Учение К.Маркса о восхождении абстрактного к конкретному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:49, реферат

Описание

Абстрактное (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

Содержание

Введение Стр.3

Абстрактное Стр.4

Конкретное Стр.9

Взаимопревращение абстрактного и конкретного Стр.10

Работа состоит из  1 файл

реферат Учение К.Маркса о восхождении абстрактного к конкретному.docx

— 30.02 Кб (Скачать документ)
>     В-четвертых, конкретное как в объективной  действительности, так и в познании есть диалектический, неисчерпаемый  процесс восхождения, уплотнения, обогащения. 

     Взаимопревращение абстрактного и конкретного

     Взаимопревращение абстрактного и конкретного есть не что иное как действительность диалектического процесса восхождения  от абстрактного к конкретному. Сам  процесс восхождения в каждом отдельном случае научного исследования имеет свое логическое начало и этапы  восхождения.

Вопрос  о начале в научном познании является сложным, но весьма важным, без правильного  решения которого научное исследование, попросту говоря, не возможно. Хотя вопрос о логическом начале ставился и обсуждался многими философами, но впервые как  вопрос о начале, так и сам принцип  восхождения от абстрактного к конкретному  разработан Гегелем.

     Суть  гегелевского понимания логического  начала состоит в следующем. Начало должно быть абсолютным и самым абстрактным. Оно ничего не должно предполагать, ничем не должно быть опосредствовано  и не должно иметь какое-либо основание; оно само, наоборот, должно быть основанием всей науки. Оно поэтому должно быть самим непосредственным. Таким началам  является чистое бытие. Движение вперед должно быть одновременно возвращением назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало! Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым. Движение вперед состоит не в том, что выводится лишь нечто иное или совершается переход в нечто истинно иное, а, поскольку такой переход имеет место, он снова снимает себя. Благодаря такому движению вперед начало утрачивает все одностороннее, становится чем-то опосредствованным, и линия продвижения науки тем самым превращается в круг. В то же время оказывается, что то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, по-настоящему еще не познается в начале и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его. Если кто-то выведенный из терпения рассматриванием абстрактного начала скажет, что нужно начинать не с начала, а прямо с самой сути, то мы на это ответим, что суть эта не что иное, как указанное пустое бытие, ибо что такое суть, это должно выясниться именно только в ходе самой науки и не может предполагаться известным до нее.

     Материалистически переосмыслив эти положения Гегеля и развив дальше все достижения по проблеме, К. Маркс создал научную  теорию логического начала, имеющую  всеобщее методологическое значение для  любого научного исследования.

     Исходя  из логики восхождения к конкретному, развитой Марксом в «Капитале», можно  заключить, что исходная абстракция (отношение) должна обладать следующими основными особенностями:

     1. Она должна выражать сущность  предмета в неразвитом виде, основу, на которой развиваются все  остальные категории:

     2. Она должна быть предельной  и непосредственной абстракцией,  «клеточкой»; 

     3. Она должна быть простой и  массовидной; 

     4. Она должна быть всеобщей, пронизывающей  все стороны предмета исследования;

     5. Она должна выражать специфику  предмета исследования;

     6. Она должна содержать в себе  в неразвитом виде все противоречия  предмета;

     7. Она должна в общем и целом  совпадать с тем, что было  исторически первым в реальном  развитии предмета.

     Так как метод восхождения от чувственно-конкретного  к абстрактному в познании означает не что иное, как образование множества  общих, абстрактных определений, то он по своему характеру не может  дать знания конкретного в его  полноте, а лишь является предпосылкой познания конкретного. Следовательно, познание не может ограничиваться формированием  абстрактных определений. Восхождение  от чувственно-конкретного к абстрактному должно заключать в себе свою противоположность - восхождение от абстрактного к  конкретному.

     На  стадии чувственно-конкретного конкретное выступает как нерасчлененное целое, данное в ощущениях и созерцании, его сущность еще скрыта от нас. Для  того, чтобы открыть его сущность, его внутренние связи, оно должно «просвечиваться» научной абстракцией. На этой стадии познание получает все  необходимые данные для своего восхождения  к следующей стадии - стадии абстрактного мышления. Эта стадия характеризуется  логическим членением чувственно-конкретной целостности и образованием научных  абстракций, их формированием.

     Вычленение  сущности есть важнейший этап восхождения. Этот аспект определяется Марксом, как  необходимость рассматривать внутреннюю природу исследуемого процесса независимо от всех конкретных форм ее существования, от всего того, что затемняет ее познание. Выделение чистых абстракций составляет главную трудность в  исследовании, но в то же время оно  играет в нем решающую роль. В  таких абстракциях как стоимость, прибавочная стоимость, прибыль  и т. д. с наибольшей ясностью выражена общая природа всех тех сложных  и запутанных процессов, которые  являются лишь ее проявлением и модификацией. Поэтому путь познания конкретного  один - через чистые абстракции, абстрактные  определения к их синтезу, к генетическому  и синтетическому воспроизведению  конкретного в мышлении. Следовательно, метод Маркса является не только аналитическим, но и синтетическим, он не только разделяет  и открывает сущность, закон, всеобщую основу и т. д., но и синтезирует  разделенные, абстрактные определения  в одно целое.

     Причем  это целое достигнуто путем субординации категорий, без которых невозможно само восхождение. Субординация категорий  у Маркса осуществляется в движении, в действии, в их применении в  исследовании. Категории, вступая в  различные связи и отношения, меняются своими местами и ролями. В определенной связи та или иная категория выдвигается на первый план и для своего определения, выражения  и исследования в чистом виде подчиняет  себе другие. При этом подчинение одних  категорий другим, рассмотрение их в разных связях и отношениях является логическим законом восхождения. Роль, место, назначение категорий меняются по мере перехода от одного этапа восхождения  к другому, по мере движения мысли  от абстрактного .к конкретному. В  одном случае данная категория выступает  как средство исследования других категорий, в другом случае - как предмет  и цель исследования. И то и другое вытекает из необходимости восхождения  и служит его задачам. А для  этого категории с неизбежностью  меняются ролями и местами: то, что в данной связи, на данном этапе восхождения выступает как средство, орудие познания в другой связи, на другом этапе восхождения выступает как предмет и цель познания. Таким образом, весь путь восхождения состоит из взаимосвязи, взаимодействия и взаимопереходов категорий, которые в единстве, в итоге воспроизводят процесс капиталистического производства, взятый в целом, как сложную, диалектически расчлененную систему.

     Абстрактное как часть целого, изолированная  от других сторон и связей целого, есть одностороннее, тощее, бедное, однобокое  отражение в сознании, а конкретное как единство многообразного, как  целостность - богатое, всестороннее, глубокое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23. С 6.

    Издательство  политической литературы, М.: 1955-1981.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23. С. 176-177. Издательство политической литературы, М.: 1955-1981.
  2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 152. М.: Издательство политической литературы, 1967.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13. С. 17.

    Издательство  политической литературы, М.: 1955-1981.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 32. С. 461.

    Издательство  политической литературы, М.: 1955-1981.

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 26. Ч. 2. С. 484. Издательство политической литературы, М.: 1955-1981.

Информация о работе Учение К.Маркса о восхождении абстрактного к конкретному