Судьба цивилизации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:18, реферат

Описание

Цель работы: проанализировать судьбу цивилизации России .

Выдвигаемые задачи:
Определить с помощью научной литературы понятия: русский народ, цивилизация, русская цивилизация;
Отразить начало и развитие русской цивилизации и её роль и место в мире;
На основе трудов современных философов определить насто

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Русская цивилизация……………………………………………………6
2. Возникновение и развитие российской цивилизации.
Понятие "Россия", её место в мире………………………………………8
3. Настоящее и будущее российской цивилизации…………………….....21
Заключение………………………………………………………………… 25
Используемая литература………………

Работа состоит из  1 файл

Судьба цивилизации России.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание 

   Введение……………………………………………………………………..3 

     1.  Русская цивилизация……………………………………………………6

   2. Возникновение  и развитие российской цивилизации. 

       Понятие "Россия", её место в мире………………………………………8

   3. Настоящее  и будущее российской цивилизации…………………….....21 

   Заключение………………………………………………………………… 25 

   Используемая  литература………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от латинского civilis - гражданский, государственный)

1) Синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.1

   Цивилизация — главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным критериям. Как мне кажется, цивилизация не равнозначна понятию культура. Так последняя представляет только конкретный результат развития внутренних духовных ценностей цивилизации, имея строгое ограничение во времени и пространстве, то есть выступает в контексте своей эпохи.

   Тема  моего реферата «Судьба цивилизации России», на мой взгляд очень современна, в связи с поднятием национально-патриотического духа, ведь русская цивилизация - целостная совокупность духовно - нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.

   Цель  работы: проанализировать судьбу цивилизации России .  
 

   Выдвигаемые задачи:

  1. Определить с помощью научной литературы понятия: русский народ, цивилизация, русская цивилизация;
  2. Отразить начало и развитие русской цивилизации и её роль и место в мире;
  3. На основе трудов современных философов определить настоящее и будущее российской цивилизации.

    В «Заключении» реферата сделан краткий вывод по всем 3 главам.                                                                                                                                                                                                                            

   Реферат на данную тему был выполнен с помощью  следующих литературных источников.

   Энциклопедический словарь русской цивилизации. Настоящий словарь является первой попыткой создания всеобъемлющего справочника по русской цивилизации.  Энциклопедический словарь русской цивилизации — свод основополагающих сведений о духовно - нравственной и религиозной жизни русского народа, его святынях, обычаях, традициях, устоявшихся представлениях, государственных и общественных понятиях, географии и истории, экономике и бытовом укладе, культуре и искусстве, науке и технике, святых и подвижниках, царях и правителях, героях и выдающихся деятелях, создавших Великую Россию. Словарь призван помогать русскому человеку ориентироваться в понятиях, святынях, событиях и людях Святой Руси. Он раскрывает не только духовно-нравственное богатство русской цивилизации с древнейших времен до наших дней, но и ее высокую способность решать научные, технические, экономические и военные проблемы в условиях агрессивного натиска западной цивилизации.

     Книга Мантанова «Стратегия развития: Ценности новой цивилизации».

   В монографии рассматривается аксиологическая стратегия общественного развития в информационную эпоху. Доказана эволюционная необходимость нового типа цивилизационного развития и раскрыта его специфика. Перспективы и основания современной цивилизационной трансформации подвергаются анализу в связи с разрешением концептуальных противоречий и трудностей, обозначившихся внутри философского дискурса устойчивого развития информационного общества.

     Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

   В пособии рассматриваются характерные  черты иррационалистической школы  философии, ведущими представителями  которой являлись А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор  и Ф. Ницше. Напечатано по решению  кафедры социальной философии и  философии права факультета философии и культурологии РГУ.

   А так же по материалам, отраженным в брошюре И.А.Ильина. "О русском национализме. Что сулит миру расчленение России" Издательство "Русский архив" при "Народном Доме России", Новосибирск. 1991 год.

   Ильин верит в русский народ, в его духовность, жизнестойкость. Он весьма убедительно формирует фундамент этой веры, укладывая в него блоки аргументации один за другим: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Русская цивилизация
 

   Быть  русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в, то, же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле.

   Быть  русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию  принимать ее как одну из главных  и заветных святынь своей личной жизни.

