Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:17, контрольная работа
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.
1.Сущность познания………………………………………………………………2
1.1. Виды (методы) познания …………………………………………………3
1.2. Платон………………………………………………………………………3
1.3. Кант. Теория познания…………………………………………………….4
1.4. Типы познания…………………………………………………………......4
2. Понятие субъекта и объекта познания………………………………………….6
3. Спор об источниках познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм
3.1 эмпиризм……………………………………………………………………..8
3.2. рационализм ………………………………………………………………..12
3.3. сенсуализм…………………………………………………………………..16
4. Список использованной литературы…………………………………………...19
Важно подчеркнуть, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия.
Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.
Восприятие – это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний.
Биологическая природа восприятия исследуется физиологией высшей нервной деятельности, основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также всего нервного аппарата человека. Именно деятельность системы нервных структур служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отображающих отношение предметов. Предшествующий опыт человека в процессе восприятия позволяет узнавать вещи и классифицировать их по соответствующим признакам. В ходе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные самим человеком. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов. Сегодня диапазон таких средств расширился необычайно: от учебного микроскопа до радиотелескопа со сложнейшим компьютерным обеспечением.
Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов); а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания). («Человек и общество. Обществознание.» под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, «Просвещение», Москва 2006 ).
Это различное понимание опыта создаёт две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.
Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).
Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.
Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation), которые сохраняют своё реальное тождество помимо нашего сознания.
Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.
Представители эмпиризма
К представителям эмпиризма следует отнести: стоиков, скептиков, Роджера Бэкона, Галилия, Кампанеллу, Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, Юма, Кондильяна, Конта, Джемса Милля, Джона Милля, Бэна, Герберта Спенсера, Дюринга, Ибервега, Геринга и многих других.
Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера — влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга — влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге, Алоиз Риль и Эрнст Лаас. Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм, основателем которого был Рихард Авенариус, а последоватетелями — Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.
3.2. Рационализм.
Рационализм
(от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому
основой познания и действия людей является
разум. Поскольку интеллектуальный критерий
истины принимался многими мыслителями,
рационализм не является характерной
чертой какой-то определенной философии;
кроме того, имеются различия во взглядах
на место разума в познании от умеренных,
когда интеллект признают главным средством
постижения истины наряду с другими, до
радикальных, если разумность считается
единственным существенным критерием.
В современной философии идеи рационализма
развивает, например, Лео Штраус, который
предлагает применять рациональный метод
мышления не сам по себе, а посредством
майевтики. Среди других представителей
философского рационализма можно назвать
Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница,
Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно
рационализм выступает в качестве противоположности
как иррационализму, так и сенсуализму.
Рациональное познание — это познавательный
процесс, который осуществляется посредством
форм мыслительной деятельности. Формы
рационального познания имеют несколько
общих характеристик: во-первых, присущую
всем им направленность на отражение общих
свойств познаваемых предметов (процессов,
явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение
от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное
отношение к познаваемой реальности (через
формы чувственного познания и используемые
познавательные средства наблюдения,
экспериментирования, обработки информации);
в-четвертых, непосредственную связь с
языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания
традиционно относят три логические формы
мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие отражает предмет мысли в его
общих и существенных признаках. Суждение
— форма мысли, в которой посредством
связи понятий что-либо утверждается или
отрицается о предмете мысли. Посредством
умозаключения из одного или нескольких
суждений с необходимостью выводится
суждение, заключающее в себе новое знание.
Выделенные логические формы мышления
являются основными, поскольку они выражают
содержание множества других форм рационального
познания. В их числе поисковые формы знания
(вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы
системного выражения предметного знания
(научный факт, закон, принцип, теория,
научная картина мира), а также формы нормативного
знания (способ, метод, прием, алгоритм,
программа, идеалы и нормы познания, стиль
научного мышления, познавательная традиция).
Взаимосвязь чувственных и рациональных
форм познания не ограничивается отмеченной
выше опосредующей функцией первых по
отношению к воспринимаемым объектам
и к формам рационального познания. Эта
взаимосвязь имеет более сложный и динамичный
характер: чувственные данные постоянно
подвергаются «обработке» мысленным содержанием
понятий, законов, принципов, общей картины
мира, а рациональное знание структурируется
под воздействием информации, поступающей
от органов чувств (особенно велико значение
творческого воображения). Наиболее яркое
проявление динамического единства чувственного
и рационального в познании — интуиция.
Процесс рационального познания регулируется
законами логики (прежде всего законами
тождества, непротиворечия, исключенного
третьего и достаточного основания), а
также правилами вывода следствий из посылок
в умозаключениях. Он может быть представлен
как процесс дискурсивного (понятийно-логического)
рассуждения — движения мышления по законам
и правилам логики от одного понятия к
другому в суждениях, соединения суждений
в умозаключения, сопоставления понятий,
суждений и умозаключений в рамках процедуры
доказательства и т. д. Процесс рационального
познания совершается сознательно и контролируется,
т. е. познающий субъект осознает и обосновывает
каждый шаг на пути к конечному результату
законами и правилами логики. Поэтому
иногда его называют процессом логического
познания, или познанием в логической
форме.
