Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии. Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (vedа – букв. «знание», «ведение»), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники, гимнов в честь богов, написанных до ХV до н.э. В Ведах обнаруживает себя поиск древними философами причинно-следственных связей, основ и первоначал мира, построение мира, размышления о смерти и бессмертии, человеке и богах.

Содержание

1. Социально-философские и этические течения и школы Древней Индии.
2. Категории части и целого, системы, структуры и элемента.
3. Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания.

Работа состоит из  1 файл

Философия (КР) №3.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Слово «истина» иногда употребляется  не только для оценки знания, но и  для характеристики каких-то вещей  и явлений действительности. Например, говорят: «истинная дружба», «истинная  красота», «истинный гений» и т. п. Здесь «истинное» означает настоящее, подлинное, отвечающее нашим идеалам и критериям. Но в гносеологическом смысле истинными могут быть не вещи или явления, а только знание о них.

 

Истина как гносеологическое понятие характеризует отношение знания к реальности, точнее, к некоторому ее фрагменту, составляющему предмет познания. Знание истинно, если оно соответствует своему предмету.

 

Истина -- это знание, соответствующее  своему предмету.

 

Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю (у Платона: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит правду, тот же, кто говорит о них иначе, -- лжет»). Это понимание называют классической концепцией истины.

 

Исходя из классической концепции, польский логик А. Тарский сформулировал так называемое семантической определение истины. Если обозначить через Р содержание высказывания (содержащуюся в нем информацию), а через «Р» само это высказывание, то определение истины по Тарскому выглядит так: «Р» истинно, если и только если Р. Например: Высказывание «снег бел» истинно, если и только если снег бел.

 

Семантическое определение  истины в формально-логическом виде указывает условие, при котором  высказывание может считаться истинным. Это условие состоит в том, что содержание данного высказывания должно соответствовать действительности. То есть чтобы утверждать истинность высказывания «снег бел», надо сначала установить, действительно ли снег бел. Но чтобы установить это, надо выйти за пределы формальной логики и обратиться к сопоставлению содержащегося в нашем высказывании знания с его предметом. Таким образом, семантическое определение истины есть правило, по которому свойство истинности переносится от содержания высказывания (т. е. знания) на само высказывание (т. е. форму выражения знания), причем под истинностью знания подразумевается его соответствие своему предмету, как того требует классическое определение истины.

 

Разумеется, не все наши знания истинны. Людям свойственно  заблуждаться и ошибаться. В их знаниях всегда присутствует больший или меньший элемент субъективности, связанный с особенностями их восприятия действительности, свойственными им социальными стереотипами, индивидуальными интересами и симпатиями. Часто люди склонны принимать желаемое за действительное; эмоции, влечения, предубеждения нередко ослепляют человека настолько, что он утрачивает способность объективно судить о вещах. Однако если бы в человеческих знаниях не было истины, люди попросту не смогли ориентироваться в окружающей действительности. Жить, действовать и добиваться успехов в делах им удается именно потому, что их знания в общем и целом соответствуют действительности, дают правильное, истинное представление о ней.

 

Помимо классической концепции истины, в философии  существуют и иные подходы к ее пониманию. В одних истинность знания связывается с его самосогласованностью, непротиворечивостью (когерентная теория истины), в других -- с его практической полезностью (прагматическая теория). Указанные свойства знания, несомненно, очень важны, и классическая концепция истины не отрицает этого. Она не исключает когерентный и прагматический подходы и может быть соединена с ними. Действительно, в ходе познания нередко сначала констатируют некоторый факт (по Платону -- в соответствии с тем, каков он есть) и суждение о нем стремятся согласовать с другими имеющимися данными, а затем встает вопрос, как с пользой применить полученное знание.

 

Следует, однако, учесть, что истина остается истиной независимо от того, согласуется ли она с  другими или противоречит им, полезна она или вредна. Когерентная и прагматическая концепции выражает не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. При этом, однако, требование непротиворечивости является хотя и необходимым, но недостаточным (мало придумать какую-то непротиворечивую систему утверждений -- надо еще проверить, пригодна ли она для описания действительности), а требование прагматической полезности выполняется далеко не всегда.

 

 

 

 

                        

                                 Критерии истины

 

Истина есть процесс  адекватного (верного, правильного) отражения  действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный  аспекты, которые в свою очередь  можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

 

 В объективной истине  отражается реальное положение  вещей, мир, как он существует  вне и независимо от нашего  сознания. В этом смысле можно  сказать, что объективная истина  не зависит ни от человека, ни от человечества. Но в самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна.

 

Абсолютная истина –  это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина – это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят «вечные» или «окончательные» истины, истины факта (даты рождения, смерти и т.п.). Хотя и здесь есть относительный момент – само летосчисление. Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреходящего знания в составе истин относительных.

