Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:18, контрольная работа
Рассматривая эту концепцию, всегда необходимо помнить две очень важных детали: во-первых Белл прогнозировал появление нового типа общества, а не исследовал уже готовое «постиндустриальное общество», а, во-вторых, концепция постиндустриального общества описывает страны с развитой экономикой - США, страны запада и Японию, а, если быть строже, только США.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Источники, этапы развития и теоретические основы постиндустриального общества………………………………………………………………………….4
2 Некоторые прогнозируемые черты информационной цивилизации………11
Заключение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….16
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический
университет»
«Московский институт стали и сплавов»
Новотроицкий
филиал
Кафедра
ГиСЭН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
по теме
«Теория постиндустриального
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Источники, этапы
развития и теоретические основы постиндустриального
общества…………………………………………………………
2 Некоторые прогнозируемые черты информационной цивилизации………11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Концепция постиндустриального общества впервые была изложена в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники. Анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
Теория
постиндустриального общества позже
была развита в работах
З.Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлера
и других. В 90-е годы концепцию постиндустриального
общества многие исследователи связывают
с понятием информационного общества,
а иногда эти понятия рассматриваются
как синонимы.
Рассматривая эту концепцию, всегда необходимо помнить две очень важных детали: во-первых Белл прогнозировал появление нового типа общества, а не исследовал уже готовое «постиндустриальное общество», а, во-вторых, концепция постиндустриального общества описывает страны с развитой экономикой - США, страны запада и Японию, а, если быть строже, только США.
Немаловажна и критика теории постиндустриального общества. Ее современные противники в основном указывают на несостоятельность технологического детерминизма, и некоторую утопичность взглядов многих исследователей.
1
Источники, этапы развития
и теоретические основы
постиндустриальной
парадигмы.
В 70- е годы западное общество справилось с задачей стабилизации и стимулировании своего развития . Теперь в теоретической социологии активно разрабатывались оптимистические сценарии будущего. В условиях борьбы двух альтернативных мировых систем либеральные варианты концепции постиндустриального развития направлены на реабилитацию и оздоровление индустриальной (технологической ) модели прогресса, увязанной с капиталистической системой хозяйствования (Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт и др.).
Одним из родоначальников теории «постиндустриального общества» является Д. Белл. Определяющими факторами данного общества он считал: а) теоретическое знание (а не капитал) как организующее начало, «нервный узел» социальной системы; б) «кибернетическую революцию», обусловливающую технологический рост в производстве товаров. Белл сформулировал пять исходных специфических измерений и компонентов прогностической модели общества будущего.
-
Сфера экономики: переход от
производства товаров к
- Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников.
- Осевой принцип; ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе.
- Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности.
-
Процесс принятия решений:
Функционирование данных компонентов изменяет соотношение экономики и социальной политики, подчиняя первую второй. Социальная политика, превращаясь в социальную инженерию, перестраивает в соответствии с научными рекомендациями всю систему общественных соотношений. Ведущая роль «большой науки» обуславливает определяющую роль в социальной структуре меритократии (Д. Белл), техноструктуры (Дж. Гелбрейт), занимающихся организацией всех видов социальной деятельности и управлением собственностью: «власть лучших» - иерархия ученых, управляющих, инженеров, государственных служащих, определяемая талантом, знанием, квалификацией.
Представители рассматриваемой
концепции обосновывали
В рамках либеральной концепции предстоящая конвергенция означала крах советской индустриализации, лежащей в основе социалистической системы хозяйствования, опирающийся на принципы «закрытого общества». Прогрессирующий застой этой системы на уровне ранних стадий индустриальной революции (торможение), являлся свидетельством её стагнации и предстоящего распада. Последующее слияние социалистических государств с более обширным мировым сообществом будет происходить на основе отказа от советской (коммунистической) практики и движения в сторону принципов «открытого общества». У коммунизма нет исторической перспективы, и он будет побеждён только в направлении будущего.
В принципе, перестройка и последующие за ней события в бывшем СССР подтвердили суть данной концепции конвергенции. Это дало право одному из её главных авторов – З. Бжезинскому сделать следующее заключение: «Таким образом, обернувшаяся катастрофой встреча человечества в ХХ веке с коммунизмом дала болезненный, но крайне важный урок: утопическая социальная инженерия находится в фундаментальном противоречии со сложностью человеческого бытия, а социальное творчество лучше всего расцветает, когда политическая власть ограничена. Этот фундаментальный урок делает тем более вероятной возможностью, что ХХI век будет веком демократии, а не коммунизма ».
Иной подход в оценке индустриальной цивилизации м поиске контуров « новой цивилизации» (варианта «третьего пути») имел место в радикальных футурологических концепциях М. Маклюэна, А. Турена, А. Тоффлера, Э. Шумахера и др. В частности, А. Тоффлер в своих работах критически оценивал « индустриальную цивилизацию», пошедшую «не той дорогой». Она привела к конфликту между природным социокультурными аспектаими человеческого существования, напряжению между формами индустриального общества – системами капитализма и социализма (результат двойного эффекта разочарования). Анализ будущего Тоффлер осуществлял на основе « информационного редукционизма» : переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством информационных технологий будет осуществляться на основе компьютерной революции. Он будет сопровождаться инновациями способа производства, образа жизни и культуры, разрешающими современные глобальные проблемы.
В работе «Третья волна» образно – метоферически Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны – это волны истории, рождающие цивилизации, через которые проходит человечество в своём развитии. Накатываясь одна за другой, эти «волны» образуют фон, на котором развёртывается драма истории в трёх действиях – цивилизационные волны.
-
Доиндустриальная –
-
Индустриальная – промышленная
цивилизация до наших дней. Её
технологическая основа –
Вторая
волна – индустриализм
- постиндустриальное (поскапиталистическая и постсоциалистическая) – компьютерная – информационная цивилизация. Она уже рождается у нас на глазах, но плохо видима в сутолоке повседневной жизни.
К контурам новой цивилизации Тоффлер относил:
1)
информационные (гибкие) технологии, качественно
преобразующие инфраструктуры
2)
Демассифицированное (
3) Антиципарная (предвосхищающая) демократия, обеспечивающая «участие граждан» формирование моделей собственного будущего.
4) Транснациональные институты, решающие глобальные вопросы: отход от национально – государственной замкнутости и самомнения к общим рынкам свободным перемещением товаров, людей, идей, культуры.
Кто опоздает присоединиться к радикальной перестройке, социально – технологической информатизации современного общества, тот обречён на развитие « вдогонку» за постоянно ускользающим призраком будущего. Вопросы, поднятые А. Тоффлером на рубеже 70 – 80 - х годов, стали не только предметом теоретических дискуссий, но и практического решения. Сам же он считал, что создание футурологических проектов открывает путь к массовому пробуждению социального воображения и активному и активному включению рядовых граждан в процесс исторического прошлого. При этом надо «научить людей встретить будущее и научить их, как выдержать эту встречу».
Сегодня есть реальная возможность по достоинству оценить, что в его пророчествах оказалось правдой, а что нет. Оправдались прогнозы, предвещавшие неизбежный крах социалистического строя и СССР. Но, как заметил Тоффлер в интервью «Литературной газете» (1993 г.), не следует утрачивать чувства исторической перспективы. «Подлинная перемена – это закат индустриального общества. Капитализм и коммунизм были порождением промышленного развития общества. И, если одно из этих порождений потерпело крах, почему мы должны пребывать в уверенности, что такой же крах не постигнет второе?»
На вопрос, что нас ждёт (особенно администрацию США), Тоффлер дал следующий прогноз.
1.
Регионализм. Индустриальное