Вместе с тем рациональное познание не
исчерпывается такого рода процессами.
Наряду с ними оно включает в себя явления
внезапного достаточно полного и отчетливого
постижения искомого результата (решения
проблемы) при неосознанности и неподконтролъности
путей, ведущих к этому результату. Такие
явления называют интуицией. Ее нельзя
«включить» или «выключить» сознательным
волевым усилием. Это неожиданное «озарение»
(«инсайд» — внутренняя вспышка), внезапное
постижение истины.
До определенного времени такого рода
явления были неподвластны логическому
анализу и изучению научными средствами.
Однако последующие исследования позволили,
во-первых, выявить основные виды интуиции;
во-вторых, представить ее как специфический
познавательный процесс и особую форму
познания. К основным видам интуиции относят
чувственную (быстрое отождествление,
способность образования аналогий, творческое
воображение и др.) и интеллектуальную
(ускоренное умозаключение, способность
к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический
познавательный процесс и особая форма
познания интуиция характеризуется путем
выделения основных этапов (периодов)
данного процесса и механизмов поиска
решения на каждом из них. Первый этап
(подготовительный период) — преимущественно
сознательная логическая работа, связанная
с постановкой проблемы и попытками решить
ее рациональными (логическими) средствами
в рамках дискурсивного рассуждения. Второй
этап (период инкубации) — подсознательный
анализ и выбор решения — начинается по
завершении первого и продолжается до
момента интуитивного «озарения» сознания
готовым результатом. Основное средство
поиска решения на данном этапе — подсознательный
анализ, главным инструментом которого
являются психические ассоциации (по сходству,
по противоположности, по последовательности),
а также механизмы воображения, позволяющие
представить проблему в новой системе
измерений. Третий этап — внезапное «озарение»
(инсайд), т. е. осознание результата, качественный
скачок от незнания к знанию; то, что называют
интуицией в узком смысле слова. Четвертый
этап — сознательное упорядочение интуитивно
полученных результатов, придание им логически
стройной формы, установление логической
цепи суждений и умозаключений, приводящих
к решению проблемы, определение места
и роли результатов интуиции в системе
накопленного знания.
Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение
Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.
Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее путей и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.
Методы познания
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Итак, понятие —
это мысль-обобщение, позволяющее объяснить
смысл данного класса вещей.
Подлинная природа понятий выясняется
в науке, где как раз в предельно действенном
виде даны понятия в их объясняющей силе.
Суть всех явлений объясняется на основе
понятий. Понятиями являются также идеализации.
После того как определено, что такое понятие,
на очереди суждение. Суждение — это мысль,
утверждающая либо отрицающая что-либо.
Сравним два выражения: «Электропроводность
всех металлов» и «Все металлы проводят
электрический ток». В первом выражении
нет ни утверждения, ни отрицания, оно
не является суждением. Во втором выражении
утверждается, что металлы проводят электрический
ток. Это — суждение. Суждение выражается
повествовательными предложениями.
Умозаключение есть вывод нового знания.
Умозаключением будет, например, такое
рассуждение:
Все металлы — проводники
Медь — металл, Медь — проводник
Умозаключение должно быть проведено
«чисто», без ошибок. В этой связи используют
доказательство, в процессе которого правомерность
появления новой мысли обосновывается
с помощью других мыслей.
Три формы рационального познания — понятие,
суждение, умозаключение — составляют
содержание рассудка, которым человек
руководствуется при мышлении. Философская
традиция после Канта состоит в различении
рассудка и разума. Разум — высшая ступень
логического мышления. Рассудок менее
гибок, менее теоретичен, чем разум.
Начиная с эпохи
Просвещения, рационализм обычно ассоциируют
с введением в философию
В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» (§ 28).
Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле». Его идеалом философа были Декарт, Эвклид и Томас Гоббс, а также еврейский теолог Маймонид. Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания. Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет».
Кант также
начинал как традиционный рационалист,
изучая труды Лейбница и Вольфа,
но после знакомства с работами Юма
начал развивать собственную философию,
в которой попытался соединить рационализм
и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный
идеализм. Споря с рационалистами, Кант
заявлял, что чистый разум получает стимул
к действию только тогда, когда доходит
до предела своего понимания и пытается
постичь то, что недоступно органам чувств,
например, Бог, свобода воли или бессмертие
души. Такие, недоступные для понимания
через опыт предметы он называл «вещь
в себе» и считал, что они для разума по
определению непостижимы. Эмпиристов
же Кант критиковал за то, что они пренебрегают
ролью разума в осознании полученного
опыта. Поэтому Кант считал, что для познания
необходимы как опыт, так и разум.