Структура личности и поведенческие типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание

Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди.
Включение человека в общество осуществляется через различные социальные
общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные
группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в
обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек
оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых
оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится,
таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он
представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не
рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы,
а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт
общества.

Содержание

Введение 3
Социальные системы и личность Ошибка! Закладка не определена.
Понятие личности в социологии 4
Компоненты структуры личности 5
Поведенческие типы 8
Социальное поведение 8
Ролевая концепция личности 9
Социальное поведение в представлении психологов и социологов 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Понятие личности , её смтруктуре и типалогия.docx

— 34.81 Кб (Скачать документ)

эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты  закрепляются  в

поведении или устраняются  из него в зависимости от реакции  социальной  среды

(группы, класса, общества  в целом). В свою очередь реакция  социальной  среды

на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в  морали,  в

праве, в идеологии  и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от  системы

ценностей, идеалов, жизненных интересов  и  устремлений  социальной  группы,

класса, общества в  целом.  Индивидуальное  действие,  вступая  в  социальный

мир, получает свое определение  извне,  его  сущность,  социальный  смысл  и

значение определяются социальными целями. Социальная  оценка  индивидуальных

действий предопределяется объективно существующим  набором  их  стереотипов,

включенных в систему  норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные,  хотя  и  не

формализованные шкалы  оценок существуют в морали, профессиональной  этике  и

т. д., образуя нормативную  структуру соответствующих социальных групп. 

                         Ролевая концепция личности 

      Каждый  человек, живущий в обществе,  включен  во  множество  различных

социальных групп (семья, учебная группа, дружеская  компания  и  т.  д.).  В

каждой из этих групп  он  занимает  определенное  положение,  обладает  неким

статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом,  один

и тот же человек  должен вести себя в одной ситуации как  отец,  в  другой  —

как друг, в третьей  — как начальник, т. е. выступать  в разных ролях.

      Социальная  роль — соответствующий  принятым  нормам  способ  поведения

людей в зависимости  от  их  статуса  или  позиции  в  обществе,  в  системе

межличностных  отношений.  Освоение  социальных  ролей  —   часть   процесса

социализации личности, непременное условие «врастания»  человека  в  общество

себе подобных. Социализацией  называется  процесс  и  результат  усвоения  и

активного воспроизведения  индивидом  социального  опыта,  осуществляемый  в

общении  и  деятельности.  Усваивая  социальные  роли,   человек   усваивает

социальные  стандарты  поведения,  учится  оценивать  себя  со   стороны   и

осуществлять  самоконтроль.   Таким   образом,   развитая   личность   может

использовать ролевое  поведение  как  инструмент  адаптации  к  определенным

социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь  с  ролью.

Ролевая концепция  личности возникла в американской социальной  психологии  в

30-х годах XX в. (Ч.  Кули, Дж. Мид) и получила распространение   в  различных

социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ. 

        Социальное поведение в представлении  психологов и социологов 

      Чарлз  Кули  считал,  что  личность  формируется  на  основе  множества

взаимодействий людей  с окружающим миром. В  процессе  этих  интеракций  люди

создают свое «зеркальное  Я», состоящее состоит из трех элементов:

     1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают  другие (Я уверена, что

        люди обращают внимание на  мою новую прическу);

     2) 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют  на то,  что  видят  (Я

        уверена, что им нравится моя  новая прическа);

     3) 3) того, как мы отвечаем на воспринятую  нами реакцию других (Видимо,

        я буду всегда так причесываться) 

      Американский  психолог Джордж Герберт Мид  пошел дальше в своем  анализе

процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс  формирования  личности

включает три различные  стадии.  Первая  —  имитация.  На  этой  стадии  дети

копируют поведение  взрослых, не понимая его.  Затем  следует игровая  стадия,

когда дети понимают поведение  как  исполнение  определенных  ролей:  врача,

пожарного, автогонщика  и т.д.; в процессе игры они воспроизводят  эти  роли.

Переход от одной  роли к  другой  развивает  у  детей  способность  придавать

своим мыслям  и  действиям  такой  смысл,  какой  придают  им  другие  члены

общества, — это  следующий важный шаг в процессе создания своего "Я".  Третий

этап, по  Миду,  стадия  коллективных  игр,  когда  дети  учатся  осознавать

ожидания не только  одного  человека,  но  и  всей  группы.  Ролевая  теория

личности  описывает  ее  социальное  поведение  двумя  основными  понятиями:

«социальный статус»  и  "социальная  роль".  Человек  может  иметь  несколько

статусов. Но чаще всего  только один определяет  его  положение  в  обществе.

Часто бывает так, что  главный,  или  интегральный,  статус  обусловлен  его

должностью (например, директор,  профессор).  Социальный  статус  отражается

как во внешнем поведении  и облике (одежде, жаргоне и иных знаках  социальной

и  профессиональной  принадлежности),  так  и  во  внутренней   позиции   (в

установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.)

      Социологи  отличают предписанные и приобретенные  статусы.  Предписанный

— это значит навязанный  обществом  вне  зависимости  от  усилий'  и  заслуг

личности. Он обусловливается  этническим  происхождением,  местом  рождения,

семьей и т. д.  Приобретенный  (достигнутый)  статус  определяется  усилиями

самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.  д.).  Выделяются

также  естественный  и  профессионально-должностной  статусы.   Естественный

статус  личности  предполагает  существенные   и   относительно   устойчивые

характеристики человека  (мужчины  и  женщины,  детство,  юность,  зрелость,

старость  и  т.  д.).  Профессионально-должностной  —  это  базисный  статус

личности,   для   взрослого   человека   чаще   всего   являющийся   основой

интегрального  статуса.  В  нем  фиксируется  социальное,  экономическое   и

производственно-техническое  положение (банкир, инженер, адвокат  и т. д.).

      Социальный  статус  обозначает  конкретное  место,  которое   занимает

индивид в данной социальной системе. Совокупность требований,  предъявляемых

индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная  роль  —

это совокупность действий,  которые  должен  выполнить  человек,  занимающий

данный статус в  социальной  системе.  Каждый  статус  обычно  включает  ряд

ролей.  Совокупность  ролей,  вытекающих  из  данного  статуса,   называется

ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то,  чего

согласно «правилам  игры» ждут от той или иной роли, и на  ролевое  поведение

— то, что человек  реально выполняет в рамках своей  роли.  Всякий  раз,  беря

на себя ту или  иную  роль,  человек  более  или  менее  четко  представляет

связанные  с  ней  права  и  обязанности,  приблизительно  знает   схему   и

последовательность  действий  и  строит  свое  поведение  в  соответствии  с

ожиданиями окружающих.

      Социальное  поведение попытался систематизировать  Тол-котт Парсонс.  Он

считал,  что  любая  роль  может  быть  описана  с  помощью  пяти   основных

характеристик:

Эмоциональность. Некоторые  роли (например,  медицинской  сестры,  врача  или

полицейского)  требуют  эмоциональной  сдержанности  в   ситуациях,   обычно

сопровождающихся  бурным проявлением чувств (речь идет о болезни,  страдании,

смерти). От членов семьи  и  друзей  ожидается  менее  сдержанное  выражение

чувств.

Способ получения.  Некоторые  роли  обусловлены  предписанными  статусами  —

например,  ребенка,  юноши  или  взрослого  гражданина;   они   определяются

возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются;  когда  мы

говорим о профессоре, мы имеем в виду такую  роль,  которая  достигается  не

автоматически, а  в результате усилий личности.

Масштаб.  Некоторые   роли   ограничены   строго   определенными   аспектами

взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены  вопросами,

которые непосредственно  относятся  к  здоровью  пациента.  Между  маленьким

ребенком и его  матерью или отцом устанавливаются  отношения  более  широкого

плана; каждого из родителей волнуют многие стороны  жизни малыша.

Формализация. Некоторые  роли  предусматривают  взаимодействие  с  людьми  в

соответствии  с  установленными  правилами.  Например,  библиотекарь  обязан

выдать  книги  на  определенный  срок  и   потребовать   штраф   за   каждый

просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других  ролей

допускается  особое  обращение  с  теми,  с  кем  у  вас  сложились   личные

отношения. Например, мы не ожидаем, что брат  или  сестра  заплатят  нам  за

оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у  незнакомого человека.

Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами.  Ожидается,  скажем,

что предприимчивый человек поглощен собственными интересами —  его  поступки

определяются стремлением  получить максимальную прибыль.  Но  предполагается,

что священник трудится  главным  образом  ради  общественного  блага,  а  не

личной выгоды. Как  считает Парсонс, любая роль включает некоторое  сочетание

этих характеристик. 

      Теория  ролей  хорошо   описывает   адаптационную   сторону   процесса

социализации личности.  Но  эту  схему  нельзя  принять  за  единственную  и

исчерпывающую,  поскольку  она  оставляет  в   тени   активное,   творческое

личностное начало

      Концепция   личности  3.  Фрейда.  Другой  образ  личности  возник  под

влиянием идей  3.  Фрейда,  рассматривавшего  человека  как  стремящегося  к

удовольствию, а общество — как систему запретов,  табу.  Бессознательные  (в

первую очередь  сексуальные) стремления  личности  образуют  ее  потенциал  и

основной  источник  активности,  задают  мотивацию  ее  действиям.  В   силу

невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей  в  их  естественно-

природной форме  из-за социальных нормативных  ограничений  человек  вынужден

постоянно  искать  компромисс  между  глубинным  влечением   и   общественно

приемлемой формой его реализации. Вся человеческая  история  рассматривается

Фрейдом как история  нарастающего психоза.

      В  соответствии с концепцией классического  бихевиоризма Уотсона Скиннер

исследует поведение  организма. Сохраняя двучленную схему  анализа  поведения,

он   изучает   только   его    двигательную    сторону.    Основываясь    на

Информация о работе Структура личности и поведенческие типы