Свобода совести и вероисповедания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие свободы совести и вероисповедания в России...........4
1.1.Понятие свободы совести и вероисповедания……………………………………………………………...4
Глава 2. Нормативно-правовые акты свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………7
2.1.Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России………………………………………7
2.2.Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»……………………………………………………………....10
2.3.Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений…………...13
Глава 3.Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России…………………………………………………16
3.1.Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания………………………...16
3.2.Судебная практика судов общей юрисдикции в отношении свободы совести и вероисповедания………………………………………………...19
3.3.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...22
3.4.Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России……………………………………...25
Заключение...............................................................................................28
Источники………………………………………………………………......29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по кп.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

В преамбуле Закона следует  особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории  России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие является религией основной государство образующей нации и оно всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).

Вместе с тем необходимо указать на то, что Федеральный  закон 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «право на свободу совести и свободу вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.7

Во-первых, по возможностям человека. Норма Конституции и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о том, что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено в Законе), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение, записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

Закон устанавливает (ч. 2 ст. 3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу  вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в  той мере, в какой это требуется  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и  гражданина, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

Во-вторых, по кругу субъектов  данного права. Как уже отмечалось, согласно ст. 28 Конституции, указанное  право гарантируется «каждому». Детализируя это положение, Федеральный  закон 1997 г. устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

В-третьих, по обеспечению  равенства в осуществлении названного права. В этом отношении Федеральный закон 1997 г., с одной стороны, не допускает установления преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3), а с другой – провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

В-четвертых, в обеспечении  равной защиты и гарантий при осуществлении  религиозных прав. В этом подходе  также можно выделить несколько  направлений.

1. Никто не обязан сообщать  о своем отношении к религии,  и не может подвергаться принуждению  при определении своего отношения  к религии, к исповеданию или  отказу от исповедания религии,  к участию или неучастию в  богослужениях, других религиозных  обрядах и церемониях, в деятельности  религиозных объединений, в обучении  религии.

2. Запрещается вовлечение  малолетних в религиозные объединения,  а также обучение малолетних  религии вопреки их воле и  без согласия их родителей  или лиц, их заменяющих.

3. Наказывается воспрепятствование  осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

4. Тайна исповеди охраняется  законом. Священнослужитель не  может быть привлечен к ответственности  за отказ от дачи показаний  по обстоятельствам, которые стали  известны ему на исповеди.

В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом  был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Законом также введено  новое понятие — религиозная  группа, под которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной  регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. С одной стороны, данное положение закона закрепило  легальность деятельности религиозного объединения без государственной  регистрации. Однако, с другой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданные условия  для преобразования религиозной  группы в религиозную организацию, — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в  структуру уже действующей централизованной религиозной организации. Закон  существенно ограничил права  религиозных организаций, созданных  до его вступления в силу, но не имеющих  документа, подтверждающего их существование  на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Согласно закону, религиозная  организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В судебном порядке религиозные  организации или религиозные  группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена  по следующим основаниям:

1. нарушение общественной  безопасности и общественного  порядка, подрыв безопасности  государства; 

2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

3. создание вооруженных  формирований;

4. пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

5. принуждение к разрушению  семьи; 

6. посягательство на личность, права и свободы граждан; 

7. нанесение установленного  в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

8. склонение к самоубийству  или к отказу по религиозным  мотивам от оказания медицинской  помощи лицам, находящимся в  опасном для жизни и здоровья  состоянии; 

9. воспрепятствование получению  обязательного образования; 

10. принуждение членов  и последователей религиозного  объединения и иных лиц к  отчуждению принадлежащего им  имущества в пользу религиозного  объединения: 

11. воспрепятствование угрозой  причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

12. побуждение граждан  к отказу от исполнения установленных  законом гражданских обязанностей  и совершению иных противоправных  действий.8

Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

Религиозные организации  самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает  их внутренние установления, если эти  установления не противоречат законодательству РФ.

Религиозные организации  вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Анализируя законодательство о свободе совести, следует обратить внимание на то, что некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались за пределами  внимания законодателя. Так, настоятельно нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения публичного освещения в средствах массовой информации поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в религиозных обрядах и церемониях, реализации свободы совести в Вооруженных Силах, замены военной службы альтернативной гражданской службой по убеждениям и порядок ее прохождения и ряд других (например, ФЗ об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 г., однако постановление правительства, регламентирующее процедуру предоставления АГС и порядок ее прохождения до сих пор не принято9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных  объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует  свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы  реализации свободы совести и  деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.

Первую, самую многочисленную, образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные  объединения напрямую не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и  его институтов в деятельность религиозных  объединений, обеспечивают реализацию права на свободу совести и  вероисповедания, равенство прав граждан  независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например, федеральные законы о средствах  массовой информации, о погребении и похоронном деле, об органах федеральной  службы безопасности и другие.

Отдельно можно выделить группу законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности  которых накладывают некоторые  ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан (воинские части, места лишения свободы, больницы и т.д.). Сюда относятся федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие.

Ряд законов и иных нормативных  актов регламентируют порядок осуществления  отдельных видов деятельности религиозных  организаций (образовательной, благотворительной  и т.д.).

Информация о работе Свобода совести и вероисповедания в России