Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:49, реферат
Абстрактное (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности.
Введение Стр.3
Абстрактное Стр.4
Конкретное Стр.9
Взаимопревращение абстрактного и конкретного Стр.10
Взаимопревращение абстрактного и конкретного
Взаимопревращение абстрактного и конкретного есть не что иное как действительность диалектического процесса восхождения от абстрактного к конкретному. Сам процесс восхождения в каждом отдельном случае научного исследования имеет свое логическое начало и этапы восхождения.
Вопрос о начале в научном познании является сложным, но весьма важным, без правильного решения которого научное исследование, попросту говоря, не возможно. Хотя вопрос о логическом начале ставился и обсуждался многими философами, но впервые как вопрос о начале, так и сам принцип восхождения от абстрактного к конкретному разработан Гегелем.
Суть гегелевского понимания логического начала состоит в следующем. Начало должно быть абсолютным и самым абстрактным. Оно ничего не должно предполагать, ничем не должно быть опосредствовано и не должно иметь какое-либо основание; оно само, наоборот, должно быть основанием всей науки. Оно поэтому должно быть самим непосредственным. Таким началам является чистое бытие. Движение вперед должно быть одновременно возвращением назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало! Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым. Движение вперед состоит не в том, что выводится лишь нечто иное или совершается переход в нечто истинно иное, а, поскольку такой переход имеет место, он снова снимает себя. Благодаря такому движению вперед начало утрачивает все одностороннее, становится чем-то опосредствованным, и линия продвижения науки тем самым превращается в круг. В то же время оказывается, что то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, по-настоящему еще не познается в начале и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его. Если кто-то выведенный из терпения рассматриванием абстрактного начала скажет, что нужно начинать не с начала, а прямо с самой сути, то мы на это ответим, что суть эта не что иное, как указанное пустое бытие, ибо что такое суть, это должно выясниться именно только в ходе самой науки и не может предполагаться известным до нее.
Материалистически переосмыслив эти положения Гегеля и развив дальше все достижения по проблеме, К. Маркс создал научную теорию логического начала, имеющую всеобщее методологическое значение для любого научного исследования.
Исходя из логики восхождения к конкретному, развитой Марксом в «Капитале», можно заключить, что исходная абстракция (отношение) должна обладать следующими основными особенностями:
1. Она должна выражать сущность предмета в неразвитом виде, основу, на которой развиваются все остальные категории:
2.
Она должна быть предельной
и непосредственной
3. Она должна быть простой и массовидной;
4.
Она должна быть всеобщей, пронизывающей
все стороны предмета
5. Она должна выражать специфику предмета исследования;
6.
Она должна содержать в себе
в неразвитом виде все
7. Она должна в общем и целом совпадать с тем, что было исторически первым в реальном развитии предмета.
Так
как метод восхождения от чувственно-конкретного
к абстрактному в познании означает
не что иное, как образование множества
общих, абстрактных определений, то
он по своему характеру не может
дать знания конкретного в его
полноте, а лишь является предпосылкой
познания конкретного. Следовательно,
познание не может ограничиваться формированием
абстрактных определений. Восхождение
от чувственно-конкретного к
На
стадии чувственно-конкретного
Вычленение
сущности есть важнейший этап восхождения.
Этот аспект определяется Марксом, как
необходимость рассматривать
Причем
это целое достигнуто путем субординации
категорий, без которых невозможно
само восхождение. Субординация категорий
у Маркса осуществляется в движении,
в действии, в их применении в
исследовании. Категории, вступая в
различные связи и отношения,
меняются своими местами и ролями.
В определенной связи та или иная
категория выдвигается на первый
план и для своего определения, выражения
и исследования в чистом виде подчиняет
себе другие. При этом подчинение одних
категорий другим, рассмотрение их
в разных связях и отношениях является
логическим законом восхождения. Роль,
место, назначение категорий меняются
по мере перехода от одного этапа восхождения
к другому, по мере движения мысли
от абстрактного .к конкретному. В
одном случае данная категория выступает
как средство исследования других категорий,
в другом случае - как предмет
и цель исследования. И то и другое
вытекает из необходимости восхождения
и служит его задачам. А для
этого категории с
Абстрактное
как часть целого, изолированная
от других сторон и связей целого, есть
одностороннее, тощее, бедное, однобокое
отражение в сознании, а конкретное
как единство многообразного, как
целостность - богатое, всестороннее, глубокое.
Литература
Издательство политической литературы, М.: 1955-1981.
Издательство политической литературы, М.: 1955-1981.
Издательство политической литературы, М.: 1955-1981.
Информация о работе Учение К.Маркса о восхождении абстрактного к конкретному