Теория глобальных научных революций В.С. Степина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:44, реферат

Описание

Одной из дискуссионных проблем в философии и методологии науки является проблема возникновения нового знания. С одной стороны, признавая стремление науки к непрерывному творчеству и наращиванию нового знания, мы не можем не согласиться, что все новое получается не столько эволюционно и поступательно, сколько революционно и скачкообразно. Без новаций невозможна динамика самой науки. Оставаясь в лоне традиции, далеко не продвинешься.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………3
1 Предпосылки научной революции……..……………………………...4
2 Глобальные научные революции………………………………………8
Заключение……………………………………………………….………..13
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат МНТ.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

Реферат

по  теме: «Теория глобальных научных революций В.С. Степина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ульяновск 2010 г.

    Содержание 

    Введение………………………………………..……………………………3

    1 Предпосылки научной  революции……..……………………………...4

    2 Глобальные научные  революции………………………………………8

    Заключение……………………………………………………….………..13

    Список  литературы………………………………………….……………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Одной из дискуссионных проблем в философии  и методологии науки является проблема возникновения нового знания. С одной стороны, признавая стремление науки к непрерывному творчеству и наращиванию нового знания, мы не можем не согласиться, что все  новое получается не столько эволюционно  и поступательно, сколько революционно и скачкообразно. Без новаций  невозможна динамика самой науки. Оставаясь  в лоне традиции, далеко не продвинешься.

    С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. Внимание философов и методологов науки обращается на поиск нового обоснования и на переосмысление статуса научного знания и познания – ведь человеческое познание по сути сводилось к научному.  Кроме известных теорий Поппера и Томаса Куна, в конце XX столетия теория глобальных научных революций была создана российским философом Вячеславом Семеновичем Степиным.

    Целью работы над данным рефератом служит изучение теории глобальных научных  революций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Предпосылки научной революции 

    В развитии научного знания большое значение приобретают этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Вячеслав Семенович Степин отмечает, что «основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования» [2, c. 533].

    В процессе развития, существует большая  вероятность столкновения науки с принципиально новыми типами объектов. Сложившаяся картина мира, при этом, не содержит в себе инструментов и методов изучения таких объектов. Их исследование требует иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. «Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания» [2, c. 533]. Предпосылками возникновения глобальной научной революции по Степину выступают парадоксы и проблемные ситуации. Кроме того, данные процессы являются также сигналом того, что наука втянула в сферу своего исследования новый тип процессов, существенные характеристики которых не были отражены в картине мира.

    Согласно  теории В.С. Стёпина новая картина мира не может быть получена из нового эмпирического материала чисто индуктивным путем. Сам этот материал организуется и объясняется в соответствии с некоторыми способами его видения, а этот способ задает картина мира. Поэтому эмпирический материал может лишь обнаружить несоответствие старого видения новой реальности, но сам по себе он еще не указывает, как нужно изменить это видение. Формирование новой картины мира требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности, отсеять часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы, обобщить и объяснить накопленные факты. Такие идеи формируются в сфере философско-методологического анализа познавательных ситуаций науки и играют роль весьма общей эвристики, обеспечивающей интенсивное развитие исследований.

    Выработка методологических принципов, выражающих новые нормы научного познания, представляет собой не одноразовый акт, а довольно сложный процесс, в ходе которого развивается и конкретизируется исходное содержание методологических принципов. Первоначально они могут  не выступать в качестве альтернативы традиционному способу исследования. Только по мере развития система этих принципов  всё отчетливее предстаёт  как оппозиция старому стилю  мышления.

    Утверждение в физике новой картины исследуемой  реальности (конец XIX-начало XX века) сопровождалось дискуссиями философско-методологического характера. В ходе их осмысливались и обосновывались новые представления о пространстве и времени, новые методы формирования теории. В процессе этого анализа уточнялись и развивались философские предпосылки, которые обеспечивали перестройку классических идеалов и норм исследования существующей тогда электродинамической картины мира. В ходе этого они (философские предпосылки) превращались в философские основания релятивистской физики и во многом способствовали её интеграции в ткань современной культуры.

    Таким образом, перестройка оснований  науки представляет собой процесс, который начинается задолго до непосредственного  преобразования норм исследования и  научной картины мира. Это положение  В.С. Стёпин формулирует на основании обстоятельного анализа появления теории относительности.

    В.С. Стёпин указывает также на несколько  иной вариант возникновения научных революций.  Научные революции возможны не только как результат внутридисциплинарного развития, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, освоение которых требует изменения оснований научной дисциплины. Они возможны также благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на “парадигмальных прививках”, т.е. на переносе представлений специальной научной картины мира, идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в конкретной науке, могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки.

    Такой путь научных революций, как отмечает В.С. Стёпин, не описан с достаточной  глубиной ни Т. Куном, ни другими западными  исследователями философии науки. Между тем он является ключевым для  понимания процессов возникновения  и развития многих научных дисциплин.

    В этом отношении характерным примером  является перенос из физики в химию  фундаментального принципа, согласно которому процессы преобразования молекул, изучаемые в химии, могут быть представлены как взаимодействия ядер и электронов, в результате чего химические системы можно описать  как квантовые системы, характеризующиеся  определенной ψ-функцией. Эта идея легла в основу нового направления – квантовой химии. Возникновение её знаменовало революцию в современной химической науке и появление в ней принципиально новых стратегий исследования.

    Итак, общая научная картина мира может быть рассмотрена как такая форма знания, которая регулирует постановку фундаментальных научных проблем и направляет трансляцию представлений и принципов из одной науки в другую. Иначе говоря, она функционирует как глобальная исследовательская программа науки, на основе которой формируются ее более конкретные, дисциплинарные исследовательские программы.

    «Перестройка оснований исследования означает изменение самой стратегии научного поиска. Однако всякая новая стратегия утверждается не сразу, а в длительной борьбе с прежними установками и традиционными видениями реальности». В.С. Стёпин справедливо отмечает, что «процесс утверждения в науке её новых оснований определен не только предсказанием новых фактов и генерацией конкретных теоретических моделей, но и причинами социокультурного характера. Новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи и согласованы с лежащими в её фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами» [2, с. 610-611].

    Развитие  науки (как, впрочем, и любой другой процесс развития) осуществляется как  превращение возможности в действительность. Отнюдь не все возможности реализуются. При прогнозировании таких процессов  строят дерево возможностей, учитывают  различные варианты и направления  развития. Представления о жестко детерминированном развитии науки  возникают только при ретроспективном  рассмотрении, когда мы анализируем  историю, уже зная конечный результат, и восстанавливаем логику движения идей, приводящих к этому результату. Но были возможны и такие направления, которые могли бы реализоваться  при других поворотах исторического  развития цивилизации, но они оказались  “закрытыми” в уже осуществившейся  реальной истории науки. В эпоху  научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки. Культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории  науки те, которые наилучшим образом  соответствуют фундаментальным  ценностям и мировоззренческим  структурам, доминирующим в данной культуре» [2, с. 619].

    Культура, разумеется, не безлика, не является каким-то самостоятельно действующим многоглавым  чудовищем. Она делается терпеливым или вдохновенным трудом, усилиями, энергией и прозрениями миллионов творческих людей, а тиражируется, поддерживается и передается следующим поколениям ещё более неисчислимой армией учителей и профессоров, книгоиздателей и музыкантов, архитекторов и сказителей и т.д. Если на «мегауровне» можно искать аналогии между указанными процессами и процессами естественного и искусственного отбора, которые происходят в биосфере (и такие аналогии, объясняемые системной близостью сравниваемых макрособытий могут быть философски и когнитивно плодотворны), то первичную суть многих происходящих в науке событий следует искать не на этом уровне и уровне загадочного «менталитета». Она неотрывна от осознаваемых и бессознательных психических процессов в головах ученых, поэтов, философов, изобретателей и других категорий активных людей, которых стоит свести в одну - категорию творческих личностей. Ускорение общего хода научно-технического развития в целом и динамика исследований по каким-либо конкретным проблемам зависят в основном от порожденных эпохой и наукой в целом проблем, потребностей и новых возможностей. А возможности, направление и интенсивность прорывов в некоторых научных направлениях во многом зависят от количественного соотношения творческих личностей, от их психологической индивидуальности, от сформированных их генами, воспитанием и социальными условиями качеств, таких как, например, независимость мышления, готовность к восприятию новых взглядов и категорий и к сомнению в прежних, даже в своих собственных.  
 
 
 
 
 

    2 Глобальные научные  революции 

    В истории естествознания можно обнаружить четыре периода, когда преобразовывались  все компоненты оснований естествознания. Первым периодом была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

    «Через  все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, “вытекающих из опыта” онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

Информация о работе Теория глобальных научных революций В.С. Степина