Сущность бытия и отношение его форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.\

Содержание

Бытие как исходная категория философского понимания мира…………3
Основные формы бытия и их специфика………………………………......6
Проблема субстанции в философии. Содержание понятий «монизм», «дуализм» и «плюрализм»…………………………………………………7
Список использованной литературы………………………………………....11

Работа состоит из  1 файл

готовое.docx

— 36.35 Кб (Скачать документ)

Содержание.

  1. Бытие как исходная категория философского понимания мира…………3

Основные формы бытия и их специфика………………………………......6

  1. Проблема субстанции в философии. Содержание понятий «монизм», «дуализм» и «плюрализм»…………………………………………………7

Список использованной литературы………………………………………....11

 

1. Бытие как  исходная категория философского  понимания мира.

Основные формы  бытия и их специфика.

      Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными

свойствами. Они образуют то, что мы называем окружающим миром".

При всем различии представлений  разных людей об этом мире,

 исходным для них является признание его реального существования.

Сущность философской  категории бытия заключается  в том, что в

ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что существует, т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть".

Таким образом, понятие бытия  предполагает, во-первых, широкий

спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существование самого мира; во-вторых, бытие, его установление есть начало всякого действия (без установления факта существования вещи никакая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).

Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие рассматривается как объект воздействия, противостоящий субъекту – механистический подход). Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие

ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не обладает). Эту парадигму развивал и Н.И.Бердяев: "Познающий есть не бытие, ему лишь противостоит бытие как объект познания, но т.к. познающий не приобщен к тайне бытия и не находится в нем, то бытие стоит перед ним как совершенно ему чуждое. Объективизированное и есть чуждое". Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противоположная предыдущей позиция, нашедшая отражение в метафизике Р.Декарта и Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений.).

Многогранность смыслов  и значений понятия бытия обусловлена  уже

тем, что само бытие в  его проявлениях бесконечно многообразно от

всеобщих проявлений бытия  мира и до различных его форм - бытия

природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного. Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность присуща и отдельным вещам, состояниям и процессам. следовательно, бытие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия отдельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого. Парадокс заключается в том, что инвариантность бытия природы обусловливается дискретностью существования ее элементов, их постоянным переходом из бытия в небытие, т.е. возникновением и исчезновением. Но, следуя уже известной логике, "ничего не возникает из ничего" и исчезновение какой-либо вещи или процесса следует понимать как переход ее в новое качественное состояние , не соотносимое с первым и противоположное ему, означает переход ее из бытия в небытие.

 

Главной, на взгляд автора, особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм).

В этом состоит тождество  бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).

Итак, бытие человека выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т.к., чтобы мыслить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосохранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы для того, чтобы возродить второе "Я" в своем потомстве, передав ему накопленное духовное богатство.

Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной

общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная

форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс

жизнедеятельности людей. Как  видно, в приведенных определениях отсутствует позиция и "не зависит от сознания человека". Закономерно, что развитие общественного бытия в значительной мере подвержено влиянию социального сознания в силу определенной активности

последнего. Но следует иметь  в виду, что общественное сознание

лишь в большей или  меньшей степени адекватное отражение общественного бытия, что общественное бытие есть состояние постоянного взаимодействия человека и различных элементов социальной системы в процессе производства материальных и духовных благ. Степень эффективности этих взаимодействий отражает уровень цивилизованности общества.

Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного

человека, индивида. Это бытие  реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде

объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства,

принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека

в полном смысле этого слова - приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

В заключение необходимо подчеркнуть, что все формы бытия тес-

но взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга. Бытие

же мира в целом есть не что иное как материя, взятая в динамике

сложных взаимодействий, взаимополаганий и взаимоотрицаний, т.е. в

развитии.

Следовательно, для глубокого понимания сущности бытия следует

выяснить сущность  центрального, фундаментального понятия философии

- категории материи.

2. Проблема субстанции в философии. Содержание понятий «монизм», «дуализм» и «плюрализм»

     Как и любая  философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в данной работе. Для углубления в данную проблему приведу базовые определения субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции.

Предельно общим признаком  категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия  чего бы то ни было влечет за собой новые  вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или  отсутствия единой, общей первоосновы  всего сущего.

В истории философии для  обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме  самой себя, используется предельно  широкая категория «субстанция» (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, «физическое» основание бытия, и как его сверхприродное, «метафизическое» начало.

Представители первых философских  школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все  вещи. Как правило, дело сводилось  к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, первопричинам - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначаетустойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они  отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые  исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают  всю остальную картину мира, в  многообразии его вещей и явлений, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся  две субстанции, то такая философская  позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.

С точки зрения современных  научных представлений о происхождении  и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории  философии взглядов на проблему первоосновы  следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы  субстанции - материалистический и  идеалистический.

Первый подход, характеризуемый  как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального  как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения  XVIII в., К. Маркса и его последователей.

Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).

Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных  философских категорий. Оно встречается  впервые в философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность  есть только второстепенный признак  материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило  все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может  свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.

Наконец, энергетическое мировоззрение  объясняет все явления из понятия  энергии, совершенно обходясь без понятия  вещества. В новейшей физике «материя» - обозначение некоторой особой точки  поля. В материалистической философии  «материя» является краеугольным понятием; в разных школах материализма она  принимает различные значения.

 

Содержание понятий  «монизм», «дуализм» и «плюрализм»

Монизм, дуализм, плюрализм  в философии XVII века Философия, обобщая  наблюдение и изучение мира, неизбежно  останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм. Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало.

 Монизм может быть  материалистическим, когда он единой  основой (первопричиной) видит  материю, или идеалистическим,  когда такой единой основой  провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является  философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии

 

Платона, Юма, Гегеля, Владимира  Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, —  пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм,

 

 феноменализм); монизм  материи (материализм). Дуализм (от  лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее.

Информация о работе Сущность бытия и отношение его форм