Типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание

Каждый из нас знает, что в мире нельзя найти двух людей с одинаковым узором на коже пальцев, с одинаково расположенными родинками, или с жизнью прожитой один в один. Мы все разные, мы живем и думаем каждый по-своему. Но это не означает, что нас совершенно ничего не объединяет с остальными. Язык, возраст, место жительства и т.д. – вот то многое и важное для нас, которое мы ценим, все это нас соединяет.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………….3

2. Основы мировоззрения, основные причины его возникновения ……....6

3. Структура мировоззрения …………………………………………………8

4. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия………………. .12

5. Заключение …………………………………………………………………19

6. Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

реферат_фил.docx

— 48.11 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Введение   ………………………………………………………………….3 
 
2.    Основы мировоззрения, основные причины его возникновения ……....6 
 
3.    Структура мировоззрения …………………………………………………8 
 
4.     Типы мировоззрения: мифология, религия, философия………………. .12 
 
5.     Заключение …………………………………………………………………19 
 
6.    Список используемой литературы…………………………………………20 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ 

Каждый из нас знает, что  в мире нельзя найти двух  людей  с одинаковым узором на коже пальцев, с одинаково расположенными родинками, или с жизнью прожитой один в один. Мы все разные, мы живем и думаем каждый по-своему. Но это не означает, что нас совершенно ничего не объединяет с остальными. Язык, возраст, место  жительства и т.д. – вот то многое и важное для нас, которое мы ценим, все это нас соединяет.

А ведь то, что объединяет – бывает и, наоборот, разъединяет: люди могут быть разного возраста, проживать в разных местах, разговаривать на разных языках и т.д. Верующих людей, а именно в духовном мире, тоже есть много того что объединяет и разъединяет людей: уровень образованности, взгляд на жизнь, категории ценности и т.д. Анализирую истоки духовной культуры, всех ступеней развития человечества, так же как и анализ духовного мира наших соотечественников, доказывает, что одним из главных элементов является мировоззрение.           

Мировоззрение – что это?

Мировоззрение — это соединение общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека природе. Самой важной составляющей мировоззрения является именно отношение человека к миру, а именно к природе, обществу, людям и к самому себе. В процессе своего исторического развития человечество сконструировало различные формы мировоззрения: обыденное познание, мифологию, религию, философию, искусство, науку и др. Только повседневное мировоззрение является стихийным и не профессиональным. Все остальные формы мировоззрения являются рефлексивными и профессионально специализированными: имеют свой язык, свои средства и методы репрезентации и решения мировоззренческих проблем, свои профессиональные сообщества. Каждая форма мировоззрения имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с ее когнитивными, коммуникативными и выразительными возможностями.

Основная проблема мировоззрения: отношение «человек — мир» содержит в себе множество различных, более конкретных отношений:

1) что появилось первее: мир или человек, бытие или сознание, я или не — я (онтологическое);

2) как познается человеком мир (гносеология);

3) как должен вести и действовать человек в этом мире при различных ситуациях (праксеологическое);

4) этическое;

5) эстетическое;

6) экзистенциальное;

7) прагматическое и др.

Каждое из этих отношений  регулируется определенными полярными  ценностями, положительными и отрицательными (онтологическое: сознание-материя; гносеологическое: правда-ложь; праксеологическое: деяние — недеяние; эстетическое: красота-уродство; этическое: экзистенциональное: бытие-небытие; долг-вседозволенность; прагматическое: польза-вред и т.д.). Таким образом, в целом проблема мировоззрения имеет не предметно—атрибутивный, а ценностный характер, а то или иное ее решение задает определенные нормы и интерпретации человеческого поведения[3].

Таким образом, главная задача мировоззрения — найти ответ не столько на основной вопрос, сколько понять, что такой мир, какой он, как правильно вести и жить в нем. Одной из главных форм, теоретически исследованной есть философия. Но, она имеет такой характер, при котором оставляет человека всегда перед необходимым выбором, концепции или философской теории.

Мировоззрение человека имеет  исторически обработанный характер: проходя каждую эпоху человеческой истории, она обтачивалась уровнем  знаний, проблемами, духовными ценностями, которые были присуще тому времени. Можно было бы предположить, что, сколько на планете людей столько и мировоззрений им присуще, но это будет неверно. Ведь мы сами уже отметили, что нас если что-то объединяет то и разъединяет.  

2. ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 
     Мировоззрение – это совокупность идей, чувств, эмоций, общее отношение человека к миру – познавательный пласт; - эмоциональный; - поведенческий. 
     

Мировоззрение формируется: 

- сознательно – через  освоение опыта, накопленного  человеком (сложнее, чем эмпирическим путем, но безопаснее);

- стихийно, эмпирическим  путем (методом проб и ошибок);  
 

Как сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

Особенным элементом мировоззрения является оценка событий и процессов, поэтому можно выделить три основных аспекта мировоззрения:

- аксиологический (учение  о ценностях);

- познавательный;

- нормативный (благодаря мировоззрению вырабатывается правило поведения в определенных ситуациях);

Сложение и формирование мировоззрения может складываться по-разному:

- формирование реалистичного мировоззрения, на научном понимании мира, может быть единственным;

- формирование ирреалистичного мировоззрения.

Философия - мировоззренческая наука, масштабный взгляд на жизнь, человека и др. аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  СТРУКТУРА МИРОВОЗРЕНИЯ  

 

     Мировоззрение – исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком  окружающего мира. В различных формах мировоззрения по-разному представляется интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.      

В своей структуре мировоззрение  имеет следующие составляющие: 
а) ощущение мира (получаем с помощью свойств предмета, явления, чувства); 
б) восприятие мира  или предмета в целом;

в) понимание мира, понимание сущности.

Мировоззрение - это комплекс взглядов системы, которые обеспечивают понятие мира в целом и помогают найти человека, его место в нем, а также ценностные ориентиры. Основные вопросы заключены в отношении человека к миру, к самому себе. Это взаимоотношении можно выразить в схеме «Субъект» – «Объект», где в качестве субъекта выступает самодостаточное «Я» человека в диапазоне от конкретного индивида до конкретного общественной ячейки, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и то, что противостоит субъекту как «не - Я». Это может быть любое событие в диапазоне от любого явления мира до другого «Я». 

«С» - «О» - система предполагает определенную взаимозависимость компонентов, составляющих основу этой системы:

1) потребности (инициируют  отношение Субъекта к Объекту) и интересы (являются формой выражения потребностей);

2) знания (знания объекта  и знания субъекта). Ценности –  редактор знаний человека о  мире и о себе. Знание, пропущенное  через ценности, представляет собой  идею;

3) идея, которая фокусирует  единство Субъекта и Объекта и выступает основанием формирования идеала;

4) идеал (идол). Это прообраз  совершенства, высшая цель устремлений  субъекта в своем желании осуществить исходную потребность. Является исходной посылкой для психологической установки;  

5) психологическая установка  на отношении Субъекта к Объекту включает постановку задачи и готовность к действию.

Уровни мировоззрения:

    1. теоретический (рациональный) – как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Уровень обоснования. К нему принадлежит философия. Философия – ядро мировоззрения;
    2. жизненно-практический (чувственный) – как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя правила, ценности, убеждения, идеалы, нормы, верования, и т. д. Главным назначением мировоззрения считается то, что человек должен опираться на определенные знания, но и то, что он должен руководствоваться некоторыми регуляторами общества. Ценностью здесь считается такое свойство предмета, которое могло бы исполнить потребности, желания каждого человека.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

Под именем "формальной действительности" подразумевается, то представление об окружающем, которое вытекает - в конце концов - из исследования его научными приемами, в связи с критической работой логики и теории познания. Формальная действительность меняется с течением времени, с ростом науки и философии; постепенно это изменение уменьшается, и в некоторых частях своих она становится незыблемой. В разных областях науки, получается, по существу различное представление об окружающем; наше общее представление о совершающихся явлениях Вселенной носит мозаичный характер. Достаточно сравнить изложение явлений в науках биологических или общественных с тем, какое дается в некоторых отделах физических дисциплин. Далеко не во всех областях нашего знания и не ко всем явлениям возможно даже прилагать данные теории познания; а некоторые области - новые и сложные - находятся на самых низших ступенях научного представления. Употребляя этот термин, мы не предрешаем, каковым окажется представление о мире при дальнейшем росте науки, насколько оно изменится при переработке его на почве теории познания или каков мир сам по себе. Так или иначе, формальная действительность при всей неизбежной сложности и неполноте этого представления является исходным пунктом всех наших обобщений в области религиозных, научных и философских концепций. Невозможно допустить какие бы то ни было выводы, которые бы, несомненно, противоречили формальной действительности [2].

 

4.   ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ 

На протяжении истории  складывались различные типы мировоззрений  в зависимости от конкретных условий. Выделяют следующие типы:

    • мифологическое;
    • философское;
    • религиозное;
    • научное;
    • жизненно практическое.

Корни религии, мифологии  и искусства относятся к первобытному сознанию, уровень которого был не высок, но именно на этом уровне человечество открыло важные вещи (речь, освоило  с/х, огонь, различные открытия). Для  данного уровня характерно эмоциональное  восприятие, образность, ассоциативность, стремление все одухотворить, наделение  мира сверхъестественными существами.

Первым историческим типом  было мифологическое мировоззрение (мифология – слово, понятие). Мифология возникла на ранних этапах между личностью, природой и обществом.

Миф – есть ни что иное как стремление в области познания, когда не находя ответа на возникший вопрос люди создают определенный образ (миф).

Хронологически первым методом  постижения бытия становится мифология. С мифологического восприятия мира начинается философия, и, что характерно, мифологическими методами философия  завершается, в том смысле, сто  обнаруживает в них высшую эмоциональную  форму познания непроявленной реальности космоса, Бога, Небытия.

Для первого человека (первобытного) миф представляет собой картину, в которой он впервые осознает и понимает возникновение и развитие мира, его устройство. Миф не дает никакого различия между основными понятиями духовного и материального начала, настоящим и выдуманным, случайностью и необходимостью.

Важное место занимали мифы о важных достижениях людей  – изобретение ремесел, огня, обряды и т.д. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

Своеобразие мифа проявлялось  в том, что замысел выражался  в конкретных эмоциональных, поэтических  образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде "живут" образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в  причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась, и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

Информация о работе Типы мировоззрения