Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:17, контрольная работа
Сущность сознания. Условия и предпосылки его возникновения.Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Введение……………… ………………………………………………….. стр. 2
1.Гипотезы происхождения сознания,
его природная и социокультурная сущность …………………….. стр. 3
2.Структура сознания. Проблема «бессознательного»……………………………………….…………стр. 6
3.Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание? Свой ответ аргументируйте………………………………………………. стр. 11
Заключение……………….………………………………………………... стр. 13
Список литературы……………………………………………………………..……стр. 14
Таким образом, исходя из вышеизложенного, я считаю, что последовательно материалистическое решение проблемы бессознательного вполне возможно, что было неоднократно показано в истории философии.
СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Мышление - это
процесс отображения
Мышление - это одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии. В процессе подготовки данной разработки я прочитал “Хрестоматию по психологии” для психологиче-ского факультета МГУ и заметил, что при огромном количестве выдвинутых теорий, ни одна не способна объяснить до конца сущность мышления. Я убежден в том, что с философской точки зрения мышление есть не просто совокуп-ность нейрофизиологических и психических процессов, а некая лестница самосознавания. Мышление, по моему мне-нию, является реализацией сознания, одновременно его началом и завершением. Кроме того, я считаю неверной по-стулат Маркса о социальности мышления. Оно сугубо индивидуально и эгоцентрично, ибо не может быть публичным любой процесс самореализации. Аналогично я полагаю безнадежно устаревшей теорию ассоциаций, не применимую в современных условиях из-за излишней упрощенности.
В вопросе о
сущности мышления мне ближе всего
несколько идеалистическая
СОЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ
Память - это
способность организма
За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти. Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, на котором зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщение (за отсутствием накопляющихся впечатле-ний), ни рассуждение (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия постулатов или иных исход-ных данных), ни умозаключения. Однако в философии Нового времени возник вопрос о способе хранения информа-ции в памяти (см. комментарии к цитатам Дидро, Гельвеция и де Кондильяка в части 1) - образуют ли упорядоченные по силе ощущения хронологическую последовательность, создавая иллюзию течения времени или же напротив, истекшее время ослабляет силу ощущения.
Мне кажется, что единственно правильной можно считать вторую точку зрения. В самом деле, Эммануил Кант не случайно выбрал время как первую из априорных категорий. Действительно, возьмем в качестве субъекта “статую” де Кондильяка. Рассуждая о ее восприятии, он приходит к очевиднейшему логическому противоречию: статуя не имеет понятия о времени, но, между тем, он говорит о том, что она видит разницу между ощущением, которое длится в данный момент и которое уже было - каким же образом, не имея идеи времени, можно отличить настоящее от прошлого? Хотя нам, с детства воспитанным с идеей времени как четвертого измерения, очень трудно себе это представить.
Мой вывод: память, основанная на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение чему можно найти в трудах многих философов.
СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК
Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в формировании сознания.
Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объ-ективированного мышления. Этой точки зрения придерживаюсь и я. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвиситческого анализа, структурализма, герменевти-ки, лингвистической философии и др., заключается в нижеследующем: “...язык, - пишет Маркс, - практическое, суще-ствующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...”
Я предпочитаю
придерживаться гегелевской точки
зрения на язык как объективированное
мышление, ибо данное понимание языка
не идет вразрез с новейшими
Таким образом,
я считаю бесперспективными направления,
подобные лингвистической философии,
ибо не-возможно изучать законы языка
в отрыве от законов мышления.
3.Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание?
Свой ответ аргументируйте.
Возможно ли смоделировать разум человека для того, чтобы досконально изучить мыслительные процессы, понять действие человеческого разума во всех проявлениях, создать личность с помощью компьютера, получить искусственный интеллект ни в чём не уступающий человеческому? Это необходимо было бы сделать хотя бы для того, чтобы окончательно доказать то, что человеческое сознание - это химические реакции мозга, действующие на основе простых логических схем, складывающихся в свой массе в человеческий разум.
Я предлагаю
свой ответ на этот вопрос.
Если быть очень кратким, то
мой ответ звучит так: "Нет,
это невозможно!", я полагаю,
что воссоздать человеческое
сознание искусственно, смоделировать
его таким образом, чтобы
Человек
не всегда действует
Тут должно
сделать остановку и указать
на то, что такую субъективность
теоретически возможно описать,
Каковы основные функции сознания? Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы.
Все это продукты
человеческого разума и человеческих
рук. Третья функция -регулятивно-управленческая,
обеспечивающая разумное регулирование
и самоконтроль поведения и
деятельности человека, его
взаимоотношения с внешним миром. Наконец,
четвертая функция - прогностическая.
Человек до определенного предела
с некоторой вероятностью может
предвидеть будущее, прогнозировать
свои действия, строить планы и осуществлять
их. Можно еще указать систематизирующую
функцию, критически-оценочную
и описательную, которые являются
следствием перечисленных выше.
Все сказанное ранее позволяет
нам дать общую характеристику сознания.
Сознание - это высшая, свойственная
только человеку и связанная с речью функция
мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов,
в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека “Ядром”
сознания, способом его существования
является знание. Сознание принадлежит
субъекту, человеку, а не окружающему
миру. Но содержанием сознания,
содержанием мыслей человека является
этот мир, те или иные его стороны, связи,
законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать
как субъективный образ объективного
мира.
Список используемой литературы.