   Быть  русским — значит верить в Россию так, как верили в нее все русские  великие люди, все ее гении и  строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и  нашу победу... Без веры в Россию нам  не возродить ее. (И. А. Ильин).2

   Внимательный  взгляд на русскую жизнь, по крайней  мере, за последнее тысячелетие, позволяет увидеть, что в нашей стране сложилась самобытная цивилизация, высокие духовно-нравственные ценности которой все больше открываются для нас в православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели — в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души. Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа, отчетливо прослеживаются по первоисточникам в течение более чем двух тысяч лет, проявляясь, конечно, не одинаково в разные периоды и в разных областях России.

   Русская цивилизация — целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание. Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие другие народы, развить великие культуру, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества.

   Впервые к мысли о существовании русской  цивилизации пришел выдающийся русский  ученый Н. Я. Данилевский. Правда, он говорил  не о русской, а о славянской цивилизации, однако понятия, которые он в нее  вкладывал, позволяют говорить, скорее всего, о русской цивилизации. Именно Данилевский впервые в мире научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер.

   До  него господствовало представление, что  человеческое общество развивается  во всех странах одинаково, как бы линейно вверх, от низших форм к высшим. Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим, а затем получили окончательную завершенность в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе и являлись западной разновидностью концепции Третьего Рима, то есть Запад как бы принимал эстафету мирового развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации. Все многообразие культурно-исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации.

   Эти ошибочные представления Н. Я. Данилевский убедительно опроверг. Он показал, что развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему критериям.  
 

   2. Возникновение и развитие российской цивилизации. Понятие "Россия", её место в мире

    

   Каждое  общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения, возникновения  и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности, переносом Вызовов и Ответов из внешней среды внутрь общества. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный характер, поскольку цивилизации оказываются непохожими одна на другую, но главный Ответ на Вызов Логоса определяет сущность единой человеческой цивилизации.

   Генезис цивилизаций есть результат поиска адекватных Ответов на вопросы, предъявляемые людьми либо природой - стимулы «бесплодной земли» и «новой земли», либо человеческим же окружением - стимулы «удара» и «давления». Во-первых, новая цивилизация может появится непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры, выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты), берущего на себя формирование Ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности при помощи механизмов мимесиса. Мимесис - социальное подражание, «приобщение через имитацию к социальным ценностям». Я. Г. Шемякин толкует это понятие расширительно, считая мимесисом, в частности, происходящее сегодня в России интенсивное заимствование элемента западной культуры.

   Второй  возможный вариант - возникновение  цивилизации, использующей достижения цивилизации предшествующей. Как  подмечено Тойнби, в качестве хранителя  и передатчика информации такого рода особенно часто выступают конфессиональные институты: церковь могла «в период опасного междуцарствия, когда на смену гибнущему социальному телу приходило в муках другое, стать жизнетворным центром, ядром нового общества». По всей видимости, в России осуществлялся именно второй путь складывания цивилизации, а значит, многие ее аспекты должны объясняться через характерные особенности материнских цивилизаций (христианской в целом и византийско-православной в частности).

   Если  единство западной цивилизации почти  всегда обеспечивалось деятельностью католической церкви и самим ее существованием (причем даже после Реформации роль цементирующего цивилизацию фактора играли европейская культура и менталитет, католической же церковью и сформированные), то монолитность российской цивилизации обеспечивалась гораздо более прочными государственными структурами. Католическая церковь, несмотря на все политические амбиции папства, оставалась, тем не менее, принципиально над государственным и наднациональным институтом. Русская же история, по словам Н. Бердяева, «явила совершенно исключительное зрелище - полнейшую национализацию церкви Христовой, которая определяет себя как вселенскую».

   Русская цивилизация как духовно-исторический тип зарождалась почти за два  тысячелетия до принятия христианства. Ее контуры вырисовываются в духовных представлениях чернолесской культуры Среднего Поднепровья Х—VIII веков до н. э. Уже тогда земледельческие племена восточного славянства создали союз для обороны от кочевых киммерийцев, научились ковать железное оружие и строить могучие крепости. Древние люди этих племен называли себя сколотами. 3

Информация о работе Судьба цивилизации России