Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 06:52, реферат
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856) - крупнейший русский мыслитель, автор оригинального философского трактата, в котором соединились глубокие философские размышления и резкая критика отсталости России. Свой философский трактат, который П. Я. Чаадаев назвал "Философические письма", он создал в период 1829 -1831 гг. (называются и другие даты: 1828 -1830 гг. и 1829 - 1830 гг.). Это сочинение является главным трудом его жизни. Значение Чаадаева в истории русской общественной мысли определено, главным образом, воздействием именно этого сочинения, особенно первого письма, единственно прижизненно опубликованного из написанных восьми. Кроме этого творческое наследие Чаадаева представлено также многочисленными статьями и письмами, которые мы также использовали в нашей работе.
Введение……………………………………………………..…………………2
Чаадаев глазами современников……….………………………………….…3
Учение Чаадаева о бытии……………………………………………….…….5
«Философские письма»………………………………………………………..7
Взгляды Чаадаева на религию…………………………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………………....13
Список использованных источников………………………………………..14
В восьмом, и последнем, философическом
письме, отчасти носящем
Удалившись от московского общества в 1828 по 1830 годах, Чаадаев в основном завершил работу над циклом философских писем, что явилось для него событием огромного значения, дающем сознание личной полноты и твёрдости нового социального качества и способным вывести из тяжёлого кризиса.
Нам бы хотелось более подробно остановиться на религиозном аспекте его философии, который является составной частью взглядов Чаадаева на бытие и историю. Но оригинальность его концепции по этому вопросу достойна отдельного упоминания.
Философские взгляды Чаадаева испытывали сильнейшее влияние идей французской католической философии. Лишь с возникновением христианского общества начинается, как пишет Чаадаев, истинный путь истории. Видя смысл христианства в единстве, Чаадаев должен был теоретически признать истинной религией католичество. Символом этого единства является папа. Институт папства для Чаадаева не подлежит сомнению, именно здесь он видит несколько благодетельных для Европы элементов. Во-первых, устойчивость западного мира ставится им в прямую зависимость от непрерывности передачи истины в ряду сменяющих друг друга первосвященников. Во-вторых, как полагал Чаадаев, разделение светской и духовной власти в странах Европы имело большой социально организующий смысл: с одной стороны, двуполярность общества давала большую духовную независимость, а с другой - определила активную социальную роль католичества..
Тем не менее, сам Чаадаев занимал сложную личную позицию в отношении к католичеству. Для него католическая религия, основанная на единстве, есть истинная религия, однако ради этого принципа единства и не нужно обнаруживать своих убеждений открыто, перед лицом общественности. Не желал он и проповеди католицизма в России, так как полагал, что ближайшей задачей его родины является “оживление” веры вообще. По его мнению, именно вера должна стать средоточием всей жизни, ибо конечной и идеальной целью для Чаадаева было слияние православия со “старым христианством”, т.е. с католичеством.
Дать общую оценку политическим взглядам Чаадаева непросто. Главная трудность состоит в том, что Чаадаев противоречив.
Но двойственность, а порой
и множественность его
Чаадаев явление крупное, самобытное, во многом определившее дальнейший ход развития русского самосознания.
Общепризнанно, что Чаадаев
повлиял на духовное становление
великих русских поэтов – Пушкина
и Лермонтова. Именно к Чаадаеву
восходит разделение русской общественной
мысли на западничество и
Широкое распространение получили в русской общественной мысли после Чаадаева, идеи, высказанные им еще в 30-х г.г., относительно грядущего лидерства России во Всемирной истории, принципиальный интернационализм его концепции построения будущего, протест национальной ограниченности и агрессивности, против попыток навязать другим нациям и странам свои порядки и принципы жизни.
Чаадаевская концепция “истинного патриотизма” – продолжает лучшие традиции русской общественной мысли, и прежде всего декабризма.
По исходным позициям своих философских взглядов Чаадаев - объективный идеалист. Он называл себя “христианским философом”, был увлечен идеями католицизма. В русской общественной мысли Чаадаев был первым, кто высказал положение об “отсталости” России, причины которой он усматривал во влиянии православия, унаследованного от “жалкой, глубоко презираемой” европейскими народами Византии.
Список использованных источников
“Свобода и личность в русской философии”
2. Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX – XIX вв. Л: ЛГУ 1989 .
3. П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений Т.1. М. Изд. Наука 1991.
4. История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский (ред.), В.П. Яковлев (ред.). — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 573с.