Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 10:53, контрольная работа
Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Введение.
1,Сущность и составляющие мировоззрения,,……………………………….3
2.Основные мировоззренческие принципы ………………………………...7
3. Философия и мировоззрение……………………………………………….9
4. Научная сторона мировоззрения…………………………………………...12
5. Роль мировоззрения в жизни человека……………………………………. 15
6. Функции мировоззрения…………………………………………………….16
7. Основные этапы исторического развития мировоззрения……………..…19
Заключение…………………………………………………………………..…21
Список литературы…………………………………………………………… :23
В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.
Поскольку мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.
Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурака", чтение пустых детективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.
Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.
Конечно, содержание
произведения культуры не исчерпывается
словами. Слова только сопровождают прохождение
произведение культуры в наше сознание.
Произведение культуры выборочно или
в комплексе воздействуют на все стороны
психики человека: на ум, на чувства и на
волю. Но для понимания мировоззренческого
значения нужны слова, концептуальная
информация. Только в этом случае мы обогащаем
себя культурно, только в этом случае видение
великого человека стало и моим собственно
видением. Только в этом случая я начинаю
видеть мир так, как его видел Эйнштейн
и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский,
Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий
и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.
7.
Основные этапы исторического развития
мировоззрения
Выйдя из животного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами. Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, что человек осознавал мир, воспринимает его чувствами. Человек того времени видел мир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Тип мировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах, называется наивным реализмом. "Наивным" - потому что по-детски, наивно, воспринимает мир, который ему кажется; "Реализм" - потому что наши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказались эффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) и кардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек не могли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.
Человечество вышло из своего первобытного, во всём ещё животного образа жизни. Но наивный реализм и сейчас крепко сидит в нашем сознания и в нашем бытовом мировоззрении. Наивный реализм, как та сорочка, что всегда ближе к телу, всегда при нас. Так, человечество уже несколько столетий знает, а каждый из нас где-то с первого-второго класса глубоко убеждён, что восход Солнца происходит от того, что Земля вращается вокруг своей оси и "ходит" вокруг Солнца, а Солнце по отношению к Земле стоит на месте. Нас этого научили и постоянно учат астрономы. Астрономы для нас и календари составляют. А прочтите листочек календаря. Там просто написано: "Восход Солнца...", "Заход Солнца..." Но ведь это только для наших чувств Солнце всходит и заходит, а в самом деле, по-научному, оно не всходит и не заходит, а стоит на месте. Вот тебе и наивный реализм, вот тебе и ненаучные взгляды!..
Следующим этапом развития мировоззрения стала мифология. Она исторически и логически произросла на почве наивного реализма, но уже отличается от него тем, что она отрывается от непосредственного ("животного") восприятия действительности, ибо пытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всё объясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня наших знаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественно многообразные и не связанные друг с другом вещи и явления. А поэтому в мифологии каждый предмет и каждое явление находить своё "объяснение" и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный, правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развития человека и его мировоззрения элементы окружающей действительности представляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялись рассказы в виде легенд и мифов.
20-15 тысяч лет тому назад начитает формироваться мировоззрение религиозное. Оно было историческим и логическим продолжением мировоззрения мифологического. К этому времени человек успел населить окружающий его мир мифическими существами (водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной им доброй и поганой силой), а теперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь, заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существам выражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают их танцами, песнями; угощают (жертвоприношения). Так постепенно мифическое мировоззрение дополняется культом, переплетается с чувствами, - начинает формироваться комплекс такого социально-исторического феномена, как религия. В религии мифические, созданные воображением существа постепенно отрываются от природных явлений и предметов, обособляются и встают над человеком и общественной жизнью. Религия - это мировоззрение, в основе которого лежит вера в существование сверхъестественных (надприродных) существ, - богов и духов.
Уже в исторический час, 8-6 столетия до нашей эры, начало формироваться мировоззрение философское. Оно появляется как результат длительного исторического развития и созревания. Философское мировоззрение было и навсегда остаётся не продуктом и принадлежностью масс, как то мы видим касательно всех предыдущих видов мировоззрения, а творчеством отдельных личностей, - философов (Демокрита, Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса); им владеют только некоторые люди, в современных условиях - возможно, только незначительная часть подготовленной к философскому мышлению интеллигенции. Если предыдущие исторические типы мировоззрения могут усваиваться с молоком матери, то усвоение философского мировоззрения требует и специальной подготовки соответствующих задатков или хотя бы склонностей.
На философском
уровне проблемы мировоззрения находят
свою доказательность. При этом философия
апеллирует не до веры, а до разума. Философия
впервые представляет нам мировоззрение,
которое включает в себя все его три концептуальные
составные части: мир знания, мир предположений
и мир должного.
Заключение
В любые времена человек пытается истину и использует для этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?
Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.
Список литературы
Спиркин
А.Г. Философия. –2006
1. Борисова
Е.М., Джохадзе Н.И. ФИЛОСОФИЯ: Учебно-прак-тическое
пособие. – М.: МЭСИ, 2007. – 360 с.
Герберт
Маркузе «Одномерный
человек»» (1964)
4. Основы философии:
Учебник, 3-е изд. Автор: Ерыгин А. Н
5.Введение в философию.
- М.,2005.часть1.
6,Философия
Учебник И. И. Кальной
7,Гобозов
И. А. «Социальная философия» учебник
для вузов. 2007 г,
8, Валерий Кохановский. «История философии» 2009 г,
Информация о работе Сущность мировоззрения и его основные элементы