Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии. Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (vedа – букв. «знание», «ведение»), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники, гимнов в честь богов, написанных до ХV до н.э. В Ведах обнаруживает себя поиск древними философами причинно-следственных связей, основ и первоначал мира, построение мира, размышления о смерти и бессмертии, человеке и богах.

Содержание

1. Социально-философские и этические течения и школы Древней Индии.
2. Категории части и целого, системы, структуры и элемента.
3. Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания.

Работа состоит из  1 файл

Философия (КР) №3.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Негосударственное образовательное  частное учреждение среднего профессионального  образования.

 

«Высший колледж бизнеса, сервиса и компьютерных технологий»

 

« ГОСУДАРСТВЕНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ »

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:__________________________________________

 

___________________________________________________________

 

ТЕМА:______________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил/а: студент/ка

                                                                         ____курса, группа_____

                                                  очной формы обучения      

                                       специальности:

                                              « Государственное и,

                                                                       муниципальное управление»

 

                                                                                        ________________________

 

                                                                        Проверил:

                                                                        _____________________

                                                                     

                                                                        Преподаватель:

                                                                        _____________________

 

 

 

                                               Брянск 2012

 

 

                              

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социально-философские  и этические течения и школы   Древней Индии. 

2.  Категории части  и целого, системы, структуры и  элемента.

3. Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-философские  и этические течения и школы  Древней Индии

 

 

Ведийский период

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии. Индийская  философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (vedа – букв. «знание», «ведение»), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники, гимнов в честь богов, написанных до ХV до н.э. В Ведах обнаруживает себя поиск древними философами причинно-следственных связей, основ и первоначал мира, построение мира, размышления о смерти и бессмертии, человеке и богах.

Известны четыре основные группы Вед:

- Самхиты (самые древние), четыре сборника: в том числе  знаменитый "Ригведа" (сборник  гимнов), Яжурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания);

- Брахманы – это  комментарии к текстам Вед,  имеющим ритуальное значение;

- Араньяки – "лесные  тексты", повествующие о жертвоприношениях  – правила поведения для отшельников, "лесных людей";

- Упанишады – собственно философская часть Вед, содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

Первоначально упанишады  означали сидение вокруг учителя  и целью познания истины. Затем  этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений. В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальная брахмана достигается через понимание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному началу, «Я». Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. С этим связано и учение о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздания) в упанишадах. Важнейшая задача и главная категория упанишад – освобождение человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Таким образом, в философии упанишад каждый человек – «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. И сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Человек – не «венец творения» бога, он также не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь – бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Жизнь, следовательно, рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы в конечном счете покинуть сансару, т.е. избавится от жизни.

Отсюда и смысл древнеиндийской  философии, и характер мировоззрения  индийцев был иной, чем на Западе. Она была направлена не на изменение  внешних условий существования  – природы и общества, а на самосовершенствование.

Огромное влияние упанишады  имели на дальнейшее развитие философской  мысли Индии. Так, учение о сансаре  и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных  и философских направлений Индии.

 

 

Эпический период

Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с тем, что в это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях.

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные,  в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать  прежде всего представителей таких  систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм.

Чарвака – это материалистическое учение. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источники знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.

Чарвака отрицает концепцию  брахмана, Атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. В основе этической концепции чарвака лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Эта теория, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все моральные нормы, согласно этому учению, - это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания.

Джайнизм (VI-V вв. до н.э.). Основателем считают странствующего проповедника Вардхамана (Махавира – "Великий герой". Он же – Джина – "победитель"). Джайнизм учит о двух вечных субстанциях или сущностях: душе (джива) и недуше (аджива), или матери. Связывающее звено между дживой и адживой – карма. Эти две субстанции взаимосвязаны и в зависимости от характера их связи возникают две формы сущего – несовершенное и совершенное. В несовершенной форме джива находится в соединении с материей и в состоянии страдания. В совершенной – джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства – "нирвану". Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет эстетическое воспитание человека. При этом философия джайнизма различает светскую и религиозную мораль, когда обращается к разработке правил и форм аскетического поведения людей, их обычного поведения, а также его идеалов и образцов.

Буддизм (VI-V вв. до н.э.). Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный). Философия буддизма содержит этико-практическую направленность. Ее центральная проблема – бытие личности.

Освобождение от страданий  как конечная цель бытия личности – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости и  относительности. Отсюда твердое правило: ненанесение вреда всему живому. С этикой буддизма ограничено связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленное психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь. Конечная ее цель – просветление, или состояние нирваны.  В буддийской философии слиты материальное и духовное, божественное и человеческое, природное и человеческое, психологическое и космическое. Творческая активность, как психическая активность человека, есть начало и конец его бытия.

Древнеиндийская философия  в целом представляет собой различные  системы практической мудрости, давая  человеку понимание природы добра  и зла, картину вселенной, определяя смысл жизни. Наиболее существенным в древнеиндийской онтологии было различение истинного бытия и мира явлений. Это относится и к пониманию двойственной природы человека, который должен освободиться от всего телесного, чтобы прекратить страдания и достичь блаженства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категории части  и целого, системы, структуры и  элемента

 

Тело как категориальное определение является целокупностью, объединяющей целое, строение, части  или систему, структуру, элементы.

 

При взгляде на соотношение целого и частей идут от целого, видят-воспринимают в первую очередь целое, а части при этом могут быть скрыты от непосредственного восприятия. При взгляде на соотношение системы и элементов идут от элементов к системе. Последняя может быть скрыта от непосредственного восприятия. Внутри всей системы, видим отдельные элементы: Землю, планеты, Солнце — и лишь затем уже постигаем умом, наблюдениями, расчетами, что все они составляют систему. О системе говорят и в тех случаях, когда собирают из разных элементов какое-то сложное устройство.

 

Объективно любое целое  является системой, а система —  целым.

 

Еще одно видимое различие между целым и системой: система  представляется обычно как связь  разнородных элементов, а для  целого как будто безразлично, из каких — однородных или разнородных — частей оно состоит.

 

Следует подчеркнуть, что  целое (целостность) и система не имеют самостоятельного значения подобно  телу, вещи и т.п. Целое и система  — не виды материи. Их нельзя представлять как материальные образования. Они — лишь стороны-характеристики-определения материальных образований-тел наряду с другими сторонами-характеристиками-определениями. Тело — целое, система. Но оно и совокупность частей, элементов, т. е. нечто, состоящее из частей, элементов. Оно имеет определенное строение, структуру, т. е. нечто, имеющее строение, структуру.

 

Система, структура, элементы. Система характеризует тело как  упорядоченное целое. Элементы характеризуют  состав тела. Структура характеризует  порядок расположения элементов  относительно друг друга.

 

Структура лишь предполагает, подразумевает целостность того, структурой чего она является. Система  же — сама эта целостность.

 

Система. Выделение категориального  значения “системы” нужно для  того, чтобы очертить рамки-границы  этого слова-понятия. Во-вторых, для того, чтобы не преувеличивать и не преуменьшать его значение. Системщики готовы всё считать системой, в том числе и то, что объективно не является таковой. Например, они рассматривают мир как систему. Абсолютизация системности может быть также связана с трактовкой системы как порядка, т. е. в расширенном значении.

 

Элементы. “Элемент”  рассматривается со времен Аристотеля как минимальный компонент системы  или же максимальный предел ее расчленения. Этим определяется-фиксируется внутренняя граница тела. Тело как нечто пребывающее в самом себе, существующее само по себе выступает по отношению к другим телам, находящимся вне его, в виде целого, системы, а по отношению к телам, находящимся внутри его, — в виде того или иного элемента. Элементы и система как бы окаймляют внутреннее “пространство” тела. А структура его “наполняет”.

 

 

 

 

 

 

 

Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания

 

                                               «Теория истины»

 

В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т. д. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает оценка его с точки зрения истинности или ложности.

 

Информация о работе Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания