Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:42, доклад
Философское наследие Владимира Соловьева на протяжении более чем ста лет является центром интеллектуального притяжения. Это - очевидный факт, признаваемый не только его последователями или идейными противниками, но и несколькими поколениями исследователей его творчества как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение
Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева
Заключение
Список использованной литературы
И здесь позиции B.C. Соловьева и И. Канта совпадают почти дословно. Кант также в «Метафизике нравов» указывает: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» . О приверженности B.C. Соловьева идее «строго права» можно судить и по следующему его замечанию: «Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы» .
Своим определением права B.C. Соловьев не только хотел примирить право и нравственность (сохраняя их самостоятельность), обнаруживая в них общее основание - свободу личности - но и выразить свое несогласие, в частности, с Толстым и Достоевским, отрицавшим ценность права для русского народа . B.C. Соловьев возражая славянофильским взглядам на право писал: «Россия обладает, может быть, великими и самобытными духовными силами, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой» . Несомненно, что B.C. Соловьев имел в виду, прежде всего, правовое устройство государства.
Алексеев С. С. считает, что
сама формула права как «минимум
морали» обозначает в понимании
Вл. Соловьева не нормальную, вполне
оправданную функцию права (в
известном круге его отраслей)
— защищать юридическими средствами
и механизмами известный
Еще более возражений вызывает его конечный общественный идеал, в котором новые начала сочетаются со средневековыми и даже ветхозаветными. Это идея нормального общества, опирающегося на дружную деятельность царя, первосвященника и пророков.
Однако, указывает В. А. Каримов, Вл. Соловьев не стремился подчинить право нравственности, так как это привело бы на практике к попыткам введения нравственных норм насильственным путем, к подавлению свободы человека. Он говорит о задачах государства в нравственной сфере, о необходимости «собирательной организации» для всеобщего формирования нравственности (такая организация, по Соловьеву, не ограничивает, а, наоборот, исполняет личную нравственную волю), поскольку требования нравственности совпадают с сущностью права.
Многие правовые положения Вл. Соловьева разделяли и развивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк. Философско-правовая теория Владимира Соловьева была неоднозначно воспринята передовыми мыслителями.
Соловьев говорит о
«коренной внутренней связи между
правом и нравственностью» и считает,
что в терминах правда и закон
«одинаково воплощается существенное
единство юридического и этического
начал» . Вместе с тем он признает и «существенное
различие между ними» . Обратимся к исследованию
общего и отличного между моралью и правом
согласно концепции Соловьева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение права как минимальной нравственности говорит о том, что право можно рассматривать как особый случай нравственности.
Но, с другой стороны, чтобы
вообще развивать свою свободу и
нравственность, человек должен иметь
возможность просто существовать, а
существовать человек может только
в обществе, поэтому личная свобода
не может противоречить условиям
существования общества. Таким образом,
сама личная свобода для своего же
осуществления нуждается в
Итак, оба условия нравственного развития - личная свобода и существование общества - обусловливают друг друга. Они в действительности, говорит Соловьев, сходятся между собой. И из их встречи рождается право.
Таким образом, качественная граница минимального добра или права состоит в тех нормах, которые служат сохранению общества как такового, при котором только и возможно существование человека, и, следовательно, его нравственное совершенствование, развитие и т.п.
Однако, правовая философия Соловьёва содержит в себе разные мотивы и ценности. Очевиден ее либерализм, так как в ней право выводится из свободы лица, но с другой стороны, ссылка на нравственность, как необходимый момент сохранения принудительного равновесия, характеризует концепцию Соловьёва как консервативную. Консервативной делает ее и скепсис философа в отношении юридического закона и утверждение «самозаконности» морали как духовной основы права и закона. Соловьёва не устраивает присущая либерализму раздвоенность частного и государственного права, противостояние внутренней и внешней свободы, человека и гражданина. Поэтому частные отношения и в целом подлинная свобода им рассматриваются не в контексте права, а в рамках нравственности.
Однако, творчество B.C. Соловьева оказало большое воздействие на развитие русской философии права в таких ее направлениях, как религиозно-нравственная трактовка права и государства, разработка проблем возрожденного естественного права, обоснование идей свободы личности и правового государства.
Для российского общества не утратили ценности и по-прежнему имеют высокую общественную значимость идеи Соловьева по национальному вопросу, его требование нравственного подхода к решению социально-политических проблем, применения нравственного критерия к оценке общественного развития и обоснование приоритетности духовных ценностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева