Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:43, реферат
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями.
Введение
2
Основная часть
3
Заключение
14
Используемая литература
15
Содержание:
Введение | 2 |
Основная часть | 3 |
Заключение | 14 |
Используемая литература | 15 |
Введение.
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5 - 4 вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звёзд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т. д.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского
Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) "отцом" всего, "царём" всего.
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
Гераклитова философия является вершиной стихийного диалектического понимания мира не только в досократовокой философии вообще. Здесь речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. И хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.
Основная часть.
Традиционно следуя Диогену Лаэртскому, философское наследие Гераклита делят на три части, из которых состояло его основное произведение "О природе": о Вселенной, о государстве и о богословии (Diog.L.).
Прежде чем говорить о космологическом учении Гераклита, отметим известную преемственность основных философских и космологических идей, уходящих своими корнями в глубину древности и актуальных и в наши дни. Некоторые из них рассматривает и Гераклит в своей философии природы. К примеру, чередование возникновения и гибели миров, материальное единство мира; методологическая конфронтация "проплатоновского" и "проаристотелевского" направлений в космологических теориях; космологический принцип, утверждающий, что в основе изменений лежит неизменность; дилемма "центризм или однородность" и другие космологические проблемы.
Ученые, занимающиеся космологией, считают, что современные космологические учения должны включать все достижения науки и охватывать все встречающиеся в природе силы, а построение модели Вселенной относится и к сфере философии. Многие столетия философы разрабатывали космологические теории, и хотя современная космология строится на основании физической науки, у философов и астрофизиков, несмотря на различные методы, существуют и общие космологические проблемы. Например, философским вопросом считается следующий: "Какова конечная судьба мира?" Этой проблемой занимается и физическая космология, которая убедительно доказывает расширение нашей Вселенной, и ее судьба во многом зависит от плотности материи в космическом пространстве, от взаимоотношения радиуса Мира к "радиусу Вселенной в фазе максимального расширения". Нас же в этой статье будет интересовать прежде всего философское учение Гераклита об устройстве Мира в целом, всей Вселенной, что созвучно и современной космологии.
В начале этого исследования необходимо вспомнить значение древнегреческого понятия "космос". И.Х. Дворецкий приводит следующие значения o̒ κόσμοσ
1) упорядоченность, порядок (Гомер, Геродот, Эсхил);
2) надлежащая мера, благопристойность;
3) строение, устройство (Гомер);
4) государственный строй (Платон), правовой порядок (Фукидид);
5) мировой порядок, мироздание, мир (впервые названный так Пифагором как выражение высшего порядка);
6) небесный свод, небо;
7) мир, свет, земля;
8) украшение, наряд (Гомер, Платон).
Близким по смыслу слову o̒ κόσμοσ является слово η ̒διακόσμησισ у Гераклита (В-31 DK), что означает: приведение в порядок, упорядочение, благоустройство; и o̒ διάκοσμοσ — строй, боевой порядок, устроение, организация, строение, "Мироздание" или "Мирострой" (название двух сочинений Демокрита: "o̒ μέγασ Διάκοσμοσ", "o̒ μικροσ Διάκοσμοσ") (Diog.L, IX, 7,46).
Заметим, что в некоторых философских текстах понятия "мир", "Вселенная", "космос", "мироздание" иногда обозначаются субстантивированным прилагательным — το πα̃ν, παντόσ от πα̃σ, πα̃σά, πα̃ν (Ι,Β-13 DK; Diog.L.IX, 7-8; 22, Β-66 DK и др.).
Некоторое внимание необходимо уделить эпическому строению космоса, без чего, по-видимому, невозможно разобраться в строении Вселенной Гераклита. Хотя Эфесец и был передовым мыслителем, однако не совсем исторично противопоставлять ему духовное наследие его современников.
Когда, сообщает древнегреческая мифология, Олимпийские боги во главе с Зевсом победили древних титанов, они поделили власть над миром по жребию: Олимп достался Зевсу, моря — Посейдону, а подземный мир — Аиду. Земля же была в общем владении. Но такое разделение произошло позже. В более древние времена Зевс владычествовал и под землей, вершил суд над мертвыми, поэтому его называли Хтонием ("подземным").
Гомеровский космос сферичен и делится на три области: Небо (с Олимпом и Эфиром), Землю (с Океаном и Аидом) и Тартар. Верхняя сфера — превыспренный холм Олимп и великое небо, а нижняя — сумрачный Тартар: "пропасть далекая, где под землей глубочайшая бездна", обиталище неугодных Зевсу титанов, в противоположность верхнему светлому олимпийскому небу является нижним и темным небом и есть то же самое для богов, что Аид для людей. Существует предположение, что ночью все светила совершают свой путь по нижнему небу. "В итоге Олимп и Тартар — две космические противоположности, тождественные по своему принципиальному значению для всего мироздания, так как они содержат все начала и концы существующего, но различные по характеру своего бытия". Таким образом, Гомер в своих произведениях представил картину мира, где в художественных образах изображены принцип порядка и гармония противоборствующих космических сил: светлое, ликующее, с одной стороны, и темное, мрачное, разрушительное — с другой.
Рассмотрим модели космоса некоторых ранних греческих философов. Первые древнегреческие космологические учения строятся по некоторой общей модели:
1. Вначале существует некоторое первичное Единство, в котором все находится вместе.
2. Потом в этой массе определяются противоположности: сначала теплое и холодное, затем влажное и сухое. Эти противоположности и составляют мировой порядок и небесные тела.
3. Вышеуказанные противоположности влияют друг на друга и образуют метеорологические явления, индивидуальные живые существа, растения и животные.
Заметим, что космология ранних греческих философов не трактуется в настоящей статье как научные изыскания в современном смысле. Как указывал А.Ф. Лосев: "...греческой мысли по самому существу противоречит та условная, отвлеченная, отъединенно вне-жизненно созерцаемая система схем и методов, которая именуется у нас наукой".
Правда, милетские философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен занимались и естественными науками: математикой, астрономией. Свои произведения философы Древней Греции называли "О природе" (Diog.L.,VIII,6; VIII.8; IХ,5; 12 А-2 DK). Гераклит был знаком с научными достижениями милетцев.
Первой ступенью образования космоса Анаксимандра является выделение из первичного элемента "апейрона" . Первой ступенью образования космоса Анаксимандра является выделение из первичного элемента "апейрона" (τὸ ἂπειρον) противоположностей: "горячее, холодное, сухое, влажное и другие" (12 А-9, ФРГФ).
Вторая ступень — образование простых элементов из этих противоположностей. Далее происходит вращение Вселенной, и в ее центре концентрируется земля, над ней — вода, а затем возникают сферы воздуха и огня. А.Н. Чанышев указывает одним из важнейших достижений космологии Анаксимандра утверждение того, что не все существующее чувственно воспринимаемо (к примеру, апейрон, космические кольца). Космология Анаксимандра — это первая в античной науке попытка создать "естественнонаучную картину мира".
Пифагорейцы (в передаче Филолая) представляли строение Вселенной следующим образом. В центре находится огонь (Гестия), вокруг которого вращаются Земля и Противоземля, Луна, Солнце, планеты и небо. Вся эта совокупность небесных тел и называется "космос". Выше космоса располагается другой огонь — объемлющий или "Олимп" (44,А-16,ФРГФ).
"Главным отличием пифагорейской модели мира был ее негеоцентрический характер. Пифагорейцы первыми отказались от основной космологической идеи всех древних цивилизаций — неподвижности и центрального положения Земли во Вселенной".
Не совсем понятно, что является центром Вселенной у Парменида: огонь или земля. А.Л. Доброхотов приводит версию, объединяющую обе эти возможности: в центре находится шаровидная земля, внутри которой содержится огонь.
В философии Левкиппа и Демокрита понятие "космос" приобрело новые оттенки. И.Д. Рожанский указывает, что доксографы стали употреблять множественное число — οἱ κόσμο: "Это уже не единый миропорядок Гераклита, Эмпедокла или Анаксагора: это те упорядоченные структуры — "миры", которые в форме вихрей спонтанно зарождаются в разных местах бесконечного пространства. Однако "космос" и "небо" во множественном числе употребляются и у Анаксимандра (12, А-9 DK), что вызвало у философов много догадок. Смысл этого был неясен уже Аристотелю и Теофрасту, а современные исследователи предполагают, что множественное число обозначает у Анаксимандра промежутки между огненными кольцами.
Платон в своих произведениях использует понятия "космос" и "небо" как синонимы. Из его учения следует, что "космос" (мир) создан Демиургом в подражание вечному первообразу. Аристотель рассматривает устройство космоса в целом в произведении "О небе". Здесь же он указывает значение слова "небо" (о̔ ούρανόσ): как сферу неподвижных звезд, как часть космоса между Луной и сферой неподвижных звезд и как совокупность всего находящегося под сферой неподвижных звезд с Луной и Землей. В последнем значении понятие о̔ ούρανόσ (небо) совпадает по своему содержанию с понятием το πα̃ν (Вселенная).
Ученые различно переводят слово o̒ κόσμοσ во фрагментах Гераклита: А.О. Маковельский — как "мировой порядок", во "Фрагментах ранних греческих философов" o̒ κόσμοσ (фр. 89) переведено как "общий мир" (ФРГФ, с. 198), в остальных фрагментах — так и остался "космос" (с. 217,248 ФРГФ). С. Муравьев в Приложении к поэме Тита Лукреция Кара "О природе вещей", давая свой стихотворный перевод Гераклита, везде оставляет "космос".
И.Д. Рожанский советует переводить слово o̒ κόσμοσ Гераклита как "миропорядок" или "мироустройство".
Следует заметить: если Пифагор "первым назвал Вселенную "космосом" по порядку, который ему присущ" (14,21 DK), то Гераклит "был первым греческим философом, в текстах которого появилось понятие "o̒ κόσμοσ".
Сохранились три фрагмента Эфесца, где присутствует "o̒ κόσμοσ":
"Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный" (В-89 DK);
"Этот космос один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий": (В-30 DK);
"...прекраснейший космос, как говорит Гераклит, — словно слиток, отлитый, как попало" (В-124 ДК).
Древние философы и доксографы не совсем ясно высказываются о космологическом учении Гераклита. Рассматривая в 1-й книге "О небе" вопрос о том: "Возникло ли Небо (=Вселенная) или не возникло и уничтожимо или неуничтожимо?" — Аристотель, как всегда, разбирает воззрения других философов по заданной теме. Так, он указывает: "Все утверждают, что оно возникло вечным (Орфей, Гесиод, Платон), другие — уничтожимым (атомисты), ...а третьи — что оно попеременно находится то в одном, то в другом состоянии, (периодически) уничтожаясь, и что это продолжается вечно, как утверждают Эмпедокл из Акраганта и Гераклит из Эфеса". Симпликий в своем комментарии к труду Аристотеля "О небе" пишет, что Александр Афродизийский предполагает у Гераклита учение о возникновении и уничтожении космоса (51b ФРГФ). Однако Александр считает, что Гераклит, говоря о том, что "...космос ...всегда был, есть и будет..." (В-30 DK), понимает o̒ κόσμοσ несколько иначе: "Космосом" в данном случае он называет не эту — вот диакосмесу (ή διακόσμησισ — устроение, упорядочение), но вообще временную структуру сущего, в соответствии с чем происходит попеременное изменение во Вселенной: то в огонь, то в данный ("такой-то вот") космос (51b ФРГФ).
Климент Александрийский в "Строматах" несколько иначе передает мнение Гераклита о природе космоса. С одной стороны, Гераклит признавал "некий вечный Космос" (несколькими строками ниже Климент характеризует его как "особенный"). С другой же стороны, какой-то космос подвержен уничтожению и этот последний связан с первым, "особенным космосом" тем, что не отличается от него "в смысле диакосмесы" (мироупорядочения) (В-30 DK). Здесь же указывается, что и стоики учат сходным образом об экпирозе и об "особенном космосе" (53а ФРГФ).
На основании же свидетельства Диогена Лаэртского о философии Гераклита можно прийти к следующему выводу. Касаясь учения эфесского мудреца, Диоген описывает возникновение всего, всех вещей (τὰ παντα, τὰ ὅλα), всего сущего (τὰ ό̒ντά) в силу противоположностей. Вселенная (τό πα̃ν) конечна и космос, хотя он один (ἔνα εί̃ναι κόσμον), рождается из огня и сгорает дотла через определенные периоды времени согласно судьбе. "Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса], называется войной и распрей, а та, что к сгоранию (экпирозе) — согласием и миром, изменение — путем вверх-вниз, по которому и возникает космос (τόν τε κόσμον γίνεσυ̌αι)" (Α Ι, 7—8, DK).
В комментарии же к "Физике" Аристотеля Симпликий несколько противоречиво сообщает, что хотя Гераклит полагал "единый космос" возникшим и уничтожимым, однако "он существует всегда (51b ФРГФ), правда, не всегда один и тот же, а периодически становящийся то одним, то другим. Здесь же Симпликий утверждает, что и Анаксимен был такого же мнения о космосе. Как видно из этого фрагмента, не совсем ясно, каким был космос для Гераклита: вечным или возникшим. Ниже в этом же комментарии, рассматривая философию Гераклита, Симпликий ограничивает область возникновения и уничтожения, утверждая, что для Эфесца "все телесное находится в процессе возникновения и исчезновения, но никогда не обладает истинным бытием" (40 с b ФРГФ).
По-видимому, можно сделать вывод на основании приведенных фрагментов, что для Гераклита существовал космос, состоящий из всех вещей, подверженных периодическому возникновению и уничтожению, и какой-то другой Космос, в данном случае характеризуемый Симпликием только тем, что он обладает "истинным бытием". Из вышесказанного следует, что доксографы как-то неуверенно и туманно описывают космос Гераклита, а порой создается впечатление, что они говорят о разных космосах; один — мир людей и вещей (микрокосмос — τὰ πάντα), включенный в другой космос (κόσμοσ), который является частью вечного Макрокосмоса (τό πα̃ν), имеющего свое начало только в мысли (κατ՚ ἐπίνοιαν), но не во времени (22, А-10, DK).
Остановимся подробнее на характеристиках этих "космосов". Макрокосмос — обитание философских сущностей (Справедливость, Правда, Вечно Живой Огонь, Сверхкосмический Разум, Логос) и мифологических сущностей (Зевс, Дике, Эриний). Макрокосмос — нечто труднопонимаемое для человека, потому что Он находится за пределами разумения людей и Его можно определить только косвенно, как и намекает Гераклит, утверждая, что "Мудрое ото всех обособлено" (83 ФРГФ). А.О. Маковельский приводит мнение Тейхмюллера и Дильса об этом фрагменте, утверждавших в нем зарождение идей "потусторонности" или "трансцендентности".
Итак, Зевс, Правда, Логос, Необходимость — разные стороны одного и того же "Единого Мудрого", управляющего всем через все (В-41 DK).
Чистый космос представляет собой упорядоченный, реальный, идеальный природный мир (к примеру, сфера неподвижных звезд), где по единому божественному Закону происходит взаимопревращаемость космических элементов: огня, воздуха, воды и земли. Это тот космос, о котором писал Симпликий в "Комментариях к "Физике" Аристотеля": "Один космос (τον ένα κόσμον) и причем возникший и уничтожимый, полагают те, кто говорит, что космос есть всегда (ό̒σοι ἀεὶ μέν φασιν ἔίναι κόσμον), а через определенные периоды времени становящийся то таким, то другим, как [полагали] Анаксимен, Гераклит, Диоген и впоследствии стоики" (13, А-11 DK).
В Макрокосмос включена противоположность космоса — хаос, который вместе с космосом составляет гармонию и борьбу. Взаимоотношения между этими основными мировыми противоположностями контролируются божественными сущностями Макрокосмоса.
Хаос — нечто неопределенное, одно из его проявлений, возможно, результат экпирозы, т.е. когда мир превращается в огненное первовещество. Предположение о некотором отношении первовещества и Хаоса имеет основание. Так, А.Ф. Лосев усматривает в Первовлаге Фалеса Необходимость (потому что она "сильнее всего, ибо имеет власть над всем") (II, А-1, 35 DK), Судьбу ("вечно безликую Силу по прихоти своей рождающую мир и по капризу его умерщвляющую") и Хаос. У Гераклита понятие "хаос" ярко не выражено, хотя, по-видимому, таковым можно назвать воспламенение космоса. Возможно причиной неявного присутствия хаоса является то, что ко времени Гераклита (рубеж 6—5 вв. до н.э.) мифолого-религиозное мировоззрение уступило некоторые свои позиции философии, в связи с чем у Гераклита вместо понятия "хаос" имело место некое подобие понятия "небытие" — того, что противоположно чему-то организованно существующему. Такое же неопределенное, едва формирующееся понятие "небытие" присутствует в беспредельном апейроне (τὸ ἄπειρον) Анаксимандра, в безграничном хаосе (χάοσ ἄπειρον) орфической теогонии (I B-13, 10 DK) и в началах сущего пифагорейцев: предел и беспредельное (τὸ πεπερασμένον κάι τὸ ἄπειρον) [43].
По-видимому, микрокосмосы (люди, социальные общества, природные явления и др.) находятся в области соприкосновения космоса и хаоса. Основное различие между космосом и микрокосмосом заключается в различном способе движения. Как сказал Аэций:
"Гераклит устранил из Вселенной (εκ των ολων) покой и неподвижность, так как это свойство мертвых. Он приписал движение всем вещам: вечное вечным и смертное смертным" (А-6 DK).
Иллюстрацией микрокосмоса может служить гераклитовский образ играющего ребенка (В-52 DK): "Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку". Из этого фрагмента следует, что, с одной стороны, власть принадлежит пока еще маленькому неразумному человеку, который случайно и хаотично управляет миром. С другой же стороны, это не совсем хаос, а игра в шашки даже у ребенка предполагает какую-то творческую целесообразность. Если в микрокосмосе преобладают тенденции хаоса, то человек или общество попадает в мир заблуждений и галлюцинаций: "Большинство [людей] не мыслят вещи такими, какими встречают их в [опыте] и, узнав, не понимают, но воображают" (22, 3а ФРГФ). А иногда люди, подобно спящим, отворачиваются от единого, общего космоса, пребывая в своем собственном, не всегда достойном (В-30 DK). Человек, по словам Гераклита, который внемлет логосу (В-50 DK), может отдалиться от хаоса микрокосмоса и приблизиться к прекрасному космосу, а, возможно, и к Макрокосмосу. Ведь говорит же Олимпиадор, что по учению Гераклита добродетельные души выдерживают экпирозу космоса (117 ФРГФ).
По мнению автора статьи, представленная модель мироздания — Макрокосмос, космос, микрокосмос — может облегчить понимание фрагментов Гераклита, где используется такой многозначный термин, как o̒ κόσμοσ. Подобное смысловое разграничение "космоса" можно найти и у других греческих философов. Так, у Эмпедокла различаются космос и Вселенная: "...космос один, однако, космос не составляет [всей] Вселенной, но [образует] лишь некоторую небольшую часть Вселенной" (31, А-47 DK).
Кроме того, реконструируемая схема мироустройства Гераклита не противоречит давно установившимся в философской исторической науке таким понятиям, как "микрокосмос", "космос", "Макрокосмос", только в данной модели они приведены в некотором соотношении, свойственном философии природы Гераклита. Однако следует всегда помнить, что все эти "подразделения" единой Вселенной подчинены одному закону, что выражено в следующих словах Гераклита: "...все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет и [все] превосходит" (В-114 DK).
Несмотря на значительные мифологические оттенки космологии Гераклита, он был знаком с достижениями современной ему астрономии (VI в. до н.э.), так как сохранились его высказывания о небесных светилах, а в "Каталоге греческих астрономических кодексов" (IV, 32) ему приписывают произведение "О началах звезд" (118с ФРГФ). Кроме того, вычисления по звездам календаря последовательности религиозных праздников входили в обязанность жрецов, а Гераклит принадлежал к царскому жреческому роду (Diog.L., IX,1,6) [48].
Некоторые астрономические фрагменты эфесского мыслителя кажутся странными, если только они не обладают каким-то тайным смыслом, предназначенным для посвященных. Но если этот тайный смысл имел место, то он был утерян, потому что уже в древности астральная философия Гераклита Эфесского вызывала недоумение, хотя и не всегда он один высказывался подобным образом, а имел предшественников и последователей. Так, и Гераклит, и Парменид утверждали, что "звезды — сгустки огня" (61 а1 ФРГФ), а по Анаксимену, Гераклиту, Пармениду и Луна"— состоит из одного лишь огня" (там же). Для Гераклита пламя Солнца — самое горячее и яркое, а другие светила греют и светят слабее, так как находятся дальше от земли. Луна же, в отличие от прозрачной и беспримесной области движения Солнца, движется в нечистом пространстве (Diog.L., ΙΧ,10).
Утверждать подобное о Солнце и Луне в конце VI в. до н.э., когда для большинства людей они являются богами — необычайная смелость. Ведь спустя столетие в просвещенных Афинах Анаксагор и Протагор были осуждены изгнанием за свое учение о небесных светилах.