Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа
Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложи
1. Введение.
Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки
зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
2.1. Материализм Фейербаха
существенно отличается от
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов.
Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
2.2. Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания
выражается в том, что он
по-новому интерпретирует само
понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
3.Атеизм Фейербаха.
Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.
Фейербах видел центральную
тенденцию, в борьбе разума с верой,
науки с религией, философии с
теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах,
пронизана вся философия нового
времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди
и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта
и Спинозы. Фейербах отмечал стремление
каждого из этих мыслителей освободить
человеческий ум от религиозного влияния
и их несомненный вклад в это
дело. Но никто из них, по его мнению,
не освободился полностью от дуализма
веры и разума. «Философы новейшего
времени признавали веру, но так, как
законная жена признается в качестве
уполномоченного лица мужа, когда
он уже внутренне с ней разошелся»
Следует подчеркнуть, что
для Фейербаха атеизм не сводился
к простому отрицанию бога. Эту
точку зрения он считал характерной
для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха
не удовлетворял негативный атеизм его
предшественников. Атеизм Фейербаха
требует положительного утверждения
человека в противоположность его
религиозному, фиктивному утверждению.
Утверждение человека должно быть не
только реальным, но и всесторонним,
охватывающим все сферы его бытия.
Фейербах понимал, что немногого
стоит забота «о ясности и здоровом
состоянии головы и сердца», если
«желудок не в порядке» и «основа
человеческого существования
Историко-философские взгляды
Фейербаха возникли и сформировались
в определенных исторических условиях
на основе определенного историко-
4.Выводы.
Изучение историко-философских
сочинений Фейербаха
Тематический словарь.
1.Антропологизм-взгляд на
человека как на высшее и
совершеннейшее произведение
2.Атеизм-система взглядов
отрицающих веру в
3.Материализм-начальное
философское направление
Список литературы
Фейербах Л. Сущность религии
// Избранные философские
Л. История философии «Мысль» М, 1974.
И.Т.Фролова”Философский словарь”М,1980.
В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки
зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная
Религия и близкая
к ней по духу идеалистическая
философия возникают, по
Согласно Фейербаху,
для освобождения от
Материализм Фейербаха
существенно отличается от
Информация о работе Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха