Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:43, контрольная работа
В настоящее время стало модным говорить о "глобальных" (всемирных) проблемах, стоящих перед человечеством. При этом речь идет как правило о таких вещах которые уже, проявляют себя в глобальных масштабах. "Проблемы цивилизации" понятие несколько более широкое, оно охватывает и те проблемы, которые еще только зарождаются (не стали глобальными), но в перспективе могут определять многое и важное. Одна из основных и очень сложных проблем, стоящих перед нами, проблема "простого" или, как еще иногда говорят, "маленького" человека. Проблема ограниченности его возможностей, самоограничения и самоудовлетворенности. Того человека, который, в конечном итоге, и есть народ. И проблема того ч
Генотип современной цивилизации формировался в европейском регионе как мутация (преобразование) традиционных культур. Основной чертой современной цивилизации является ее техногенный характер, т.е. определенный тип мышления (рационализм), деятельности, развитие науки и техники, технологий. Основными ценностями техногенной культуры, формирование которых прошло длительный путь развития европейской философии, начиная с античности. Каждая эпоха развития философской мысли оставляла свой след на формировании этой цивилизации. Важнейшие ценности техногенной культуры складывались исторически.
Одной из них является вера в силу разума, постепенно сложившаяся в рационализм. Античность, христианская традиция, эпоха Ренессанса, Новое время постепенно складывали образ мысли и действия рационализма, постепенно возникает понятие о деятельностной личности, целенаправленно воздействующей на природу и мир социальных отношений. Для техногенной цивилизации характерно особое понимание природы как неисчерпаемой кладовой ресурсов, составляющее закономерно устроенное пространство, представляющее неограниченное поле деятельности людей. Причем, формируется представление об автономии личности, ее самоценности. Наивысшей ступенью рационализма во все большей степени стала полагаться научно-техническое, научно-теоретическое мышление.
Особая роль в формировании техногенной цивилизации принадлежала насилию, которое выступала как своеобразная форма движущих сил исторического прогресса. Разумеется, само насилие в его формальном осуществлении претерпевало существенные изменения. Так, например, известны мысли К.Маркса о том, что на определенном этапе исторического развития отношения личной зависимости перестают доминировать и уступают место отношениям вещной зависимости. Известно также, что "силовые" отношения в любой системе зависимости уравновешивались ценностно-этическими системами. Но, тем не менее, в техногенной цивилизации сила, господство, могущество всегда отождествляется с необходимой составляющей, доминантой, важнейшим условием осуществления человеческой культурной деятельности вообще.
Эти и другие
универсалии и послужили
Сохранение целостности
всего человечества как важнейшего
условия его выживания
Определяя стратегию будущего, следует учитывать радикальные сдвиги, происходящие в самой технической деятельности. Современная техническая деятельность во все большей степени характеризуется не просто традиционной системой "человек – машина", а сложными системными комплексами, где воедино увязаны и технологический процесс с человеко-машинными отношениями, природная экосистема и социокультурная среда, в рамках которой осуществляется новая технология. Деятельность человека, включенного в рамки подобной глобальной системы может вызвать последствия, как в ближайших, так и отдаленных участках системы, а в известных условиях вызвать и катастрофическую перестройку как целого. Поэтому неизбежно и ограничение деятельности, стратегия ограничения, обеспечивающая выживание. Эта стратегия ограничения реализуется в разрешении экологических проблем, которые во все большей степени становятся приоритетными в деятельности человеческого общества – сначала экология и по возможности экономика.
Новая цивилизация чаще связывается со следующими чертами: ограничение общественных потребностей и решительный отказ от так называемых псевдопотребностей; культивирование умеренного образа жизни, решительный отказ от химизации сельского хозяйства, одноразовых предметов потребления, вредных технологий и др.; дезурбанизация, т.е. постепенное расселение крупных мегаполисов компактными поселениями, создающими наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека; свертывание средств транспорта и особенно автомобильного; создание безотходного производства; достижение гармонии между обществом и природой как главного условия дальнейшего развития человеческой истории и выживания человечества.
Опыт исторического прогнозирования со всей очевидностью показывает, что будущее непредвиденно во всех своих деталях и проявлениях. Можно лишь говорить о более или менее вероятностном сценарии развития истории. В настоящее время можно зафиксировать в качестве исторического факта начало глубинных преобразований современной цивилизации. Систематическое исследование этих изменений выявляет не только связь их с прошлым, но и участие в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.
Список литературы
1. Монин А.С.,
Шишков Ю.А. Глобальные
2. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
4. РИА Новости. http://rian.ru «Изменение климата к 2030 году будет уносить полмиллиона жизней в год»
8. Ясперс К.
Будущий мировой порядок.//ХХ