Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:18, реферат
Каждый из нас знает, что в мире нельзя найти двух людей с одинаковым узором на коже пальцев, с одинаково расположенными родинками, или с жизнью прожитой один в один. Мы все разные, мы живем и думаем каждый по-своему. Но это не означает, что нас совершенно ничего не объединяет с остальными. Язык, возраст, место жительства и т.д. – вот то многое и важное для нас, которое мы ценим, все это нас соединяет.
1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Основы мировоззрения, основные причины его возникновения ……....6
3. Структура мировоззрения …………………………………………………8
4. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия………………. .12
5. Заключение …………………………………………………………………19
6. Список используемой литературы………
С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, в произведениях мировой литературы и искусства отражены темы древнегреческой и многих других мифологий. Мифологические сюжеты вошли во многие религии. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало "мифов" и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией. Но это уже - иные времена, иные реалии.
По мнению философа А. Ф. Лосева, миф — «это отнюдь не только и не просто продукт прошлого развития общества. Как любая форма освоения мира, миф является «законным» элементом сознания в любую эпоху людей. Миф (как сказание о жизни в слове) позволяет воссоздать целостное представление о мире на основе синтеза рационального и иррационального без претензии на абсолютизацию одного из отмеченных компонентов. Он является фактором социализации человека через систему табу (запретов); является социально-психологической потребностью человека, ибо выполняет компенсаторную функцию (миф о светлом будущем). Миф присущ и науке, и религии (вера в их могущество); присущ он и политике, представители которой наивно полагают, что могут все. Миф имеет место и в обыденном сознании обывателя, который считает, что все знает, ибо миф позволяет свести сложное к простому, понятному и удобному для чувственного восприятия» [1].
Анализ культуры мифа и знакомство с дальнейшей историей человечества косвенно свидетельствует, что Вселенная создала человека, чтобы его глазами посмотреть на себя и при необходимости отредактировать самотворчество.
Для мифа характерно:
- образно-эмоциональная форма;
- связывание и представление человека в природе;
- отсутствие рефлексии (рефлексия – работа сознания, мысли человека над собственным сознанием, размышление над собственными взглядами);
- утилитарная направленность мифологии (решение повседневных задач с помощью мифа).
Вторым историческим типом была религия. Когда человек начал выделять себя в качестве индивида, тогда появляется религия.
Основа религии – вера в сверхъестественное начало.
Принципиальное отличие от мифа в том, что это новый взгляд на мир, согласно которому:
- мир создан народом, отдельным человеком (креативизм);
- миром можно управлять, он управляем;
- мир и все подчиняемо законам, канонам, правилам и т.д.;
- во главе поклонение к высшей вере.
В рамках религии мировоззрение делится на:
1) бытие земное;
2) сакральное бытие.
В религии предоставляется переход в нечто лучшее. Человек в свободе ограничен. Религия – это разновидность формы мировоззрения, в которой освоение мира совершается через его разделение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Религия и философия общественно - исторические формы мировоззрения, решающие сходные мировые задачи и воздействия на сознание, поведение людей. В составе глубоко верующих людей можно так сказать не так уж и много людей, которые бы понимали суть философии, хотя это тоже, наверное, можно оспорить. По сравнению с религиозным мировоззрением, философия все больше внимания уделяет человеческим проблемам, таким как надежда, беспокойство и тревога, поиск веры, она все больше рассматривает интеллектуальную сторону мировоззрения.
Религиозное мировоззрение
- это широкое обобщение понятие
для значительного числа
Главным способом усвоения
религиозного мировоззрения выступает
вера, воспринимаемая от предшествующих
поколений во всем исторически - культурном
контексте и опирающаяся на личный
опыт человека. А практика культурных
действий располагает механизмами
подкрепления и формирования этой веры
применительно к особенностям обыденного
создания. На уровне теоретического создания
совершается процесс
Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического создания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень [6](Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззрений выбор современной культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 204с.).
Самые важные нравственные нормы человечества оформлены в религии.
В недрах религиозного мировоззрения зарождается третий исторический тип – философия. Возникновение философии стало диалектическим отрицанием мифологии.
Поскольку человек непрерывно постигает окружающий мир у него на ряду с религиозным взглядом на мир возникает реалистическое миропонимание, в недрах которого и возникло философское мировоззрение.
Философия появляется в результате обретения знаний, их жизненного понимания и осмысления. Все это дает возможность существованию религиозного, идеалистического вместе с материальным и реалистичным. Философия возникла для раскрытия теоретической проблемы человеческого существования и мироздания.
Философия это та форма, которая возникает, когда личность осознает всю свою индивидуальность и своеобразность и может противопоставить себя обществу и ее канонам. Религия и философия имеют одну цель – придать смысл жизни человеку, увлечь идеалами, заполнить духовную пустоту, открыть все сокровенные ценности.
Основа религиозного воззрения на мир - вера. Философия же отразила потребность в понимании мира и человека с позиций светского знания, естественного разума. Она вере противопоставляет логику, догме – сомнение.
Несмотря на все разнообразие мировоззренческих ориентаций людей, существует все равно что-то необходимо важное в культуре.
Именно в наше время ценятся права человека, политическая и экономическая его свобода.
Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззренческих ориентаций. Важнейшей заботой каждой страны сегодня является создание эффективной экономики, восприимчивой к научно - техническому прогрессу, быстро откликающейся на возникшие потребности.
Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу любая страна может решить лишь на пути создания рынка, который должен стать органической частью мировой рыночной экономики. Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования современного мировоззрения.
В рамках субъектно-объектного отношения рождается не гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ познания, несущего в себе идею освоения мира. Формирование мировоззрения идет от фундаментального через прикладное мировоззрение. В конечном итоге человек обретает достаточно четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную направленность освоения мира с учетом его потребностей и интересов.
Философия нужна любому исследователю
как методология его
Как избавиться от социальной
несправедливости в отношениях между
людьми и обществом? Когда же найдется
его решение? Что сделать, чтобы
выжить? Эти проблемы всегда будут
иметь значение и их решение мы
будет искать.