Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:42, доклад
Философское наследие Владимира Соловьева на протяжении более чем ста лет является центром интеллектуального притяжения. Это - очевидный факт, признаваемый не только его последователями или идейными противниками, но и несколькими поколениями исследователей его творчества как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение
Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Философское наследие Владимира Соловьева на протяжении более чем ста лет является центром интеллектуального притяжения. Это - очевидный факт, признаваемый не только его последователями или идейными противниками, но и несколькими поколениями исследователей его творчества как в нашей стране, так и за рубежом.
В статье «В защиту права» известного русского правоведа Б.А. Кистяковского, опубликованной в знаменитых «Вехах», прямо утверждается, что B.C. Соловьев не создал чего-либо значительного в области правовых идей . И, что самое удивительное, буквально через предложение, подчеркнув, что «в последнее время у нас выдвинуты идея возрождения естественного права и идея интуитивного права», автор никак не связал это явление с именем B.C. Соловьева, которого заслуженно можно считать одним из основоположников школы естественного права в России.
Сложилась традиция рассматривать
русскую философию как
Проблема соотношения права и нравственности является одной из основных в этической концепции B.C. Соловьева, это, по его мнению, один из коренных вопросов практической философии. Он пишет: «Взаимное отношение между нравственною областью и правовою есть один из коренных вопросов практической философии. Это есть в сущности вопрос о связи между идеальным нравственным сознанием и действительною жизнью, от положительного понимания этой связи зависит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания».
XX век немало потрудился
над обособлением науки о
Крепость русского духа всегда основывалась на чувстве порядка, устойчивости, державности. И. Ильин писал: «Тяготение к порядку и организации подсказывается народу чувством самосохранения» . Нигилизм многократно менял свои формы, деформируя сознание народа, особенно с усилением информационных и психологических возможностей телевидения, радио, печати. В конце XX столетия Россия в очередной раз столкнулась с проявлениями правового, государственного нигилизма.
Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева
Значительный интерес в истории философско-правовой мысли представляет концепция B.C. Соловьева (1853—1900) — выдающегося представителя русской философской и религиозной мысли.
В своих социальных исследованиях
Соловьёв следовал органическому методу,
суть которого заключалась в раскрытии
единства различных форм социального
бытия, исключении абсолютизации отдельных
сфер культуры. Эти сферы им понимались
в контексте высших нравственно-религиозных
ценностей. «Безнравственно по существу
всякое практическое утверждение чего-либо
вне его должной связи или
соотношения со всем. Так, когда частная,
обусловленная и потому зависимая
деятельность утверждается сама по себе,
как, безусловно, самостоятельная и
целая жизненная сфера, то такое
утверждение, будучи в теории ложным,
на деле безнравственно и может порождать
только бедствия и грехи», — писал
он. Органический метод Соловьёва
был связан с историзмом, стремлением
в прошлом найти объяснение развитию
социальных процессов, на основе синтеза
истории, социологии и философии
осуществить всесторонний анализ культурной
истории человечества. Важнейшей
теоретической задачей
В трактовке Соловьева право и государство выступают в виде необходимого связующего звена между идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного начала) и общественной практикой. Эти представления обосновываются в таких его работах, как «Значение государства» (1895), «Право и нравственность» (1897), «Оправдание добра» (1899).
В своем развитом и теоретически осознанном виде естественное право выступает как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет «каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы» .
Соотношение естественного
и положительного права Соловьев
в целом раскрывает как соотношение
разумной сущности права и ее реального
проявления в действующем праве.
«Понятия личности, свободы и равенства,
— отмечает он, — составляют сущность
так называемого естественного
права. Рациональная сущность права
различается от его исторического
явления, или права положительного.
В этом смысле естественное право
есть та общая алгебраическая формула,
под которую история
Естественное право как нечто умозрительное — это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а сущность (и логическое условие возможности) всякого действующего права. «Таким образом, — резюмируют Соловьев, — под естественным или рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права как только логического права положительного, не имеет ничего общего существовавшая некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически предшествовавшего праву положительному» .
С этих же позиций Соловьев отвергает представления о так называемом естественном состоянии, в котором люди существовали до появления государства и положительного права.
Отрицая раздельное существование
естественного и позитивного
права, Соловьев подчеркивает, что «на
самом деле оба эти элемента, рациональный
и положительный, с одинаковой необходимостью
входят в состав всякого действительного
права, и потому теория, которая их
разделяет или отвлекает друг
от друга, предполагая историческое
существование чистого
Вместе с тем Соловьев отмечает, что, хотя такая теория естественного права и несостоятельна, однако несомненная истина состоит в том, что «всякое положительное право, поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит общим логическим условиям, определяющим само понятие право, и что, следовательно, признание естественного права в этом последнем смысле есть необходимое требование разума» .
В своем подходе к определению понятия права Соловьев отмечает, что «в основе права лежит свобода как характеристический признак личности» . Правом определяется отношение лиц. То, что не есть лицо, не может быть субъектом права. В кантианском духе Соловьев пишет, что лицо в отличие от вещи — это существо, не исчерпывающееся своим бытием для другого, т. е. не могущее по природе своей служить только средством для другого, а существующее как цель в себе и для себя.
Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми (по общему правилу) одинаково признается их свобода. «Таким образом, — пишет он, — моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства» .
Признание свободы и равенства субъектов права в качестве необходимого условия всякого права — это, согласно Соловьеву, и есть выражение смысла требований и естественного права, которое «всецело сводится к этим двум факторам» . Свобода при этом выступает как субстрат права, а равенство — его необходимая форма. «Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т. е. насилием. Точно так же отсутствие общего равенства (т. е. когда данное лицо, утверждая свое право по отношению к другим, не признает для себя общеобязательными права этих других) есть именно то, что называется неправдой, т. е. также прямое отрицание права» .
По смыслу такого юридического правопонимания, закон должен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение. «Поэтому, — замечает Соловьев, — и всякий положительный закон, как частное выражение или применение права, к какому бы конкретному содержанию он, впрочем, ни относился, всегда предполагает равенство, как свою общую и безусловную форму: перед законом все равны, без этого он не есть закон; и точно так же закон, как таковой, предполагает свободу тех, кому он предписывает, ибо для рабов нет общего формально обязательного закона, для них принудителен уже простой единичный факт господской воли» .
Соловьев при этом подчеркивает, что правовая свобода и равенство лиц — это не эмпирический факт (в эмпирической действительности люди — различны и отличаются друг от друга), а положение разума. «Вообще же, — пишет он, — разум как одинаковая граница всех свободных сил или сфера их равенства, есть определяющее начало права, и человек может быть субъектом права лишь в качестве существа свободно-разумного» .
В общем определении права как свободы, обусловленной равенством, т.-е. равным ограничением свободы лиц, именно равенство, согласно Соловьеву, является определяющим термином этой формулы, поскольку только равное ограничение делает из свободы право. Считая такое равенство слишком отвлеченным и конкретизируя свое понимание равенства в направлении его наполнения нравственным содержанием и нравственной трактовки права, Соловьев пишет: «Значит, окончательно все дело не в равенстве, а в качестве самого ограничения: требуется, чтобы оно было действительно справедливо, требуется для настоящего, правового закона, чтобы он соответствовал не форме справедливости только, а ее реальному существу, которое вовсе не связано с отвлеченным понятием равенства вообще. Кривда, равно применяемая ко всем, не становится от этого правдой. Правда или справедливость не есть равенство вообще, а только равенство в должном» .
Такая характеристика справедливости
в подходе Соловьева означает
ее трактовку как категории
По мнению B.C. Соловьева, право является инструментом «всеобщей организации нравственности», выступает в качестве «принудительного требования реализации определенного минимального добра» , определенного «минимума нравственности» .
B.C. Соловьева предлагает
следующее определение права
в «Оправдании добра»: «право
есть принудительное
В «Оправдании добра» присутствуют два понятия права. Во-первых, право как система запретительно-регламентирующих правил, строго формализованных, абстрактных норм, принудительно регулирующих поведение индивидов. В этом понятии права очевиден правовой позитивизм - право есть выражение известного соотношения сил и интересов: «право есть исторически-подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага». И учитывая приведенное определение, B.C. Соловьев пишет: «Закон по существу своему есть общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желаний) определение права, или понятие о должном (в данных условиях и в данном отношении) равновесии между частной свободою и благом целого...» . Во-вторых, у B.C. Соловьева есть и другое понятие права, которое можно назвать, пользуясь кантовским выражением, «строгое право». B.C. Соловьев по этому поводу замечает: «Принцип права может рассматриваться отвлеченно; и тогда он есть лишь прямое выражение справедливости: я утверждаю мою свободу как право, поскольку признаю свободу других, как их право»«. То есть право понимается как мера свободы.
Информация о работе Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева