Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа
На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие свободы совести и вероисповедания в России...........4
1.1.Понятие свободы совести и вероисповедания……………………………………………………………...4
Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7
2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7
2.2.Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»……………………………………………………………....10
2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13
Глава 3.Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………16
3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16
3.2.Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания………………………………………………...19
3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22
3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25
Заключение...............................................................................................28
Источники………………………………………………………………......29
Новосибирский государственный технический университет
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному (государственному) праву России
Свобода совести и вероисповедания в России
Выполнил студент 1 курса:
Иващенко Екатерина Сергеевна
Группа: ЮФ-14
Проверил:
Сухарев Евгений Валерьевич
Новосибирск-2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Понятие
свободы совести и
1.1.Понятие свободы совести
и вероисповедания………………………………………
Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7
2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7
2.2.Федеральный Закон «О свободе
совести о религиозных объединениях»……………………………………………
2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13
Глава 3.Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………16
3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16
3.2.Судебная практика судов
общей юрисдикции в отношении свободы
совести и вероисповедания………………………………………
3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22
3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25
Заключение....................
Источники………………………………………………………
Введение.
На протяжении большей части
человеческой истории считалось, что
истинная религия требует
Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в 1997 г. зафиксировал "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.
Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России тесно взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.
Понятие свободы совести и вероисповедания
Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.
Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.
В социологическом плане свобода совести – духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести – один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.
При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».
Свобода вероисповедания
равнозначна свободе религии, религиозной
свободе. Свобода вероисповедания
предполагает не только свободную деятельность
религиозных объединений
В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».
По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один – это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.2
Можно констатировать, что
свобода совести соотносится
со свободой вероисповедания как
родовое и видовое понятия, как
общее и частное. Свобода вероисповедания
есть лишь элемент свободы совести,
поскольку к свободе
Конституция, как
основной источник закрепления права
на свободу совести и
Правоотношения в области
реализации религиозных прав и свобод
регулируются нормативными правовыми
актами, принадлежащими к различным
отраслям права. В состав правовых актов
о свободе совести и о
Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется с ней, как это было ранее. В чем же дело? Очевидно, в том, что их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода совести имеет как бы два аспекта.5 Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности, совестливости человека. Есть некий идеал, эталон, с которым можно соизмерять каждую личность. Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.
Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.
Положения Конституции РФ и норм международного права в области свободы совести и вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах.
Федеральный закон
о свободе совести и
К числу важнейших базовых
законов в области свободы
совести и вероисповедания
Информация о работе Свобода совести и вероисповедания в России