Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:50, контрольная работа
Что такое свобода? Ответ на этот вопрос можно уяснить для себя, задумавшись над другим:«Что значит«Я свободен?»,«Чего мне не хватает для того, чтобы чувствовать себя свободным?»,«...чтобы быть свободным?».Как ценностное понятие «свобода»является безусловно положительным. Еще бы, какое бы понимание свободы мы ни взяли, юридическое(свобода как предоставленность самому себе,«незаключенность»),политическое(свобода как нрава — слова, собраний, печати, совести и т.д.),философское(свобода воли, действия и поведения),обретение свободы мыслится как великое благо.
Введение
1.Свобода и необходимость
2.Моральная ответственность личности
Заключение
Словарь терминов
Список используемой литературы
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между«хочу» и «надо»,можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение— отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным;3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности —свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Таким образом, нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не является чем-то непреложно данным человеку. Это программа его саморазвития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия собственного поведения и управлять им.Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков, 2)давать им нравственную оценку, 3) предвидеть их последствия,4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбора— более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя.
Особое внимание проблеме
выбора уделяется в этике
Вместе с тем свобода не столько факт, сколько возможность— подлинное завоевание человеческой личности. Она должна достигаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся . Быть свободным— значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее, свободы мы добиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он собой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения.
Тейяр де Шарден считает, что эти препятствия существуют в виде «позитивных аффектов» и«коверкающих страстей»(страх, ужас, слабость, старость, смерть). Подлинная свобода — в«завоеванных страстях»,противостоящих им. «Уставшие»,«робкие», пессимисты не могут завоевать свободу для себя (хотя каждый из нас несет в себе как оптимистическое, созидательное, так и пессимистическое начало). Только«вдохновленные свыше» — верящие в жизнь, ее непреходящую ценность и святость, несущие в себе независимость и любовь — способны добиться ее.
И тогда оказывается, что быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы: ведь экзистенциалистское понимание свободы требует все время идти против течения, восставать против общепринятых норм, быть «чужим среди своих».Не каждому по, плечу это «тяжкое бремя свободы»,которое должен нести человек. Только отдельные личности, несмотря на соглашательство большинства и сопротивление официальных структур, реализуют свое право на свободу в моральном творчестве, инакомыслии или диссидентстве.
Такого человека не остановят устаревшие догмы господствующей морали, .он не будет считаться с тем, «что скажет княгиня Марья Алексеевна».Он сможет бросить вызов благополучному и добропорядочному общественному мнению, хотя и знает, чем это может грозить ему. Как близки в этом, казалось бы, столь отличающиеся друг от друга Чацкий из «Горя от ума» Грибоедова и Холден Колфилд из повести Сэлинджера«Над пропастью во ржи». Как трогательны и беспомощны в своей попытке установить«новую религию любви» хиппи1960-х годов. Жаль только, что бунт этих людей, как правило, оказывается неоцененным, а сам «бунтующий человек» (А.Камю) часто бывает обречен на неудачу и трагическую судьбу.
Поэтому-то свобода, объявленная Т. Гоббсом«естественным»,то есть неотъемлемым правом человека, несмотря на свою желанность— за нее шли на смерть, оценивая ее дороже жизни,— зачастую отпугивает нас.
Причины и механизм отказа от свободы раскрываются в книге Э. Фромма «Бегство от свободы», написанной еще в 1941 году, но остающейся актуальной и сегодня. Фромм считал, что свобода — «эта величайшая тайна богов и людей», —действительно не до конца«освоена»человеком. По Фромму, свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный.
Негативная свобода — это«свобода от»:свобода как отсутствие зависимости от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Это свобода, отрицающая зависимость, и ее-то человек и считает подлинной свободой, за которую надо бороться и к которой следует стремиться. Но, достигнув такой свободы, он оказывается, по сути, предоставленным самому себе. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время изолирует его, пробуждает в нем чувство одиночества, бессилия и тревоги. И человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы — «свободы для», дающей возможность полной реализации интеллектуальных и эмоцирнальных способностей, более того, требующей от личности этой реализации, свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого человека.
