Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание

Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложи

Работа состоит из  1 файл

Раскройте сущность антропологического материализма Л.docx

— 25.88 Кб (Скачать документ)

 

    1. Раскройте сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.
    2. Осветите эволюцию развития позитивизма и неопозитивизма

1. Введение.

 

Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда  прежде с такой определенностью  не проводившееся разделение бытия  на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно  осуществил Кант, основоположник немецкого  идеализма. Видным представителем немецкого  идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь  от философии Канта, он в то же время  подверг пересмотру его понятие  трансцендентального субъекта, предложив  рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической  основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально  был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский  идеализм, показав его связь с  религией. Фейербах выдвинул в центр  своей философии человека, трактуемого  как биологическое существо, абстрактный  индивид.

2. Антропологический материализм  Л. Фейербаха.

 

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки  зрения Фейербаха, идеализм есть не что  иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит  вера в догматы, тогда как в  основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии  Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по духу идеалистическая философия  возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством  приписывания богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат  самому человеку.

 

Согласно Фейербаху, для  освобождения от религиозных заблуждений  необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

 

2.1. Материализм Фейербаха  существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие  от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению  и рассматривает природу не  как механизм, а скорее как  организм. Он характеризуется как  антропологический, так как в  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное понятие материи,  как у большинства французских  материалистов, а человек как  психофизическое единство, единство  души и тела. Исходя из такого  понимания человека, Фейербах отвергает  его идеалистическую трактовку,  при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.

 

Критикуя идеалистическую  трактовку познания и будучи недоволен  абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

 

После «Сущности христианства»  Фейербах выпускает в свет целый  ряд произведений: «Основные положения  философии будущего» (1843г.), «Сущность  религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях  он дает стройное изложение и обоснование  своих материалистических взглядов.

 

Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого  воздействия на читателей, как его  первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа  в этот период времени. В 1867-69 годах  Фейербах пишет свое главное этическое  произведение – «Эвдемонизм», в  котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой  моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни  Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

 

2.2. Антропологический принцип  Фейербаха в теории познания  выражается в том, что он  по-новому интерпретирует само  понятие ”объект”. По Фейербаху,  понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект  для всякого человека - это другой  человек, ”Ты”. Именно любовь  к другому человеку есть путь  к признанию его объективного  существования, а тем самым  к признанию существования вообще  внешних вещей.

 

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает  альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви  к другим людям.

 

3.Атеизм Фейербаха. 

 

Материализм Фейербаха, как  и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

 

Фейербах видел центральную  тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с  теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта  и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния  и их несомненный вклад в это  дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего  времени признавали веру, но так, как  законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда  он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что  человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под  влиянием гегелевского принципа тождества  субъекта и объекта, мышления и бытия  он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

 

Следует подчеркнуть, что  для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту  точку зрения он считал характерной  для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха  не удовлетворял негативный атеизм его  предшественников. Атеизм Фейербаха  требует положительного утверждения  человека в противоположность его  религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого  стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа  человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал  свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к материализму философ  пришел через критику религии, а  в свою очередь, эта критика становилась  более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические  источники атеизма и материализма Фейербаха?

 

Историко-философские взгляды  Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха  были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых  исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и  атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

 

4.Выводы.

 

Изучение историко-философских  сочинений Фейербаха показывает, что его путь к материализму и  атеизму не был, как выражался  он, «случайным» и «произвольным», но «органическим» и «необходимым»  и пролегал через его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений  было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.

Тематический словарь.

 

1.Антропологизм-взгляд на  человека как на высшее и  совершеннейшее произведение природы  познания которого дает ключ  к ее тайнам,т.к. в органическом единстве телесных отправлений человека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека и природы было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснования буржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека.

 

2.Атеизм-система взглядов  отрицающих веру в сверхъестественное(духов,  богов, загробную жизнь и т.д.)отрицание  всякой религии.Атеизм неразрывно связан с материалистическими воззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большое значение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителями которого являются Спиноза,Файербахи др.

 

3.Материализм-начальное  философское направление противоположность  идеализму Различают материализм  как стихийную уверенность всех  людей в объективном существование  внешнего мира и как философское  мировозрение, представляет собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.

Список литературы

 

Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.

 

Л. История философии «Мысль»  М, 1974.

 

И.Т.Фролова”Философский словарь”М,1980.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки  зрения Фейербаха, идеализм есть не что  иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит  вера в догматы, тогда как в  основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии  Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания.

 

 Религия и близкая  к ней по духу идеалистическая  философия возникают, по мнению  Фейербаха, из отчуждения человеческой  сущности, посредством приписывания  богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат  самому человеку.

 

 Согласно Фейербаху,  для освобождения от религиозных  заблуждений необходимо понять, что человек – не творение  бога, а часть – и притом  наиболее совершенная – вечной  природы. Он писал: ”Мое учение  или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог – мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа – слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек” . Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха ”Сущность христианства”: ”Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности” .

 

 Материализм Фейербаха  существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие  от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению  и рассматривает природу не  как механизм, а скорее как  организм. Он характеризуется как  антропологический, так как в  центре внимания Фейербаха –  не отвлеченное понятие материи,  как у большинства французских  материалистов, а человек как  психофизическое единство, единство  души и тела. Исходя из такого  понимания человека, Фейербах отвергает  его идеалистическую трактовку,  при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Информация о работе Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха