Теория отчуждения и ее роль в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:29, реферат

Описание

Наследие Э.Фромма оказало значительное влияние на формирование современных общественных наук. Его заслуги в развитии таких сфер знания как: социология, философия, социальная психология и психоаналитика просто не могли остаться без внимания, как в Европе, так и на Западе. Трудно представить что было бы к примеру с социологией в наши дни если бы Э.Фромм в своё время не создал такие научные труды как "Бегство от свободы" и "Человек для самого себя (книга которая по сути является продолжением первого труда Э.Фромма). В большинстве философских работ написанных Э.Фроммом описана его работа над так называемой "теорией отчуждения".

Содержание

1.Введение.
2.Теория отчуждения и ее роль в современном мире.
3.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Теория отчуждения.Э.Фромм.doc

— 332.63 Кб (Скачать документ)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

1.Введение.

2.Теория отчуждения и ее роль в современном мире.

3.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наследие Э.Фромма оказало значительное влияние на формирование современных общественных наук. Его заслуги в развитии таких сфер знания как: социология, философия, социальная психология и психоаналитика просто не могли остаться без внимания, как в Европе, так и на Западе. Трудно представить что было бы к примеру с социологией в наши дни если бы Э.Фромм в своё время не создал такие научные труды как "Бегство от свободы" и "Человек для самого себя (книга которая по сути является продолжением первого труда Э.Фромма). В большинстве философских работ написанных Э.Фроммом описана его работа над так называемой "теорией отчуждения".

Возможно рождение в семье ортодоксальных иудеев как то смогло повлиять в духовном отношении на мировоззрение учёного так как в таких семьях человеку прививается любовь(в высшем значении этого слова) честь и человеческое добродушие то есть высшие общечеловеческие ценности личности которые возвышает и поощряет религия но это лишь догадки. Э.Фромм начал своё обучение в духовной школе, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Далее в Гейдельбергском университете, где Э.Фромм изучал социологию философию и психологию а в последствии под руководством Альфреда Вебера защитил докторскую диссертацию и вскоре по окончании университета открыл собственную частную практику. В течении которой общение с пациентами дало Э.Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

Так же влияние на его труды оказали работы по исследованию культур таких учёных как М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Мёрдок, которыми он пользовался в основном работая над "теорией отчуждения" когда выделял три типа культур. Все это из года в год создавало так называемый "багаж" знаний делая его великим учёным и зрелой личностью. Который в последствии в 20-е годы 20-го века введёт термин, характеризующий современное общество - "общество потребления". От клейма, которого мы не можем избавиться по сей день. А скорее всё больше подтверждаем данный термин.

 В связи с работой в основном с социальной стороной человека Э.Фромм напишет одни из своих главных трудов всей жизни, а именно книгу под названием "Душа человека". За которой последует труд "Здоровое общество" в котором найдено объяснение "теории отчуждения"(при работе над которой Э.Фромм учёл опыт "Марксистской" "теории отчуждения" доработав и переосмыслив её)о которой в дальнейшем и пойдёт речь.

"Теория отчуждения"

и её роль в современном мире.

Э.Фромм считал что культурная, то есть человеческая сторона начинается там где заканчивается сторона биологическая. Учёный строго разграничивает то что человеку даёт природа и то что он творит в данной природе сам методом психологического созидания. Что свойственно только человеку и напрямую связано с его способностью мыслить. А именно создавать мир духовных ценностей, который по сути своей отражает приоритеты сознания индивида. Это кроется в специфике существования человека в мире в его отношении к данному миру обществу и культуре в целом. Двойственность человека как существа социального и биологического определяет основное историческое деление, а именно вместе со стремлением индивида к свободе и независимости в нём существует потребность к безопасности не только в форме инстинкта самосохранения но и в виде понимания защищённости на психологическом уровне удовлетворение которой в разное время имело различные формы. Когда то эта защищённость проявлялась на пример в ощущении существования бога иногда она так же проявлялась в практическом смысле то есть в наличии высоких стен вокруг собственного жилища. А по ходу истории защищённость приняла форму постоянного контакта с оружием. Наличие у человека предметов вооружения со временем из насущной необходимости переросло в фактор привинтивного устрашения то есть защищённость стала на прямую связываться с наличием у человека какого то нового вида оружия это стало первым шагом на пути к "гонке вооружений" на всегда изменившей мир.А в 20-ом веке как мы можем вспомнить обращаясь к историческим источникам это самое явление могло бы привести к печальным последствием после создания атомного а за тем и ядерного оружия. К счастью в истории нет сослагательного наклонения.

Главным же связующим звеном между человеком и культурой служит социальный характер личности. В формировании которого Э.Фромм отводил значительную роль страху тому что вытесняет человеческие черты в бессознательное состояние несовместимые с нормами культуры поведения данного общества. Тому что заставляет брать в руки оружие и идти против таких же как он сам.

Э.Фромм считал, что человек как существо, имеющее биологическое начало боится смерти как прекращения его деятельности и существования, а как существо культурное (социальное) больше всего боится одиночества. Со смертью в данном случае всё понятно это биологический страх, заложенный в нас с самого рождения как протекция нашей жизни. Почему же человек боится одиночества? Ответ на этот вопрос кроется глубоко в психике подкреплённый биологическим началом. Человек в начале своей жизнедеятельности слаб и беззащитен в отличии от животного которое на пример сможет ходить по прошествии нескольких часов после рождения к чему человек в своём развитии движется гораздо дольше. Вследствие чего у индивида возникает потребность в наличии вокруг него во время его становления и развития более сильных и развитых особей своего вида как защитников от воздействия внешней среды, а в процессе эволюции ещё и как наставников. И это лишь пара основных факторов.

                 Термин "отчуждение" имеет довольно важное значение при анализе типов социального характера. На пример в период раннего капитализма и следующих за ним эпох. Какие же типы выделяет Э.Фромм?

  • Первый тип - рецептивный убеждены, что все хорошее в жизни находится вне их самих, они оптимистичны и идеалистичны к хорошим качествам можно отнести стремление к познанию окружающего мира и его преобразованию;
  • Второй тип - эксплуатирующий данный тип социального характера можно так же обозначить, как лидерский, так как подчинение других своей воле есть неотъемлемая черта данного типа его негативные черты: агрессивность эгоцентризм, а позитивные: уверенность в себе чувство собственного достоинства;
  • Третий тип - накопительский его можно обозначить как нестабильную переходную форму к эксплуатирующему типу социального характера благодаря свойственной тенденции к овладению материальными благами и властью;

Четвёртый тип - продуктивный то есть способный развиваться и развивать мир окружающий его а именно не только мир духовных ценностей но и качество и структуру биологического мира как правило индивид с данным типом характера независим честен спокоен ориентирован на социально-полезную деятельность; - это идеальное состояние индивида.1

В процессе изменения культур человек стал более свободным и независимым от других. С развитием технологий индивиду всё меньше стали нужны его собратья для удовлетворения потребностей на пример в общении. Теперь эту потребность помогают удовлетворить так называемые гаджеты то есть механические устройства или программы на пример роботы в интернет-чате которые могут заменить собеседника задавая вопросы или давая ответы на них.

"Индивид освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам: мир стал безграничным и угрожающим... Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враждебности; он свободен - это значит он одинок, изолирован, ему угрожают со всех сторон... Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения „одиночества и тревоги"2-писал Э.Фромм в своей работе под названием "Человек для самого себя".

Рыночные отношения на пример только лишь усилили чувства одиночества и тревоги. Применяя к повседневной жизни неотъемлемые черты рынка на пример конкуренцию всеобъемлющие товарно-денежные отношения. "Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек рассматривается как средство. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка... Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром" -  писал Э.Фромм.

В связи с этим Э.Фромм считал что индустриальная культура 20-го века породила ещё один новый (пятый) тип социального характера - рыночный. Который обусловлен тем что полностью или частично лишён внутренней ориентации. Ощущение себя товаром или средством производства товара даёт индивиду чувство возможности замещения его кем то или чем-то другим. Ему присущи эмоции которые по сути своей являются ложными и нужными лишь для того что бы создать картину собственной важности и неотъемлемости в этом мире. При этом искажённое чувство любви и идолизация дают набор комплексов, которые связаны с бездуховным (органическим) существованием лишённом всякого смысла. Направленным лишь на поиск собственной выгоды которая обеспечивает данное существование.

При возникших в современном обществе искажениях личности, само общество должно быть ориентировано гуманистически, а не репрессивно. То есть оно не должно усугублять чувство, отчужденности ограждая индивида от общества. А совсем на оборот всеми силами должно объединять всех его членов в единое целое. Как же общество может это сделать? В первую очередь оно должно удовлетворять экзистенциальным потребностям человека, а именно: 

  • В первую очередь к ним относится любовь (как идеальная форма общения) в качестве единственного возможного ответа на вопросы человеческого существования. Любовь - это специфическое миропонимание в мышлении. В деятельном аспекте она выражается в виде творчества и самореализации, а в чувственной форме как ощущение единства с другим человеком. Эталоном чувственной любви Э.Фромм считает отношения возникающие между родителями и детьми то есть бескорыстную привязанность;
  • Далее экзистенциальной потребностью человека является потребность в творчестве как свойство человеческой природы, способность к преобразованию мира и создание мира духовных ценностей что является неотъемлемой частью созидательного процесса индивида;

Так же одной из важнейших потребностей является потребность индивида в глубоких корнях. Которая может реализовываться в форме родительской любви, а также ощущения принадлежности к роду культуры (к примеру, музыкальной: Рок, Джаз). Что в полне свойственно современной культуре с её многообразием различных обществ интересов или субкультур.3

В итоге вся активность человека сводится к решению базовой проблемы отчуждения, а именно обретению единства с миром и самим собой. Это может проявляться в различных формах на пример в форме поиска единомышленников. Но как подчеркивает Э.Фромм природа человека двойственна он на протяжении всей жизни стремится к свободе и независимости, но как мы успели заметить свобода способствует отчуждению. Причём на столько что желанная абсолютная свобода находится за рамками всего общества и общественного сознания. Грубо говоря индивид приобретая её идёт в разрез со всем обществом выходя за рамки его морали и нравственности. Вследствие чего становится гонимым этим же обществом и естественно отчуждённым от него. Становясь для данного общества опасным элементом. Так как в обществе свобода одного индивида заканчивается там где начинается свобода другого. Дихотомия свобода - безопасность обусловлена экзистенциальными потребностями возможность удовлетворения, которых предоставляет общество,  формируя структуру личности. Которая в последствии делает жизненный выбор а именно отдаёт своё предпочтение в пользу собственной свободы или безопасности. Что уже проявляется в его образе жизни.

Исходя из этого Э.Фромм сформулировал идеи о существовании направленной активности индивидов к некрофильной и биофильной ориентации. А именно ориентации на смерть и ориентации на жизнь. Кстати они содержательно соотносятся с описанием 3игмундом Фрейдом инстинктов жизни и смерти.

  • Индивиды, которых влечёт к неживому, они охотно говорят о смерти, о похоронах при этом воодушевляясь такими разговорами. Они холодны, подвержены порядку и подчинению закону живут прошлым,и  не живут будущим считая возможным предсказуемым будущим лишь смерть - это индивиды, имеющие некрофильную направленность личности.

 Ориентация личности связанная с любовью ко всему живому,  тенденции к интеграции и к объединению, то есть к росту соответственно качества и структуры живого. Объединение и совместный рост, есть признаки жизни, в том числе в жизни мышления, чувств и всех проявлений психического в индивиде. Это индивиды, имеющие биофильною направленность. 4

Преобладание того или иного вида ориентации определяет образ жизни индивида и степень его отчуждения в социальном мире. Как именно это происходит? Все предельно просто а именно индивид с некрофильной направленностью чувствует свою защищённость в отстранении от других индивидов они по его мнению и есть причина его опасности. А индивид имеющий биофильную направленность на оборот видит свою безопасность в объединении с другими. Возникает вопрос кто же из них тогда свободнее? Кажется, что индивиды с некрофильной направленностью более свободны, так как рядом с ними меньше людей соответственно средств ограничения. Но это не так его свобода ограничивается страхами и моральными принципами. Так что какая направленность создаёт большее ощущение свободы не важно так как в этом отношении они в принципе равны. И вопрос лишь в том кто из них для общества в целом полезнее? Как уже можно было догадаться по описанию это индивиды с биофильной направленностью. Так как они способны работать на общество, а не только на себя.

Как же степень отчуждения и реализация экзистенциальных потребностей являясь уже в своём роде неразделимыми понятиями влияют  на общественную культуру в целом? Что бы ответить на данный вопрос стоит учитывать тот факт что стремление к уподоблению, идентификации, поиску объекта почитания является существенным аспектом в жизнедеятельности индивида. В своих работах Э.Фромм использовал образ индивида, "заброшенного" в мир который теряется в "одинокой толпе" и нуждается в ценностной ориентации, чтобы понять самого себя. Это говорит о том что все органы чувств влияют на психику не на прямую то есть не по средствам самих ощущений а по средствам понимания этих ощущений. И поиск ценностной ориентации начинает зависеть от так называемой визуализации цели. Грубо говоря, что мы видим с детства к тому и движемся. Так как считаем это целью достижимой в силу того что можем это ощущать по средствам органов чувств. И конечно же в виде примера более старших особей который мы этими органами и воспринимаем и воспроизводим.

Информация о работе Теория отчуждения и ее роль в современном мире