Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 06:52, реферат
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856) - крупнейший русский мыслитель, автор оригинального философского трактата, в котором соединились глубокие философские размышления и резкая критика отсталости России. Свой философский трактат, который П. Я. Чаадаев назвал "Философические письма", он создал в период 1829 -1831 гг. (называются и другие даты: 1828 -1830 гг. и 1829 - 1830 гг.). Это сочинение является главным трудом его жизни. Значение Чаадаева в истории русской общественной мысли определено, главным образом, воздействием именно этого сочинения, особенно первого письма, единственно прижизненно опубликованного из написанных восьми. Кроме этого творческое наследие Чаадаева представлено также многочисленными статьями и письмами, которые мы также использовали в нашей работе.
Введение……………………………………………………..…………………2
Чаадаев глазами современников……….………………………………….…3
Учение Чаадаева о бытии……………………………………………….…….5
«Философские письма»………………………………………………………..7
Взгляды Чаадаева на религию…………………………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………………....13
Список использованных источников………………………………………..14
Содержание
Введение……………………………………………………..
Чаадаев глазами современников……….……………
Учение Чаадаева о бытии……………………………………………….…….5
«Философские письма»………………………………………………………..
Взгляды Чаадаева на религию…………………………………………..…..12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..14
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856)
- крупнейший русский мыслитель, автор
оригинального философского трактата,
в котором соединились глубокие
философские размышления и
Реферат я сочла необходимым
начать с характеристик, данных Чаадаеву
его современниками, чьи высказывания
интересны сами по себе уже тем, что
принадлежат перу выдающихся представителей
общественной мысли XIX в. В реферате
будут также рассмотрены
Чаадаев - ключевая фигура русской общественной жизни 30-х годов. Первое "Философическое письмо", которое было опубликовано в 1836 г. в московском журнале "Телескоп", по отзыву Герцена, "потрясло всю мыслящую Россию". Ротмистр в отставке, Чаадаев был безупречно храбр: он обладал и храбростью солдата, и отвагой мыслителя. Чаадаев был зачинателем идейных споров и их непременным участником в течение более четверти века. После его смерти А. С. Хомяков, неуступчивый чаадаевский оппонент, дал исторически точную оценку места Чаадаева в русском обществе: "Почти все мы знали Чаадаева, многие его любили и, может быть, никому не был он так дорог, как тем, которые считались его противниками. Просвещенный ум, художественные чувства, благородное сердце - таковы те качества, которые всех к нему привлекали. Но в такое время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал и других пробуждал, - тем что в сгущавшемся сумраке того времени он не давал потухать лампаде и играл в ту игру, которая известна под именем "жив курилка". Еще более дорог он был друзьям своим какою-то постоянною печалью, которою сопровождалась бодрость его живого ума".
В Москве 1830-х годов Чаадаева привыкли
видеть рядом с Михаилом Орловым.
"Первые лишние люди, с которыми я
встретился", - писал о них Герцен.
Высказывание острое, но неверное. Ветераны
1812 года, победители Наполеона, Орлов
и Чаадаев служили примером "юной
Москве", их непримиримая оппозиция
николаевской эпохе была непростым
общественным делом. До конца дней они
выступали против "разнузданного
патриотизма" (слова Чаадаева). В
печальные для России месяцы Крымской
войны Чаадаев немногими
У себя дома на Новой Басманной, где он принимал по понедельникам, в литератур-ных салонах Елагиной и Свербеевых, в московских гостиных Чаадаев неизменно был, по словам Вяземского, "преподавателем с подвижной кафедры", проповедником "новых идей", которые он облекал в безупречно-изысканную форму.
Чтобы наглядно представить себе основные идеи философской системы Чаадаева, обратимся сначала к его учению о бытии.
По мнению Чаадаева мир есть результат, творческий продукт "идей", "бога". Понятие бога у Чаадаева не тревиально богословское. С одной стороны, бог - это не "личность", а безграничные творческие силы, "разум", "духовная сушность вселенной", высшее мировое сознание, которое он выдавал за первоначало и первопричину всего сущего, за силу, стоящую над реальным миром. С другой стороны, бог - "субъект" в толковании его сущности христианской догматики.
Уместно отметить, что в своих философских размышлениях Чаадаев под богом постоянно имел в виду идеальное первоначало мира, "идею", "высший разум" и тому подобное. Однако, когда он излагал вопросы религии - в его понятии бог - христианская мифологическая личность.
Бытие, считал Чаадаев, является порождением
бога, его производным. Он различал
три формы бытия: материальное бытие
или бытие природы; историческое
бытие людей, или социальное бытие;
духовное бытие. Последняя форма
бытия предшествует первым, и фактически
является их субстанциальным началом
и ближайшей причиной. Духовное бытие
- сила активная, ее значение у Чаадаева
часто отождествляется с
Здесь легко прослеживается близость Чаадаева к объективному идеализму Гегеля, на что указывали не раз многие историки русской философии. Сам же Чаадаев неоднократно подчеркивал свою враждебность к гегелевской философии и свои симпатии к философии Платона и раннего Шеллинга.
Предпочтение, которое он отдавал
Платону и Шеллингу по сравнению
с Гегелем, недостаточно считать
недоразумением. Оно свидетельствует
о явном недопонимании
Итак, духовное бытие является, по Чаадаеву, порождением идей бога. Оно доминирует над бытием материальным, вещественным. Духовное бытие, хотя и воздействует на бытие природы, в котором раскрывается всеобъемлющая сила, "высший разум", все же они сливаются воедино лишь в историческом и социальном бытии: разум и человек не чужды друг другу, поскольку лишь люди, в отличие от животных, способны мыслить.
Долгое время Чаадаев
Норова происходила из старинной
дворянской семьи и получила типичное
для того времени домашнее образование.
В сельской глуши, как и в присутствии
“белой публики”, Пётр Яковлевич не
терял ни праздничности одежды, ни
важности осанки, ни блистательности
ума. Обаянием его личности и беседы
и была увлечена, вернее, покорена Дуня
Норова, в лице которой
Чаадаев находит поначалу едва ли не единственную
слушательницу, с молчаливым благоговением
внимавшую его умным речам. Своеобразные
отношения
Чаадаева с женщинами весьма важны для
понимания его характера и философии.
В природной женской пассивности
и сердечной
Предрасположенность женского сердца
к самоотречению Пётр Яковлевич
ощущает как точку приложения
сил, ведущих к последней степени
совершенства человеческого. Авдотья
Сергеевна оказалась первой в
числе тех женщин, которых Пётр
Яковлевич пытался “обратить” и
направить их искреннюю религиозность
к “совершенству”. Петра Яковлевича
настораживали полные робкой и нежной
застенчивости взгляды
Такое же сложное сочетание чувств у Петра Яковлевича проявляется и в его взаимоотношениях с другой соседкой - Екатериной Дмитриевной Пановой. В пору знакомства с Петром Яковлевичем ей было 23 года. Вот уже 5 лет, как она вышла замуж, но детей не имела. Они встретились нечаянно. Чаадаев увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия в этой женщине; он был увлечён непреодолимым желанием подать ей руку помощи, объяснить ей, чего именно ей недоставало, к чему она невольно стремилась, не определяя себе точной цели. Между ними завязалась переписка.
Чтобы систематизировать свои воззрения
на бумаге, Чаадаев совершенно уединяется
от общества. Сидит один взаперти, читая
и толкуя по-своему
Библию и отцов церкви. Реальные и мнимые
заболевания заставляют его совмещать
воплощение философского замысла с тщательным
изучением медицинской литературы. В заботах
о здоровье и путях материализации своей
мысли Пётр Яковлевич предался некоторого
рода отчаянию. Человек света и общества
по преимуществу, сделался одиноким, угрюмым,
нелюдимым... Уже грозили помешательством
его разуму...
В таком состоянии Чаадаев
“...необходимо постараться безбоязненно
и самоотверженно отдаваться сердечным
движениям, пробуждаемым религиозным
чувством. Чтобы сохранить и закрепить
эти движения, следует упражняться
в покорном служении богу, т.е. строго
соблюдать все церковные
Значительная часть третьего философского письма посвящена рассмотрению подчинения человеческого жизнепонимания высшему началу, внешней силе, своеобразию обнаруживающей своё проявление и в физическом и в нравственном мире.
В четвёртом философском письме, переходя к анализу движения физических тел, Чаадаев заключат, что неумолимая логика заставляет говорить о нём как о следствии находящегося вовне источника. А поскольку движение является всеобщей формой существования любых явлений в мире, то движение умственное и нравственное также имеет внешний побудитель.
В пятом философском письме автор как бы подводит итог рассмотрению единства духовного и материального порядка бытия.
В шестом и седьмом философских
письмах речь идёт о движении и
направлении исторического