Структура философского знания и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 13:37, реферат

Описание

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти области исследований превращаются в разделы философского знания — «философские науки». Уже в древности философы говорили, что в философском знании, как в курином яйце, можно выделить три основных слоя.

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

 

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).                     

 

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.                                                                            

 

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).      Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.                                          

 

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.    

 

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Функции философии

1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

• мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-

10

но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция — объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Вопрос о функциях философии — это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское знание.

Рассмотрим следующие основные функции философии: мировоззренческую, социальную и методологическую.

 

§ 2 . 1 . Мировоззренческая функция

Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:

1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

2) эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями;

3) мировоззрение определяет направленность личности, ее  жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности.

 

Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений,

 

Людям первобытного общества было свойственно мифологическое мировоззрение. Одним из наиболее широко распространенных в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В борьбе с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремление решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения.

 

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

 

Какое же отношение имеет к мировоззрению философия?  между ними существует самая тесная и непосредственная связь. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений.

 

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования  мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов.

 

Мировоззрение человека, не знающего философии и неспособного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно, как правило, страдает отсутствием основательности и широты, неустойчивостью или, наоборот, догматичностью. Ему часто свойственны несогласованность между содержащимися в нем взглядами и внутренняя противоречивость.

 

Можно, конечно, прожить всю жизнь со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием. Но очень часто узость, поверхностность, противоречивость мировоззрения, обусловленные его философской непроработанностью, ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие — к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой.

Можно пытаться собственными силами преодолевать все мировоззренческие трудности и наводить порядок в своих мировоззренческих представлениях. Однако вряд ли разумно заново «изобретать велосипед», пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии.

Поэтому следует прислушаться к совету древнего мудреца, греческого философа Эпикура (341—270 гг. до н.э.): «Пусть никто в молодости не

откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым

для ЗДОРОВЬЯ души»

 

§ 2, 2. Социальная функция

В философии формулируются проблемы, поставленные, в конечном счете, жизнью, а в философских дискуссиях идет поиск таких их решений, которые соответствуют потребностям различных социальных групп, народов, общества в целом или личности на том или ином этапе истории. Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из ряда взаимосвязанных между собой функций (или «подфункций»), К важнейшим из них относится ее культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи. Она выступает как своего рода «ядро» культуры, как ее «живая душа», «мозговой центр», оказывающий существенное, хотя и не всегда заметное без специального анализа, влияние на ее развитие.

Известный мыслитель, много занимавшийся изучением культуры, А. Швейцер (1875—1965), вероятно, не слишком преувеличивает, ут-

верждая: «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю свою жизнь не прочли ни одной строки из их сочинений

И даже не подозревали, что повинуются им». llo-видимому, следует согласиться и с другим крупным философом XX в. Б.Расселом (1872—1970): «Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами» 12. Важной задачей философской мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.

В нашей стране после Октябрьской революции марксистская философия была возведена в ранг официальной философии государства и

скована требованием пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Всякое фи-

лософское инакомыслие пресекалось. Философия, по существу, была лишена возможности выполнять критическую функцию. Это явилось

одной из причин догматизации общественного сознания. Многие замечали «отдельные недостатки», но вопреки всякой очевидности считали их лишь «пережитками капитализма», которые в результате «великих завоеваний социализма» постепенно устраняются из нашей жизни. Преобразование нашего общества неотделимо от философской критики «привычек сознания» и требует восстановления и усиления критической функции философии. Философское мышление необходимо для прогнозирования изменений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в сфере философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ его развития. В социально неоднородном обществе интересы и стремления различных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в противоречие друг с другом. Философия, отражая общественную

жизнь эпохи, не может уйти от этого факта. В философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды разных социальных слоев общества. Это делает ее ареной борьбы различных идеологий.

 

ИДЕОЛОГИЯ — это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий.

 

В философских учениях развивается и обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии. Идеологическую функцию философии нельзя понимать упрощенно — как унижающее «приспособленчество», как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, желая во что бы то йи стало защитить ее интересы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и начинают проповедовать даже заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Конечно, есть/философы и такого сорта. Но философия, не стремящаяся к истине, перестает быть философией. Философ, предающий истину, предает и философию. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы

всеми правдами и неправдами «защищать» интересы какого-то класса, а в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Это чрезвычайно важное дело, поскольку только в столкновении разных идеологий могут совершенствоваться представления о средствах решения

социальных проблем и путях общественного прогресса. Было бы неверно думать, что каждое философское учение четко и однозначно «привязано» к интересам одного определенного класса и защищает только их. Нередко в одном и том же философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Кроме того, философы обсуждают и такие проблемы, которые не затрагивают ничьи классовые интересы. Создаваемые выдающимися мыслителями философские учения, каково бы ни было их идеологическое значение, заключают в себе общечеловеческое содержание, защиту и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Информация о работе Структура философского знания и его функции