Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:17, контрольная работа
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.
1.Сущность познания………………………………………………………………2
1.1. Виды (методы) познания …………………………………………………3
1.2. Платон………………………………………………………………………3
1.3. Кант. Теория познания…………………………………………………….4
1.4. Типы познания…………………………………………………………......4
2. Понятие субъекта и объекта познания………………………………………….6
3. Спор об источниках познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм
3.1 эмпиризм……………………………………………………………………..8
3.2. рационализм ………………………………………………………………..12
3.3. сенсуализм…………………………………………………………………..16
4. Список использованной литературы…………………………………………...19
Содержание
1.Сущность познания…………………………………………………………
1.1. Виды (методы) познания …………………………………………………3
1.2. Платон………………………………………………………………
1.3. Кант. Теория познания…………………………………………………….4
2. Понятие субъекта и объекта познания………………………………………….6
3. Спор об источниках познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм
3.1 эмпиризм…………………………………………………………
3.2. рационализм ………………………………………………………………..12
3.3. сенсуализм……………………………………………………
4. Список использованной
литературы…………………………………………...
1.
Сущность познания
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание –
это процесс получения
Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г .
Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.
В результате многократных усилий философов и других ученых было достигнуто понимание, что наука, опираясь на основополагающие принципы познания, представляет сложную, динамичную и функциональную систему. Во многом уточнение представлений о многоуровневом устройстве науки (как, впрочем, и природы в целом) стало возможным благодаря разработке принципа системности, основу которого составляют понятия “системы” и “структуры”.
Системой называется всякий объект, если его каким-либо способом можно расчленить на составные части (подсистемы и элементы). Иными словами, система (от греческого слова – целое, составленное из частей, соединение) состоит из множества элементов, объединенных в целое посредством различных связей и отношений. Исходя из такого представления о реальном мире и человеческой деятельности, были разработаны подробные классификации, охватывающие различные типы систем. Предпринималась даже попытка создать общую теорию систем, с помощью которой можно было бы объяснить все частные случаи системообразования. И хотя она не увенчалась успехом, имеющийся опыт позволяет рассматривать всякий объект научного познания как систему. Последние иногда подразделяются на стабильные, функционирующие и динамические.
Структура – понятие, обозначающее относительно устойчивое единство элементов, их связей и отношений, придающих целостность объекту, предмету, процессу.
1.1.Виды (методы) познания
«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» И.Кант
Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Различают также
формы знания, имеющие понятийную,
символическую или
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Существует несколько
типов познания:
тип познания характерный
для первобытной культуры (тип
целостного дотеоретического объяснения
действительности при помощи чувственно-
наглядных образов сверхъестественных
существ, легендарных героев, которые
для носителя мифологического познания
предстают реальными участниками его
повседневной жизни). Мифологическое познание
характеризуется персонификацией, олицетворением
сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
объектом религиозного
познания в монотеистических религиях,
то есть в иудаизме, христианстве и
исламе, является Бог, который проявляет
себя как Субъект, Личность. Акт религиозного
познания, или акт веры, имеет персоналистически-
Цель религиозного познания в монотеизме —
не создание или уточнение системы представлений
о Боге, а спасение человека, для которого
открытие бытия Бога одновременно оказывается
актом самооткрытия, самопознания и формирует
в его сознании требование нравственного
обновления.
В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован Самим Христом в «заповедях блаженства»:
«Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.,5,8)
философское познание
представляет собой особый тип целостного
познания мира. Спецификой философского
познания является стремление выйти
за пределы фрагментарной
В процессе философского познания субъект
стремится не только понять бытие и место
человека в нём, но и показать, какими они
должны быть, то есть стремится создать
идеал, содержание которого будет обусловлено
избранными философом мировоззренческими
постулатами.
является результатом
непосредственного
предполагает
возможность объективации индивидуальных
знаний, их обобщения, трансляции и т. п.
Именно рациональное познание обеспечивает
существование таких форм познавательного
творчества, как наука и философия. Его
основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
2.
Понятие субъекта
и объекта познания
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.