Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:09, реферат
Проблема творчества является одной из традиционных, так называемых «вечных» проблем философии. Она уходит своими корнями в античную эпоху, в «осевое время» человеческой истории и даже дальше. Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще: проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания, проблеме возможности познания. Наконец, она связана с комплексом антропологических и эстетических проблем. Не удивительно поэтому, что попытки осмыслить суть творчества предпринимались на протяжении всей истории философии и очень многие мыслители так или иначе, частично или более глубоко, рассматривали эту проблему и находили свои решения проблем и ответы на вопрос, что же такое творчество.
Введение
1.Характеристика понятия «творчество»
1.1.Творчество в историческом аспекте
1.2.Творчество как предмет философского исследования
2.Характеристика творческого процесса
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ
Кафедра
философии
Реферат
на
тему: «Творчество
как конструктивный
тип познания»
Выполнила: студентка группы О-45а
Кицина Ирина
Проверил: проф. Ермоловский Николай
Анатольевич
Харьков 2010
Содержание
1.Характеристика понятия «творчество»
1.1.Творчество в историческом аспекте
1.2.Творчество
как предмет философского
2.Характеристика творческого процесса
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Проблема
творчества является одной из традиционных,
так называемых «вечных» проблем
философии. Она уходит своими корнями
в античную эпоху, в «осевое время»
человеческой истории и даже дальше.
Ее возникновение связано с
Современный
интерес к творческому процессу
во многом обусловлен ростом инновационной
компоненты в человеческой деятельности,
требованиями НТР и прагматическим
стремлением управлять
С другой стороны, стремление проникнуть в тайну творчества имеет своей причиной заинтересованность в познании личности путем разоблачения секретов творческой деятельности как одного из ее фундаментальных проявлений, ведь именно этот вид деятельности активизирует личность наиболее полно и разносторонне.
Наконец, давно осознаваемая исключительная роль индивидуальности в истории человеческой культуры в различных ее областях: философии, науке, искусстве, религии, – приводит к необходимости рассмотрения этих двух личностных основ - мировоззрения и творчества - не отдельно друг от друга, а в их взаимосвязи. Ибо, думается, современный мировоззренческий кризис связан, с одной стороны, с кризисом личности, обусловленным всеобщей унификацией на основе интегративных процессов в масштабах планеты и техногенным уклоном развития цивилизации, и, с другой стороны, с кризисом творчества, имеющим в основании духовный вакуум разобщения конкретных людей, заполняемый массовой культурой, подменяющей самостоятельную работу по приобщению индивидуума к экзистенциальному опыту человечества уже готовой парадигмой ответов на жизненно важные вопросы.
Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.В. Шеллинг.
Таким образом, целью данного реферата является исследование творчества как принципа познания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать характеристику понятию «творчество»;
–
охарактеризовать творческий процесс.
Характеристика понятия «творчество»
1.1.Творчество
в историческом
аспекте
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи [13,с.67].
В
античной философии творчество связывается
со сферой конечного, преходящего и
изменчивого бытия, а не бытия
бесконечного и вечного; созерцание
этого вечного бытия ставится
выше всякой деятельности, в том
числе и творческой. В понимании
художественного творчества, которое
первоначально не выделялось из общего
комплекса созидательной
Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Творчество человека у Августина Аврелия выступает, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.
Расцветом творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся в ней, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества.
Философия
английского эмпиризма склонна
трактовать творчество как удачную
– но в значительной мере случайную
– комбинацию уже существующих элементов,
как например, в теории познания
Ф. Бэкона и особенно теориях Гоббса,
Дж. Локка и Д. Юма. Творчество выступает
как нечто родственное
Это учение Канта было продолжено Ф.В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, – гении – творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и потому опосредован его свободой. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, – высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества.
В
идеалистической философии
В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще обыденного мира.
В
отличие от философии жизни и
экзистенциализма, в таких философских
направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм
и близкие к ним варианты неопозитивизма,
творчество рассматривается с односторонне
прагматистской точки зрения, прежде всего,
как изобретательство, цель которого –
решать задачу, поставленную определённой
ситуацией. Продолжая линию английского
эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм
рассматривает его как удачную комбинацию
идей, приводящую к решению задачи. Другой
вариант интеллектуалистичного понимания
творчества представлен отчасти неореализмом,
отчасти феноменологией. Большинство
мыслителей этого типа в своём понимании
творчества ориентируются не столько
на естествознание, сколько на математику,
выступающую как так называемая чистая
наука. Основой творчества оказывается
не деятельность, как в инструментализме,
а скорее интеллектуальное созерцание,
так что это направление в трактовке творчества
оказывается ближе всего к платонизму[4,с.56-59].
1.2
Творчество как
предмет философского
исследования
На сегодняшний день, философской наукой проделана существенная теоретическая работа по исследованию проблем диалектики, теории познания, деятельности, культуры, мировоззрении человека, НТР и многих других, результаты которой сделали реально возможной постановку проблемы творчества как основной, обусловили естественное выдвижение ее в качестве программной, приоритетном, требующей безотлагательной философской разработки. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня понятие «творчество» — один из наиболее часто употребляемых терминов.
Ближайшим следствием такого поворота «лицом к проблеме» уже явилось то, что творчество и все, что с ним связано, перестали рассматривать как прерогативу психологии, эстетики, науковедения и т. п. Все настойчивее и категоричнее утверждается вывод, согласно которому лишь научной философии под силу теоретически овладеть этим предметом [5,9-11].
Марксистское
понимание творчества, противостоящее
идеалистическим и
Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действие творца – субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологические формы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своё специфическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
Информация о работе Творчество как конструктивный тип познания