Таким образом, считает Фромм, перед современным человеком, обретшим свободу(в «старом»,негативном смысле) и, как следствие, одиночество, открываются два пути. Первый— дальнейшее движение к«новой», позитивной свободе, основными способами достижения которой Фромм считает любовь и творчество и к которой не каждый человек готов. Второй путь — «бегство»от этой подлинной свободы, которое имеет определенные психологические корни в самой природе человека и осуществляется в разных формах. В условиях тоталитарного общества — а)в виде авторитаризма, проявляющегося как в стремлении к подчинению, так и к власти(садомазохистский комплекс); б) в виде разрушительности, деструктивности, направленной на себя или вовне, которую Фромм оценивает как «результат непрожитой жизни». В демократическом обществе формой«бегства от свободы» обычно является конформизм— полное усвоение личностью общепринятых шаблонов и стереотипов поведения, в результате чего человек становится«как все», исчезает различие между собственным«я» и окружающим миром, но вместе с тем — и страх перед одиночеством и бессилием, появляется чувство «причастности».Однако за все это приходится платить утратой собственной личности и свободы.
Правда, здесь возникает ряд вопросов. Например, если человек делает свободный(осознанный, добровольный, желательный для себя) выбор, всегда ли он получает свободу? Так, немецкий народ в 1930-е годы добровольно и с энтузиазмом выбрал национал-социализм и, следовательно, Гитлера. Очевидно ,что свобода выбора не всегда означает выбор свободы.
Другой вопрос: почему конформизм, с точки зрения гуманистической этики, является бегством от свободы, если человек считает приспособление и принятие господствующей системы ценностей наиболее приемлемым и естественным и выбирает этот путь для себя! Кроме того, и в рамках конформизма существует некоторая вариабельность выборов, которые человек может осуществить в соответствии со своими способностями и интересами.
Трудно найти однозначные и «правильные»ответы на эти вопросы, каждый человек должен сам искать и выбирать эти ответы для себя.
2. Моральная ответственность личности
С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным— значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.
В некоторых этических концепциях связь между свободой и ответственностью разрывается. Так, фрейдизм отрицает ответственность человека на том основании, что все его поступки носят, в основном, бессознательный характер. Экзистенциализм утверждает, что личность ответственна только перед самой собой, перед своей сущностью.
Зачастую и в нашем сознании эти понятия разделены: свобода относится нами к области прав личности, и без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей. Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а совершенный поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом, которое никого не касается.
Нам кажется, противоречие между свободой и ответственностью не будет таким острым, если иметь в виду, что существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются, на наш взгляд, тем, перед кем(чем) и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:
- ответственность человека перед самим собой: я делаю выбор и в конечном итоге «выбираю себя», свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувстве вины, страха и пр.;
- ответственность человека
за свои конкретные действия
и поступки перед другими
- ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся, пользуясь терминологией экзистенциализма, как забота о мире, вызванная тревогой о нем.Это наиболее сложный и трудно идентифицируемый вид ответственности, выражаемый обычно формулой«Я отвечаю за все». Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.
Из этих трех видов ответственности наиболее распространенным и общепринятым является второй— он конкретнее, понятнее и привычнее. Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида, как правило, вызывают негативную реакцию.
Инстинкт самосохранения
заставляет человека в первом случае
стремиться всю ответственность
за свои ошибки и неудачную жизнь
возлагать на судьбу, обстоятельства,
родных, близких и т.д. Ответственность
третьего вида отпугивает своей глобальностью.
Она требует особой самовключенности
человека в систему естественных и социальных
связей, их осознания, именно она является
характеристикой нравственного состояния,«лика»
человеческого сообщества. Это не ответственность-
Ответственность второго вида определяется тем, что человек, живущий среди людей, своими действиями всегда как-то влияет на окружающих.Мы должны учитывать это, а значит, и нести ответственность за каждый свой поступок, затрагивающий интересы других людей. Диапазон и мера ответственности здесь чрезвычайно широки — от так называемой«трамвайной этики» до отношений в любви. Примеров тому множество.
Так, безответственное решение, принятое инженером на производстве, может обернуться катастрофой для предприятия, материальными убытками для рабочих, неприятностями для людей, связанных с ним. Безответственное отношение к любви, случайная, ни к чему не обязывающая связь может искалечить судьбу другого человека, привести к появлению на свет третьего, ни в чем не повинного человечка , оставить в душе на всю жизнь чувство горечи и разочарования.
Поэтому быть ответственным— значит думать о других, о последствиях своих действий— не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает«золотое правило»нравственности.
Мера моральной