Свобода в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:40, реферат

Описание

Целью этой работы хочу поставить раскрытие сущности категории «свобода» и взаимосвязи ее с другими через рассуждения философов разных эпох и разных течений, таким образом мы еще сможем увидеть изменение этого понятия с течением времени.

Содержание

1) Введение

2) Сущность и понятие «свободы» в философии

3) «Свобода» в понимании философов разных эпох

4) Заключение

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 28.01 Кб (Скачать документ)

Рудольф Штайнер(1861-1925)

Р. Штайнер посвятил «нашей» теме целую книгу, название которой «Философия свобода».

Однажды, Рудольфа Штайнера спросили, что он хотел бы увидеть  уцелевшим из всего им созданного, Штайнер ответил моментально: «Философию свободы». Это была его любимая  книга: самый одинокий человек любил  самую одинокую книгу. Штайнер называл  «Философию свободы» «непрочитанной»  книгой, и спустя двадцать пять лет  после ее первого издания, когда  в 1918 году встал вопрос о переиздании  «Философии свободы» Р.Штайнер сказал: «Держались отнюдь не того, что им давалось, а всяких лозунгов и шаблонов . По сути относились довольно-таки безразлично  к сказанному мною самим, к тому, что сам я счел нужным издать. Конечно что-то читалось. Но из того, что нечто читается, никак не следует  еще, что оно принималось .» Говоря о «Философии свободы», Р.Штайнер  всегда в первую очередь подчеркивал, что ничто не имеет такого значения для ее понимания как «самостоятельное мышление», более того без этого  не возможно постичь то, что в  ней заложено. Не мозг должен автоматически  мыслить, а должно включаться свободное  сознание, свободное от навязанных правил, терминов и их комбинаций, которые  не зависимо от нас возникают в  нашем мозгу и дают шаблонные  оценки происходящему вокруг.В основу композиции книги легло евангельское изречение: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Каждая из обеих частей книги отражает поступенчатость самого изречения: «познайте истину» – «Наука свободы», и «истина сделает вас свободными» – «Действительность свободы».Настоящая свобода заключается в раскрепощение мысли, ибо только мышление способно познать причины. В мышлении мы совершенно не зависим от внешнего мира. Весь непосредственный образ мира мы получаем извне, через внешние органы чувств; мысль – единственное, что нам дано автономно и без какой-либо соподчиненности телесным и душевным процессам. И первое узнание мысли есть опыт в самом прямом эмпирическом смысле слова, но опыт не чувственный, а сверхчувственный. Суть которого состоит в том, чтобы не принимать ничего на веру без предварительного прогона через контроль сознания. Штайнер говорил о том, что нужно строго держаться опыта, не связывая его заведомо всякого рода ограничениями, но доверяясь ему, контролировать его собственной здоровой силой суждения.

И так, можно обобщить все выше сказанное: Что же такое свобода ? - это значит научиться самостоятельно мыслить, то есть обнаружить в мысли содержание мира и понять: в мысли я не только созерцаю развитие Вселенной, но и принимаю деятельное участие в нем.

Вывод

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи  с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом. Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода  личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания  и интересы не всегда совпадают с  интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных  случаях так, чтобы не нарушать интересов  общества, в противном случае ему  грозит наказание от имени общества.В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Считаю самым главным  в этой работе для себя следующие слова:«Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу, как чистейшему выражения человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку, поскольку мы свободны».

«Философия свободы» Рудольф Штайнер 
 
 
 

Информация о работе Свобода в философии