Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 10:53, контрольная работа
Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Введение.
1,Сущность и составляющие мировоззрения,,……………………………….3
2.Основные мировоззренческие принципы ………………………………...7
3. Философия и мировоззрение……………………………………………….9
4. Научная сторона мировоззрения…………………………………………...12
5. Роль мировоззрения в жизни человека……………………………………. 15
6. Функции мировоззрения…………………………………………………….16
7. Основные этапы исторического развития мировоззрения……………..…19
Заключение…………………………………………………………………..…21
Список литературы…………………………………………………………… :23
Пантеизм- вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология(Пифагор, натурфилософы), так и гносеология(Платон, Аристотель и др.)С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция., предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.
Креационизм-вера
в существование Бога как первопричины
мира. Из креационного принципа следует,
что природа мира отлична от природы Творца.
Человек в соответствии с Библейским откровением
создан по образу и подобию Бога и в силу
этого способен познавать законы природы.
Всё вышеперечисленное имеет непосредственное
применение только к части термина
, определяющей его как некое стремление понять сущность происходящего. На самом же деле этот термин имеет более широкое применение и значение. Именно мировоззрение является категорией , разделы и подразделы которой призваны объяснять основные принципы появления, развития и применения всего происходящего. А значит Эта категория включает в себя следующие разделы.
Каждый из этих
подразделов основан на выявление источников
происхождения предметов изучения, закономерностях
развития и способах применения.
3.
Философия и мировоззрение
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.
Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно – исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.
В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:
Миропонимание Мироощущение Мироотношение
Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности. Разновидностями миропонимания являются жизненно – повседневное и теоретическое мировоззрение.
Жизненно – повседневное мировоззрение включает опыт, известные навыки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека.
Мировоззрение
– одна из общественных форм отражения
действительности человеком. Его специфика
заключается в том, что оно отражает действительность
целостно; то есть не только природно –
общественный мир жизни и деятельности
человека; но и его общественные отношения
и жизненные интересы. Мировоззрение –
неотъемлемый атрибут человеческого сознания.
Его спецификой является то, что оно, во-первых
– форма общественного самосознания человека,
во-вторых – способ духовно – практического
овладения действительности. Философия,
исследуя отношение сознания к объективному
миру, мышления к бытию, делает своим предметом
круг проблем, которые возникают на основании
развития мировоззрения как формы общественного
самосознания. Отличие мировоззрения
от философии состоит в том, что философия
является не «духовно – практическим»,
а теоретическим освоением мира. Она возникает
соответственно как система доказательств
и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Другими словами мировоззрение отличается
от философии не предметным содержанием,
а обусловленным им формой и статусом.
Оно не только возникает на уровне теоретического
знания, но и обязательно порождается
всей общественно – исторической жизнью
людей, их способом существования и поэтому
представляет собой духовно – практическую
форму освоения мира и самопознания общественного
человека. В связи с этим мировоззрение
не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует
в виде знания, хоть и включает его. Оно
выполняет функцию самопознания, то есть
является духовным инструментом субъекта
в его практическом самовыражении в общественной
и природной действительности. Поэтому
в истории общества возникают систематизированные,
но не философские типы мировоззрение,
такие как мифология и религия.
4.
Научная сторона мировоззрения
Исторически научный источник познания возник из человеческих противоречий. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен.
В тоже время появляется и идея автономии разума. Ее фундамент закладывает Фома Аквинат (Аквинский). Идея состоит в том, что разум человеческий независимо не от чего сам может познавать. Путь познания - человеческий разум. Разум полностью отделяется от религии. В дальнейшем идея автономии разума проявляется в рациональном мышлении.
Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон). Современная наука - это сложноорганизованная система.
Смена научных картин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре.
Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает), - это, напомним, предпосылка целенаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казавшейся вполне надежной, нелегко.
Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным.
Поэтому смена научной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе - формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться с привычными взглядами очень непросто... А когда необходимость этого становится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию как неудачную.
Поэтому смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действительности - закономерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира, представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областях науки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как его целостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влиянием наиболее развитой ("ведущей") науки - "лидера". Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны механическая - Ньютоновская (две позиции: 1-деизм-религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2-теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем; тепловая (полное отрицание бога), квантово-релятивистская (позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики; познать законы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света (основана на теории относительности)) картины мира. Сейчас это синергетическая картина мира (synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая в себя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах, находящихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спиральных галактик). Далее это может быть модель Бога Шивы - картина неопределенного мира.
Ранее мы уже затрагивали идею Фомы Аквинского об автономии разума. Именно с нее и начинается рациональное мышление. Именно туда уходят корни рационального источника познания. Ведь принцип рационализма выражается буквально одной фразой: «Я САМ». В этом и есть рациональная истина, предпосылки которой обозначились еще в самом начале возникновения христианства.
В то время это была
лишь группа мыслителей - гностиков, среди
которых Василик, Феодот и другие умы,
пытавшиеся в то время вырвать разум из
под гнета религии. Но если брать человеческий
разум отдельно от науки, без какого-либо
фундамента, основываясь на чистом разуме,
то можно легко увидеть весь утопизм, необъективность
рационализма. Ведь не имея под собой мощной
основы человеческий разум, отрицая все,
включая науку и религию, и признавая лишь
себя самого способен заблуждаться, создавать
утопии, иногда, правда, граничащие с гениальностью.
Если взять математику, то она есть ничто
иное, как гениальная мысль, основанная
лишь на разуме человека. И иногда нельзя
понять что есть гениальность, а что есть
утопия. Настолько мала грань между ними.
Выслушивая философов, придерживающихся
рационального мышления очень трудно
определить, гениальный это человек или
просто страдающий психическим расстройством.
Рационалист может придумать любую теорию,
сколь невероятна она бы ни была, и она
будет иметь право существования так как
основывается на его умозаключениях, его
разуме и соответственно личном представлении,
независимо от остального мира. Основываясь
на вышеизложенном мы можем утверждать,
что рациональный источник познания дает
лишь субъективную истину, довольно таки
далекую от настоящей истины.
5.
Роль мировоззрения в жизни человека.
Несмотря на то, что мировоззрение это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно. Приведем примеры, когда мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому – огромное влияние творчества Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.
Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп.
Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
6. Функции мировоззрения
Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.
Информация о работе Сущность мировоззрения и его основные элементы