий, если так
можно выразиться, знаменатель, позволяющий
объединить их понятием материи. Это
общее есть независимость всего
многообразия предметов от сознания
людей. В то же время это общее
в бытии различных материальных
образований является предпосылкой
единства мира. Однако заметить общее
в самых различных предметах,
явлениях, процессах - задача далеко не
простая. Для этого нужна определенная
система сложившихся знаний и
развитая способность к абстрагирующей
деятельности человеческого разума.
Поскольку знания есть продукт приобретенный,
причем накапливаемый постепенно, в
течение длительного времени, то
многие суждения людей о природе
и обществе первоначально носили
весьма неотчетливый, приближенный, а
порой и просто неверный характер.
В полной мере это относится и
к определению категории
§ 1. Становление и развитие общих представлений о материи.
Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание
материи в качестве строительного
материала, некоей первичной неизменной
субстанции автоматически исключало
выход за пределы имеющихся о
ней представлений. Тем самым
каким-либо конкретным видом вещества
с присущими ему свойствами ограничивалось
дальнейшее познание, проникновение
в сущность материи. Все же большой
заслугой древних материалистов
было изгнание представлений о боге-творце
и признание взаимосвязи
Заметный след
в развитии учения о материи оставили
мыслители Древней
Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники
атомистического учения об окружающем
мире. Они впервые высказали мысль о том,
что все предметы состоят из мельчайших
неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция
- атомы движутся в пустоте, и их различные
сочетания суть те или иные материальные
образования. Уничтожение вещей, по Демокриту,
означает лишь их разложение на атомы.
В самом понятии атома содержится нечто
общее, присущее различным телам.
Вместе с тем,
хотя атомистическое учение и устанавливало
общую природу бытия
Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким- нибудь образом на наши чувства".
Здесь мы видим
стремление выделить то общее в различных
формах материи, а именно: что они
вызывают у нас ощущения. В этом
определении
Гольбах уже отвлекается от конкретных
свойств предметов и дает представление
о материи как абстракции. Вместе с тем
определение Гольбаха было ограниченным.
Оно не раскрывало до конца сущности всего
того , что воздействует на наши органы
чувств, оно не раскрывало специфики того,
что не может воздействовать на наши чувства.
Эта незавершенность предложенного Гольбахом
определения материи создавала возможности
как для материалистической, так и идеалистической
ее трактовки.
К концу прошлого
века естествознание, и в частности
физика, достигло достаточно высокого
уровня своего развития. Были открыты
общие и, казалось, незыблемые принципы
строения мира. Была открыта клетка,
сформулирован закон сохранения
и превращения энергии, установлен
Дарвиным эволюционный путь развития
живой природы, Менделеевым создана
периодическая система
Понятие материи отождествлялось, таким
образом, с понятием вещества, масса характеризовалась
как мера количества вещества или мера
количества материи.
Материя рассматривалась вне связи с пространством
и временем. Благодаря работам Фарадея,
а затем Максвелла, были установлены законы
движения электромагнитного поля и электромагнитная
природа света. При этом распространение
электромагнитных волн связывалось с
механическими колебаниями гипотетической
среды - эфира. Физики с удовлетворением
отмечали: наконец-то, картина мира создана,
окружающие нас явления укладываются
в предначертанные им рамки.
Оценивая в
целом представления
На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В 1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория относительности.
Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица вещества. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: "материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение материи в "ничто". Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.
Диалектико-материалистическое
определение материи направлено
против отождествления понятия материи
с ее конкретными видами и свойствами.
Тем самым оно допускает
§2. Свойства и атрибуты материи.
Выше уже говорилось,
что материя обладает множеством
свойств. Кратко перечислим наиболее общие
из них. К их числу относятся, в
первую очередь, движение, пространство
и время, являющиеся атрибутами материи,
т.е. тем, что обеспечивает их бытие.
Далее. Материя вечна и бесконечна.
Это означает, что она никогда
не имела начала во времени и пространстве
и не будет иметь конца. Принцип
неуничтожимости и
Отсюда следует, что отдельные виды материи
могут исчезнуть, но при этом в определенном
количественном соотношении появляются
другие ее виды. И этот процесс бесконечен.
О свойстве неисчерпаемости материи мы
уже говорили.
Наконец, материя
характеризуется
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Материя имеет
и сложное структурное
Известно, что до конца XIX в. естествознание
не шло дальше молекул и атомов. С открытием
радиоактивности электронов начался прорыв
физики в более глубокие области материи.
Причем, подчеркнем еще раз, принципиально
новым при этом является отказ от абсолютизации
каких-то первокирпичиков, неизменной
сущности вещей. В настоящее время физикой
открыто множество различных элементарных
частиц. Оказалось, что каждая частица
имеет свой антипод - античастицу, имеющую
с ней одинаковую массу, но противоположный
заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы
также имеют свои античастицы, отличающиеся
противоположностью спина и других характеристик.
Частицы и античастицы, взаимодействуя,
"аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь
в другие частицы. Например, электрон и
позитрон, аннигилируя, превращаются в
два фотона.
Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение о возможности существования антимира, состоящего из античастиц, антиатомов и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть аналогичными законам нашего мира.
Общее количество
частиц, включая и так называемые
"резонансы", временной промежуток
жизни которой чрезвычайно мал,
достигает сейчас приблизительно цифры
3ОО. Предсказывается существование
гипотетических частиц - кварков, имеющих
дробный заряд. Кварки пока не открыты,
но без них невозможно удовлетворительно
объяснить некоторые квантово-
Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую ее структурную картину.
Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, т.е. все то, что имеет массу покоя.
Все указанные
виды материи диалектически
Иллюстрацией этого является открытие
в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного характера
элементарных частиц, которые в одних
условиях обнаруживают свою корпускулярную
природу, а в других - волновые качества.
Во-вторых, в
самом общем виде можно выделить
следующие структурные уровни материи:
1. Элементарные частицы и поля.
2. Атомно-молекулярный уровень.
3. Все макротела, жидкости и газы.
4. Космические объекты: галактики, звездные
ассоциации, туманности и т.д.
5. Биологический уровень, живую природу.
6. Социальный уровень - общество.
Каждый структурный
уровень материи в своем
Информация о работе Становление и развитие общих представлений о материи