Свобода совести и вероисповедания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие свободы совести и вероисповедания в России...........4
1.1.Понятие свободы совести и вероисповедания……………………………………………………………...4
Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7
2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7
2.2.Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»……………………………………………………………....10
2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13
Глава 3.Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………16
3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16
3.2.Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания………………………………………………...19
3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22
3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25
Заключение...............................................................................................28
Источники………………………………………………………………......29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по кп.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

Новосибирский государственный  технический университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по конституционному (государственному) праву России

 

Свобода совести  и вероисповедания в России

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса:

Иващенко Екатерина Сергеевна

Группа: ЮФ-14

Проверил:

Сухарев Евгений Валерьевич

 

 

 

 

Новосибирск-2012


Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Понятие  свободы совести и вероисповедания  в России...........4

1.1.Понятие свободы совести и вероисповедания……………………………………………………………...4

Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7

2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7

2.2.Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»……………………………………………………………....10

2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13

Глава 3.Судебная практика в отношении свободы  совести и вероисповедания в  России…………………………………………………16

3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16

3.2.Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания………………………………………………...19

3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22

3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25

Заключение...............................................................................................28

Источники………………………………………………………………......29


Введение.

На протяжении большей части  человеческой истории считалось, что  истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает  единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения  единой веры, которая служит связующим  звеном и создает главное и  единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество  религиозных войн.

Религия с 20 января 1918 г. считается  в России личным делом каждого, что  было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции  РФ 1993 г. церковь отделена от государства  и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в 1997 г. зафиксировал "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.

Таким образом, проблемы свободы совести  и вероисповедания в России тесно взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.

 

 

Понятие свободы совести  и вероисповедания

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание  свободы совести в объективном  и субъективном смыслах. Свободу  совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане  свобода совести – духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести – один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

При характеристике отношения  человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия  «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».

Свобода вероисповедания  равнозначна свободе религии, религиозной  свободе. Свобода вероисповедания  предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных  конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные»1

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном  законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один – это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.2

Можно констатировать, что  свобода совести соотносится  со свободой вероисповедания как  родовое и видовое понятия, как  общее и частное. Свобода вероисповедания  есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания  относится свобода выбора религии  и свободы отправления религиозных  обрядов. Свобода совести и вероисповедания  предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция, как  основной источник закрепления права  на свободу совести и вероисповедания  в России

 

Правоотношения в области  реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми  актами, принадлежащими к различным  отраслям права. В состав правовых актов  о свободе совести и о религиозных  объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и  международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные  акты министерств и ведомств. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль  законодательства, взаимосвязаны, имеют  иерархию и пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит  Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической  силой, имеет прямое действие и применяется  на всей территории России. Конституция  регулирует наиболее принципиальные вопросы  реализации свободы совести. К числу  таких вопросов относятся:

  • в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);
  • Российская Федерация — светское государство (ст.14);
  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);
  • каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);
  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);
  • никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).4

Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется с ней, как это было ранее. В чем же дело? Очевидно, в том, что их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода совести имеет как бы два аспекта.5 Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности, совестливости человека. Есть некий идеал, эталон, с которым можно соизмерять каждую личность. Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в  области свободы совести и  вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.

Положения Конституции РФ и норм международного права в  области свободы совести и  вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах.

 

 

 

 

 

 

Федеральный закон  о свободе совести и религиозных  объединениях

К числу важнейших базовых  законов в области свободы  совести и вероисповедания относится  федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 г. Рождался он непросто, вызывая активные дискуссии внутри страны и за рубежом (даже в парламентах отдельных государств). В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание. Приведем ее полностью: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».6

Информация о работе Свобода совести и вероисповедания в России