Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 13:01, реферат
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, вещей?
Введение…………………………………………………………………..3-3
§ 1. Становление и развитие общих представлений о материи……………………...4-6
§ 2. Свойства и атрибуты материи……………………………………………………..7-9
§ 3. Философия о многообразии и единстве мира………………………………….10-11
§ 4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения
материи, их взаимосвязь и качественная специфика………………………………..12-16
Литература……………………………………………………………………………..
Всякий более
высокий уровень материи
В-третьих, исходя
из приведенной выше классификации,
можно выделить три различных
сферы материи: неживую, живую и
социально-организованную - общество.
Выше мы рассматривали эти сферы
в иной плоскости. Дело в том, что
всякая классификация относительна,
а поэтому в зависимости от
потребностей познания можно давать
самую различную классификацию
уровней, сфер и т.д., отражающих сложную,
многогранную структуру материи. Подчеркнем,
что избранное то или иное основание
классификации есть лишь отражение
многообразия самой объективной
реальности. Можно выделить микро-,
макро- и мегамир. Этим классификация
структуры материи не исчерпывается,
возможны и другие подходы к ней.
§ 3. Философия о многообразии и единстве мира.
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.
Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем; во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные и вместе с тем в несводимости специфических закономерностей последних к первым.
Диалектико-материалистическое
положение о материальном единстве
мира доказывается развитием естествознания.
Открытие электромагнитных волн и светового
давления свидетельствует о
Дарвиным.
Овладение методом
спектрального анализа
Солнце и другие звезды, звездные ассоциации
и планеты имеют в своем составе те же
химические элементы, что и Земля. Многообразие
химических элементов раскрывается периодической
системой элементов Д.И. Менделеева.
Особенно знаменательными
были открытия в физике на рубеже XIX-XX
вв., показавшие сложную структуру
атома. Обогатились представления
об основных формах движения. Все эти
открытия отвергают субстратно-
Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.
В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.
Единство мира
находит свое отражение, например, в
математике, которая раскрывает некоторые
общие связи в окружающем мире.
Действительно, единство мира проявляется
по Ленину, в поразительной аналогичности
дифференциальных уравнений, описывающих
различные области
Какая из этих моделей наиболее точно
описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего
развития физики и астрофизики.
Вносит свой
вклад в раскрытие сущности материального
единства мира и кибернетика, устанавливающая
общее в различных явлениях и
процессах. И вообще, интеграция наук
- свидетельство материального
В социальной сфере
работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова
и др. была раскрыта материальная основа
психики человека и тем самым
навсегда развеяна дуалистическая идея
о человеке как о соединении двух
противоположных начал
- души и тела. Не менее важное значение
имело обоснование единства природы и
общества.
Завершая анализ,
отметим, что в глобальных масштабах
материальное единство мира проявляется
в различных аспектах: в абсолютности
и вечности материи, ее несотворимости
и неуничтожимости; во взаимной связи
и обусловленности всех материальных
систем и структурных уровней
материи; в многообразных взаимных
превращениях форм движущейся материи;
в историческом развитии материи, возникновении
живых и социально
Среди всех всеобщих
свойств, атрибутов материи важнейшим
является движение как способ существования
материи.
§4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь и качественная специфика.
При всей ограниченности
взглядов на сущность материи философов
материалистов древнего мира, они
были правы в том, что признавали
неразрывность материи и
Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.
Само понятие
"движение", как и понятие "материя",
есть абстракция.
Нет движения как такового, а есть движение
конкретных материальных предметов.
На основе развития
частных наук, анализа философских
идей своих предшественников создатели
диалектико материалистической философии
углубили понимание сущности движения,
его непрерывной связи с
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.
Концепция самодвижения
материи есть логический вывод из
самой сущности диалектики, основными
принципами которой являются принципы
всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая
концепция движения преодолевает механистическое
и метафизическое понимание движения
как только простого перемещения предметов
друг относительно друга, как движение
по замкнутому кругу с возвратом в исходное
положение, как только чисто количественные
или только качественные изменения. С
диалектико- материалистической точки
зрения любой предмет, находящийся в состоянии
покоя относительно одних тел, находится
в движении по отношению к другим телам.
Более того, внутри каждого предмета происходят
непрерывные изменения и процессы, взаимодействия
их внутренних частей (элементарных частиц,
полей), переход частиц в поля и наоборот,
что и является внутренней причиной их
изменений, причиной того, что любая вещь
в каждый момент времени является той
же и в то же время уже другой. Из сказанного
следует, что "движением называются
всякие изменения и процессы во Вселенной,
начиная от простого перемещения и кончая
мышлением". И это бесконечный процесс,
в этом суть, в этом основа и причина существования
бесконечного многообразия вещей, объединяемых
общим понятием "материя". Как видим,
если предположить невозможным отсутствие
движения, то материя представляла бы
собой лишенную всякой определенности,
мертвую, безжизненную, полностью лишенную
активности массу. Именно благодаря движению
материя дифференцируется, происходит
непрерывное возникновение и уничтожение
всего многообразия предметов и явлений.
Движение способ существования материи,
и, следовательно, быть, существовать значит
быть вовлеченным в процесс изменения,
в движение. А это значит, что движение
абсолютно, как и материя. Но это не исключает
признания относительности движения в
различных конкретных случаях.
Например, механическое движение одного
предмета относительно другого иливзаимопревращение
конкретных элементарных частиц данного
состояния по отношению к другому их состоянию.
Так, аннигиляция электрона и позитрона
ведет к появлению двух протонов. Здесь
мы видим различие конечного результата
по отношению к начальному состоянию элементарных
частиц.
Признавая абсолютность
движения, диалектический материализм
не отрицает его противоположности
покоя. Под покоем понимается неизменность
вещей, их стабильность, временное единство
противоположностей, равновесие, сохранение
вещей и их состояний. Если движение
является причиной возникновения конкретных,
качественно различных вещей, то
покой является причиной сохранения
относительной устойчивости этих конкретных
вещей, условием их существования. Если
представить себе, что состояние
покоя не существует, то всю материю
придется представить как нечто
хаотичное, лишенное всякой определенности,
качественно неразличимое. Таким
образом, благодаря движению образуются
конкретные качественно различные
предметы, а благодаря состоянию
покоя они существуют какое-то время
в определенном состоянии и в
известном месте. Например, Пимезон
"живет" всего 0,25*10-5 с.
Это очень малое время, но в течение этого
времени он остается самим собой.
Таким образом, состояние покоя, состояние
временного равновесия является, как и
движение, необходимым условием дифференциации
материи.
Вместе с тем
важно отметить, что сама возможность
покоя, относительной устойчивости
вещей определяется движением материи.
Не было бы движения, не было бы и качественно
различных предметов, не было бы и
равновесия, стабильности и т.д., т.е.
не было бы и покоя. Это еще раз
приводит к мысли, что "движение абсолютно,
а покой относителен". И если
можно в какой-то мере говорить об
абсолютности покоя, то только в плане
необходимости всеобщего
В отличие от
механистического материализма, абсолютизирующего
механистическую форму
Все эти формы
движения взаимосвязаны между собой
и более простые входят в более
сложные, образуя качественно иную
форму движения. Каждая из этих форм
включает в себя бесконечное множество
видов движения. Даже простейшая механическая
включает в себя такие виды движения,
как равномерно прямолинейное, равномерно
ускоренное (замедленное), криволинейное,
хаотическое и др. Наиболее сложной
формой движения является социальная,
т.к. материальный носитель есть самый
сложный вид материи
Информация о работе Становление и развитие общих представлений о материи