Толерантность как духовная основа национального единства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:54, статья

Описание

В представленной вниманию читателей статье предпринимается попытка рассмотреть основные аспекты понятия толерантности как духовная основа национального единства таджикистанцев. Этому нас обязывают те события, которые произошли в 90-х годах прошлого века в Таджикистане. Следует отметить, что какой дорогой ценой была достигнута в ходе многочисленных диалогов то национальное примирение («Вахдати милли»), которое юридически завершилось с подписанием протокола 27 июня 1996 г. в г. Москвы.

Работа состоит из  1 файл

Толерантность как духовная основа национального единства.docx

— 27.20 Кб (Скачать документ)

   Сегодня, только  понимание собственной человеческой  сущности, своего места и назначения  в мире позволяет человеку  истинно, то есть духовно и  разумно относиться к ближним  (людям), к своим делам, к окружающей  среде.

   Такая задача, стоящая  перед даже глубоко мыслящим  человеком, - задача   глобальная. Не имея общего представления  о космогенезе и антропогенезе,  которые составляют общую исходную  основу понимания всего остального, человеческие индивиды оказываются  связанными с ложными целями, с мотивами, которые ими самими  до конца не осознаны, что влечёт  за собой глубокие разочарование  и приводит к утере смысла  жизни, как считают экзистенциалисты.

   Сегодня существует  самая серьезная опасность для  выживания человечества. И связана  она именно с отсутствием единства  мировоззрении людей, а, следовательно,  и с отсутствием взаимопонимания  и толерантности. Можно утверждать, что толерантность является этапом  на пути к единому миропониманию,  а единое миропонимание можно  рассматривать как сущностную  основу толерантности и этичности. 

   Толерантность представляется  одним из средств, обеспечивающих  предотвращение конфликтов в  современном обществе, а проблема  формирования ненасильственных  форм коммуникаций и есть, по  существу, проблема формирования  толерантности. Таким образом,  можно сказать, что риторика  толерантности актуализирована  стремлением к снижению риска  конфликтного взаимодействия в  обществе на разных уровнях:  межличностном, межгрупповом и  международном.

   Актуализация формирования  толерантной ментальности ккоммуникативной, а также толерантного сознания  необходима не только для внешней,  но и для внутренней политики  национальных государств, которые  заинтересованы в снижении рисков  и блокировании дезинтеграционных  процессов внутри государства.

   Уроки истории  доказывают, что в странах, где  господствует интеллектуальный  и духовный диктат, там нет  места толерантности и терпимости. А если отсутствует толерантность,  то не возможно установить  такие демократические ценности  ка свобода мысли, свобода совести  и вероисповедания, конструктивная  критика и др. В таких странах  любая научная мысль встречает  сопротивление и все оказывается  в пучине взаимной конфронтации. Даже если эти свободы будут  формально провозглашены, то они  не окажут какого-либо существенного  влияния на процесс демократизации  и окажутся декларативными и  обманчивой иллюзией. Более того, там где нет терпимости и  толерантности, не может быть  и речи о функционировании  правового государства и его  демократических институтов. 

   Проявляя своё  уважение к родной истории,  культуре, вере, великим личностям  своего народа, вместе с тем  не следует забывать о верующих  и неверующих представителей  других наций и этносов, а  также и о других уязвимых  слоях общества. Значимость толерантности  и терпимости в современную  эпоху ещё больше возрастает  в связи с тем, что она  служит мостом, соединяющим в  единстве все демократические  ценности. Она также призвана  примирить те взгляды, которые  противоречат общепринятым нормам  морали.   

   Принимая во внимания  множество обстоятельств современного  мира в 1995 г. ЮНЕСКО принимает международный документ «Деклерация принципов толерантности», где указывается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность это единство в многообразии. Это не толькоморальный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение и потворство. А прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека»1.

Формирование толерантности  становится актуальным и на уровне групповых и межличностных отношений.

   По уровню толерантности  в обществе можно судить об  уровне культуры и здоровья  этого общества, учитывая важность  культуры толерантной коммуникации  для дальнейшей консолидации  таджикистанского общества, может  быть, следовало бы ввести уроки  толерантности и в систему  образования РТ?

   Поэтому, в целях формирования  толерантного сознания нам необходимо практиковать организацию широкомасштабных  диалогов в государственных и социальных институтах. Это способствовало бы росту культуры толерантности и профилактике деструктивных форм социального и политического протеста.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Современная эпоха раскрывает перед человечеством уникальные возможности и перспективы развития, но вместе с тем и ставит его перед

____________________

1Деклер. принципов толерантности: Утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16. XI. 1995//www.tolerantnost.ru

столь же беспрецедентными угрозами и вызовами. Уникальность заключается в том, что на базе достижений научно-технологического прогресса совершается переход на качественно новое состояние человеческой цивилизации как целого (это становления общепланетарных коммуникативных, информационных, финансовых, экономических сетей, формирования надгосударственных политико-правовых институтов, интернационализации рынков труда).В то же время система глобальной взаимозависимости формируется как комплекс глубоко противоречивых взаимно несовместимых процессов и конфликтующих структур. Мир пронизывают геополитические и цивилизационные конфликты, противостояния лидеров и аутсайдеров глобализации, центра и периферии нового мирового порядка. В этих условиях как никогда прежде актуальной становится выработка обшей основы, единых принципов, общепризнанных норм мирного, толерантного ,взаимоуважительного сосуществования народов, культур, цивилизаций.

   2. В принципе толерантности  должны отражаться достижения  разноплановых социальных теорий  и программ практических действий  на основе единой стратегической  задачи. Ибо, человек создавал  всё сущее как система, как  единый организм. А это создает  предпосылки формирования толерантно-ориентированного  мировоззрения. 

   3. Проблема формирования  толерантного сознания не исчерпается  формированием индивидуальных психологических  качеств человека. Необходимо формирования  толерантной ментальности на  уровне социальной психологии, основы  которой кроются в социальных  культурах, порождающих эту социальную  психологию.

   4. Современный этап  мирового развития показывает, что  преодоление агрессивности и  нетерпимости людей друг к  другу может быть осуществлено  на основе духовности как основания  многообразия культур и их  взаимодействия.

   5. Лидеры конфессий  и национально-культурных центров,  имеющие авторитет, должны принимать  ещё более активное участие  в формировании толерантного  сознания. Для этого необходимо, обеспечивать открытость и пропаганду  своих акций, при проведении  своих мероприятий делать упор  на формирование общечеловеческих  ценностей.

   6. Основной проблемой  постсоветских государств на  современном этапе развития является  социальная толерантность, формирование  которой предполагает наличие  в обществе объективных оснований,  предпосылок для единства долговременных  социальных интересов, основных  жизненных целей. Таким образом,  дальнейшее развитие новых независимых государств возможно только на пути одновременного развития всех форм толерантности во всех слоях общества.

 


Информация о работе Толерантность как духовная основа национального единства