Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:55, реферат
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях,
устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти
законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических
законов, которые раскрывают существенные связи действительности,
эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависи-
мостей.
ВСТУПЛЕНИЕ
Предметом учебной дисциплины "Основы научных исследований"
являются методология и методы научных исследований, а также способы
их организации. В результате изучения теоретического курса и
выполнения исследований по выбранной теме студент должен освоить
методологию и методику научных исследований, уметь формулировать
цель и задачи исследования, планировать и проводить эксперимент,
обрабатывать результаты измерений, сопоставлять результаты экспери-4
мента с теоретическими моделями и формулировать выводы научного
исследования, составлять реферат, доклад, курсовую работу или статью
по результатам научного исследования
В соответствии с учебным планом подготовки инженеров-
биотехнологов специальности 092901 "Промышленная биотехнология"
квалификационного уровня "специалист" на курс "Научные исследова-
ния" предусмотрено 162 часа: 72 часа в девятом семестре и 90 часов в
десятом семестре. В девятом семестре студенты выполняют индивидуаль-
ное задание, а десятом – курсовую работу. Кроме этого, в учебном плане
подготовки
инженеров-биотехнологов-
ного уровня "магистр" в одиннадцатом семестре предусмотрено 120 часов
лабораторных работ на научные исследования и выполнение курсовой
работы. Настоящее пособие подготовлено на основе работ [1–10],
адаптированных таким образом, чтобы максимально облегчить усвоение
курса "Научные исследования" студентам специальности 092901
"Промышленная
биотехнология" всех форм
Великая хартия университетов "Magna Charta Universitatum"
утверждает ключевую роль научных исследований в фундаментальной
миссии университета – сохранении и преумножении культурно-
технического потенциала человечества, подчеркивает неразделимость
обучения и научных
манифесте" 1999 года министры образования европейских стран заявляют
о важности непрерывного процесса адаптации научных исследований и
системы высшего образования к изменяющимся нуждам, запросам
общества и к необходимости развития научных знаний. В "Коммюнике"
конференции европейских министров высшего образования 2005 года, на
которой к Болонскому процессу официально присоединилась Украина,
подчеркивается необходимость максимально интенсифицировать процесс
создания Европейского пространства высшего образования (EHEA –
European Higher Education Area), и важность научных исследований в
укреплении высшего
развития, и для социального сплочения европейских стран. Тексты этих
документов приведены в приложе
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Формой существования и
исследование.
Научная (научно-исследовательская) деятельность – это
деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научное исследование – это деятельность, направленная на
всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и
связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека
результатов. Его объектом являются материальная или идеальная
системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов,
различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным
основаниям. По источнику финансирования различают научные
исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджет-
ные исследования финансируются из средств государственного бюджета.
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-
заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые
исследования могут
ному плану преподавателя.
9
В нормативных правовых актах о науке научные исследования
делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные,
поисковые и разработки.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная
или теоретическая деятельность, направленная на получение новых
знаний об основных закономерностях строения, функционирования и
развития человека, общества, окружающей природной среды.
Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования
о закономерностях
взаимодействии между собой и с окружающей средой.
Прикладные научные
ленные преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они
направлены на решение проблем использования научных знаний,
полученных в результате фундаментальных исследований, в практичес-
кой деятельности людей.
Например, как прикладные можно рассматривать работы о
технологическом использовании закономерностей биогенеза организмов в
различных отраслях промышленности.
Научные исследования в сфере биотехнологии зачастую
представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их
следует именовать теоретико-прикладным
Поисковыми называют научные исследования, направленные на
определение перспективности работы над темой, отыскание путей
решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на
внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и
прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на
долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования выделяют
экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-
аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования
смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования:
теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется
преобладанием логических методов познания. На этом уровне
полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических
понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются,
постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом
уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутство-
вать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются
проблема, гипотеза и теория.
Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача,
способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
(1) они возникли на базе определен
(2) это трудные, нестандартные задачи;
(3) их решение направлено на
устранение возникшего в
противоречия;
(4) пути решения проблемы не известны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания
на пути их решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказательства
предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о
структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних
связей структурных элементов.
Научная гипотеза имеет следующие характерные свойства:
(1) релевантность, т.е. относимость к фактам, на которые она
опирается;
11
(2) проверяемость опытным путем, сопоставляемость с данными
наблюдения или эксперимента (исключение составляют
непроверяемые гипотезы);
(3) совместимость с существующим научным знанием;
(4) гипотеза должна обладать объяснительной силой – из гипотезы
должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее
фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет
обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее
количество фактов;
(5) простота – гипотеза не должна содержать никаких
произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза – это предположение о существенных
свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами
изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-
следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и
закономерностях развития объекта исследования.
Теория – это логически организованное знание, концептуальная
система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную
область действительности. Она обладает следующими свойствами:
(1) Теория представляет собой одну из форм рациональной
мыслительной деятельности.
(2) Теория
– это целостная система
(3) Теория
не только описывает
объясняет их, выявляет происхождение и развитие явлений и
процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные
зависимости.
(4) Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы,
доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования.
Различают социальные, математические, физические, химические,
психологические, этические и прочие теории. Существуют и другие
классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие
структурные элементы теории:
(1) исходные основания – понятия, законы, аксиомы, принципы
и т.д.;
(2) идеализированный объект – теоретическая модель какой-то
части действительности, существенных свойств и связей
изучаемых явлений и предметов;
(3) логика теории – совокупность определенных правил и способов
доказывания;
(4) философские установки и
(5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве
следствий из данной теории.
Гипотеза и теория как методы теоретического исследования будут
рассмотрены в п.2.5.
Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные
положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые
признаки определенного
Категория – это общее, фундаментальное понятие, отражающее
наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.
Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к
отдельной отрасли науки.
Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее
понятие, применяемое в науке.
Совокупность понятий (терминов), которые используются в
определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-
либо.
13
Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение
теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.
Аксиома – это положение, которое является исходным,
недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся
другие положения.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и
устойчивая связь между
Законы могут быть классифицированы по различным основаниям.
Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы,
общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие
и частные.
Закономерность – это:
(1) совокупность действия многих законов;
(2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из
которых составляет отдельный закон.
Положение – это научное утверждение, сформулированная мысль.
Учение – это совокупность теоретических положений о какой-либо
области явлений действительности.
Идея – это:
(1) новое интуитивное объяснение события или явления;
(2) определяющее стержневое
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных
научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции
обусловливают существование и содержание многих правовых норм и
институтов.
Эмпирический уровень
преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посред-
ством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания
присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследо-
вания заключается в том, что:
(1) совокупность фактов
или гипотезы;
(2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
(3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может
быть сформулирован без
теоретических представлений;
(4) эмпирическое исследование в современной науке предопре-
деляяется, направляется теорией.
Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты,
эмпирические обобщения и
Понятие "факт" употребляется в нескольких значениях: