Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:44, реферат
Одной из дискуссионных проблем в философии и методологии науки является проблема возникновения нового знания. С одной стороны, признавая стремление науки к непрерывному творчеству и наращиванию нового знания, мы не можем не согласиться, что все новое получается не столько эволюционно и поступательно, сколько революционно и скачкообразно. Без новаций невозможна динамика самой науки. Оставаясь в лоне традиции, далеко не продвинешься.
Введение………………………………………..……………………………3
1 Предпосылки научной революции……..……………………………...4
2 Глобальные научные революции………………………………………8
Заключение……………………………………………………….………..13
Список литературы……………………
В
XVII-XVIII столетиях эти идеалы и
нормативы исследования сочетались
с установками механического
понимания природы. Объяснение истолковывалось
как поиск механических причин и
субстанций — носителей сил, которые
детерминируют наблюдаемые
В
соответствии с этими установками
строилась и развивалась
Мы
видим реальность через систему
понятий и поэтому часто
Ускорившееся
развитие науки (после первой промышленной
революции) заставило по-новому оценить
идеалы и нормы классического
естествознания. Четко обозначилась
роль гипотезы в теоретическом исследовании,
все чаще возникали ситуации, когда
различные теоретические
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходят революционные перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, “фотографирующей” исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности».
Новая
система познавательных идеалов
и норм обеспечивала значительное расширение
поля исследуемых объектов, открывая
пути к освоению сложных саморегулирующихся
систем. Создавались предпосылки
для построения целостной картины
природы, в которой прослеживалась
иерархическая организованность Вселенной
как сложного динамического единства.
Картины реальности, вырабатываемые
в отдельных науках, на этом этапе
еще сохраняли свою самостоятельность,
но каждая из них участвовала в
формировании представлений, которые
затем включались в общенаучную
картину мира. Последняя, в свою очередь,
рассматривалась не как точный и
окончательный портрет природы,
а как постоянно уточняемая и
развивающаяся система
В современную эпоху, в последнюю треть XX столетия имели место новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
Наряду
с дисциплинарными
Исторически
развивающиеся системы
При изучении “человекоразмерных” объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
В.С.
Стёпин формулирует следующий вывод.
«Три крупных стадии исторического
развития науки, каждую из которых открывает
глобальная научная революция, можно
охарактеризовать как три исторических
типа научной рациональности. Появление
каждого нового типа рациональности
не отбрасывало предшествующего, а
только ограничивало сферу его действия,
определяя его применимость только
к определенным типам проблем
и задач. При этом возникновение
нового типа рациональности и нового
образа науки не следует понимать
упрощенно в том смысле, что
каждый новый этап приводит к полному
исчезновению представлений и
Заключение
В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности.
Проблема
научной рациональности, как мы увидели,
самым непосредственным образом
связана с глобальными научными
революциями. Меняя все основания
науки, научные революции порывают
с научными традициями, разрушают
фундамент самой науки и
Степин описывает три такие глобальные научные революции:
У
истоков классической рациональности
стоят такие ученные как
Двум первым этапам соответствует классический тип рациональности, просуществовавший с XVII по конец XIIX века и был основан на механике Ньютона.
С третьей научной революцией появляется новый неклассический тип рациональности.
В
современную эпоху человечество
является свидетелем новых радикальных
изменений в основании науки.
Эти изменения можно
Список
литературы
Информация о работе Теория глобальных научных революций В.С. Степина