 

 Понятие «относительная  истина» служит для обозначения  конечных, ограниченных моментов  человеческого познания мира, приблизительности  и несовершенства наших знаний  о действительности, определенных  ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени. Разница между абсолютной и относительной истиной – лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле – неразрывные аспекты истины объективной.

 

 Современная трактовка  истины включает следующие моменты.

 

1) действительность –  объективная реальность из явлений  и сущностей;

 

2) в понятие действительности  входит и субъективная, и духовная  реальность;

 

3) познание, его результат  – истина и объект познания  понимаются как неразрывно связанные  с практикой, истина воспроизводима  на практике;

 

4) истина не только  статичное, но и динамичное  образование, процесс.

 

 Объективная истина  имеет три аспекта:

 

1) бытийственный –  фиксация в ней бытия, предметно  - субстрактного и духовного; при  этом истина обретает собственное  бытие;

 

2) аксиологический –  нравственно - этическая ее наполненность,  ее ценность для морали и  для практики человека;

 

3) праксеологический – истина связана с практикой.

 

 Важно обратить  внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда «приписана» к  определенному месту и времени.  Конкретность истины следует  понимать также и как нарастание  ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон .

 

 Критерий истины  – средство проверки истинности  или ложности того или иного  утверждения, гипотезы, теоретического  построения и т. п. Проблема  критерия истины до конца не  разрешена.

 

Критерии истины делятся  на внешние и внутренние.

 

В качестве внешних критериев  выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).

 

 Критерием истины  не может быть публичное или  всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина (предрассудки). Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников, но рано или поздно становится достоянием большинства.

 

 Не являются критерием  истинности знания и благоприятные  или полезные последствия его  применения (прагматизм). Прагматизм  чаще всего выступает в индивидуалистической  форме. Это весьма сомнительный  критерий, хотя истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна.

 

 Не годится на  роль критерия истины и когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Если к уже существующей, наличной  системе знания непротиворечивым  образом присоединяется новое  знание, то это еще не знак того, что оно истинно. У когеренции как критерия истины, конечно, есть рациональное зерно: мир – единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Рано или поздно истина обнаруживает, раскрывает свой системный характер, свою открытость и внутреннюю пригнанность к другим истинам.

 

 Но главным, решающим  критерием истины (впервые введенным  в таком качестве марксизмом) является практика, т. е. материальная предметно -чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно – путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

 

 Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Кроме того, практика может быть искаженной. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.

 

 Если внешних критериев  недостаточно, говорят о внутренних  критериях. 1) критерий логики: по  свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.

 

 

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

 

Практика – это  целенаправленная, предметно-чувственная  деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания: базисная, детерминирующая (практика – основа познания), критериальная (практика – критерий истины), целеполагающая (практика – цель познания).

 

1. Практика является  основой познания. Весь процесс  познания основывается на взаимодействии человека с внешним миром, а это взаимодействие осуществляется, прежде всего, в практике. В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения. Маркс писал, что «общественная жизнь является по существу практической». Практика – основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершавшийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство теории и практики.

 

2. Практика выступает  как цель познания. Деятельность  человека ставит перед ним  такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития - новое знание воплощается в новой деятельности, организует ее и управляет ею. Субъективное воплощается на этом этапе в объективном. Процесс познания определяет новые цели, являющиеся идеальными моделями будущей деятельности. Цель познания – практическая деятельность.

 

3 . Практика – единственный  проверенный тысячелетиями истории  критерий истинности знания, воплощенного  в суждении. Еще древнекитайский  философ Мо-Цзы учил, что только  высказывания, которые претворяются в деятельности человека, становятся постоянным знанием. Ясно, что не все суждения можно немедленно проверить в практической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Например, практическая проверка положений специальной теории относительности А. Эйнштейна (1905) могла быть осуществлена только после изобретения и использования синхрофазотронов и других ускорителей элементарных частиц (1944).

 

Связь чувственных и  логических форм познания неразрывна, она проявляется уже на уровне ощущения. Ощущение как форма чувственного познания отличается от ощущения как формы отражения, присущей практически всем животным, тем, что в чувственном познании мы не только ощущаем, но и понимаем, ЧТО ощущаем. Т. обр., ощущение в познании выходит на уровень рационального, осознается в понятии. Например, ощущение твердого соединяется с понятием «твердое», ощущение горячего – с понятием «горячее» и т.п. Если данное конкретное ощущение мы не можем соединить ни с одним понятием нашего мышления, то мы не понимаем, ЧТО ощущаем, и ощущение остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания. С другой стороны, никакое понятие не образуется, если ему не предшествует чувственное отражение данного класса предметов, на основании которого и формируется понятие как мысль, отражающая существенно-общее. Таким образом, связь между чувственными и рациональными формами познания имеет неразрывный и двусторонний характер. Чувственные формы должны быть доведены до осознания в понятиях и суждениях, а последние не могут строиться иначе, как на материале чувственных данных.

Информация о работе Теория истины в философии. Критерии истины знания. Роль практики в процессе познания