Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:42, доклад

Описание

Философское наследие Владимира Соловьева на протяжении более чем ста лет является центром интеллектуального притяжения. Это - очевидный факт, признаваемый не только его последователями или идейными противниками, но и несколькими поколениями исследователей его творчества как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание

Введение
Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Соловьев.docx

— 30.28 Кб (Скачать документ)

И здесь позиции B.C. Соловьева  и И. Канта совпадают почти дословно. Кант также в «Метафизике нравов» указывает: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» . О приверженности B.C. Соловьева идее «строго права» можно судить и по следующему его замечанию: «Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы» .

Своим определением права B.C. Соловьев не только хотел примирить  право и нравственность (сохраняя их самостоятельность), обнаруживая  в них общее основание - свободу  личности - но и выразить свое несогласие, в частности, с Толстым и Достоевским, отрицавшим ценность права для русского народа . B.C. Соловьев возражая славянофильским  взглядам на право писал: «Россия обладает, может быть, великими и самобытными духовными силами, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой» . Несомненно, что B.C. Соловьев имел в виду, прежде всего, правовое устройство государства.

Алексеев С. С. считает, что  сама формула права как «минимум морали» обозначает в понимании  Вл. Соловьева не нормальную, вполне оправданную функцию права (в  известном круге его отраслей) — защищать юридическими средствами и механизмами известный минимальный  круг нравственных требований, карать за их нарушение, а совсем другое —  некое мессианское назначение права, утверждение в жизни общества земного абсолюта, земного Спасения, определенных стандартов . В первую очередь, по мнению B.C. Соловьева и его сторонников, «права на достойное существование» (как выражения минимального добра). При характеристике этого «права» B.C. Соловьев обращает внимание на то, «чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию ... и достаточный физический отдых, но и чтобы он мог также пользоваться досугом для своего духовного совершенства» .

Еще более возражений вызывает его конечный общественный идеал, в  котором новые начала сочетаются со средневековыми и даже ветхозаветными. Это идея нормального общества, опирающегося на дружную деятельность царя, первосвященника и пророков.

Однако, указывает В. А. Каримов, Вл. Соловьев не стремился подчинить  право нравственности, так как  это привело бы на практике к попыткам введения нравственных норм насильственным путем, к подавлению свободы человека. Он говорит о задачах государства  в нравственной сфере, о необходимости  «собирательной организации» для всеобщего  формирования нравственности (такая  организация, по Соловьеву, не ограничивает, а, наоборот, исполняет личную нравственную волю), поскольку требования нравственности совпадают с сущностью права.

Многие правовые положения Вл. Соловьева разделяли и развивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк. Философско-правовая теория Владимира Соловьева была неоднозначно воспринята передовыми мыслителями.

Соловьев говорит о  «коренной внутренней связи между  правом и нравственностью» и считает, что в терминах правда и закон  «одинаково воплощается существенное единство юридического и этического начал» . Вместе с тем он признает и «существенное различие между ними» . Обратимся к исследованию общего и отличного между моралью и правом   согласно концепции Соловьева. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение права как  минимальной нравственности говорит  о том, что право можно рассматривать  как особый случай нравственности.

Но, с другой стороны, чтобы  вообще развивать свою свободу и  нравственность, человек должен иметь  возможность просто существовать, а  существовать человек может только в обществе, поэтому личная свобода  не может противоречить условиям существования общества. Таким образом, сама личная свобода для своего же осуществления нуждается в принудительном ограничении - в той именно мере, в какой она при данном состоянии  человечества несовместима с существованием общества или общим благом.

Итак, оба условия нравственного  развития - личная свобода и существование  общества - обусловливают друг друга. Они в действительности, говорит  Соловьев, сходятся между собой. И из их встречи рождается право.

Таким образом, качественная граница минимального добра или  права состоит в тех нормах, которые служат сохранению общества как такового, при котором только и возможно существование человека, и, следовательно, его нравственное совершенствование, развитие и т.п.

Однако, правовая философия Соловьёва содержит в себе разные мотивы и ценности. Очевиден ее либерализм, так как в ней право выводится из свободы лица, но с другой стороны, ссылка на нравственность, как необходимый момент сохранения принудительного равновесия, характеризует концепцию Соловьёва как консервативную. Консервативной делает ее и скепсис философа в отношении юридического закона и утверждение «самозаконности» морали как духовной основы права и закона. Соловьёва не устраивает присущая либерализму раздвоенность частного и государственного права, противостояние внутренней и внешней свободы, человека и гражданина. Поэтому частные отношения и в целом подлинная свобода им рассматриваются не в контексте права, а в рамках нравственности.

Однако, творчество B.C. Соловьева  оказало большое воздействие  на развитие русской философии права  в таких ее направлениях, как религиозно-нравственная трактовка права и государства, разработка проблем возрожденного  естественного права, обоснование  идей свободы личности и правового государства.

Для российского общества не утратили ценности и по-прежнему имеют высокую общественную значимость идеи Соловьева по национальному вопросу, его требование нравственного подхода к решению социально-политических проблем, применения нравственного критерия к оценке общественного развития и обоснование приоритетности духовных ценностей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев С. С. Философия права. История и современность. М., 1998;
  2. Кистяковский Б. А. В защиту права//Вехи. Из глубины. М.: 1991.
  3. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
  4. Корольков А. А. Одухотворенная наука о праве. // Русская философия   права: проблемы веры и нравственности. СПб., 1999
  5. Поляков А.В. Естественноправовая концепция B.C. Соловьева // Правоведение. 1987, № 4.
  6. Соловьев Вл. С. Оправдание добра. М., 1988.
  7. Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Л., 1990.
  8. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. М: 1989

Информация о работе Своеобразие философско-правовой концепции В.С. Соловьева