Учения Платона и Аристотеля о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:52, контрольная работа

Описание

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) также принадлежит к числу философов, чьи работы занимают важное место в истории европейской философской мысли. Ученик платоновской Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: "Платон мне друг, но истина - дороже". Он известен как создатель новой школы - лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

«Идеальное государство» Платона……………………………………3
Жизнь Платона……………………………………………………………4
Историческая ситуация. Сословия в «идеальном» государстве……….5
Идеология платоновского государства………………………………….6
Единое, неизменное, справедливое……………………………………...7
Проект «наилучшего государства» Аристотеля
Жизнь Аристотеля………………………………………………………...9
Греческий полис…………………………………………………………10
Понятие «гражданин»…………………………………………………...10
Отношение между государством и обществом………………………..11
Политическое устройство. Законы……………………………………..13
Отношение внутри семьи……………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 
 

МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 

Факультет экономики и управления 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

По  дисциплине: Философия 

    Тема: Учения Платона и Аристотеля о государстве 
     

                                                    

                                                                                        

                                                                               Выполнил(а):

                                                                               студент(ка) 4 курса

                                                                               группы 8-53318/4-2

                                                                               Крючкова А.С.

                                                                               Проверил                                                                           

                                                                               преподаватель:

                                                                               Барбарюк Ю.В.

                                                        

                                                                              

                                                                      
 
 
 
 
 
 

МАГАДАН

2009

ПЛАН

   Введение……………………………………………………………………….3

    1. «Идеальное государство» Платона……………………………………3
    1. Жизнь Платона……………………………………………………………4
    1. Историческая ситуация. Сословия в «идеальном» государстве……….5
    2. Идеология платоновского государства………………………………….6
    3. Единое, неизменное, справедливое……………………………………...7
    1. Проект «наилучшего государства» Аристотеля
    1. Жизнь Аристотеля………………………………………………………...9
    1. Греческий полис…………………………………………………………10
    2. Понятие «гражданин»…………………………………………………...10
    3. Отношение между государством и обществом………………………..11
    4. Политическое устройство. Законы……………………………………..13
    5. Отношение внутри семьи……………………………………………….13

    Заключение…………………………………………………………………..14

    Список  литературы………………………………………………………….16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

      Творчество  Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, когда они были написаны.

      В нашем случае — это период классической Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по–мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская война не была причиной кризиса, она лишь ускорила его наступление” [25; c. 56]. Эта война не только разделила на всю Элладу на два враждебных лагеря — под главенством Афин и под главенством Спарты — но и положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов. В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся политическая единица, как форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. На деле это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Наряду с этим перестала себя оправдывать, что в принципе вполне естественно, прежняя традиционная система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Все возникшие проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения. Таким образом, поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы “полисной интеллигенции” — Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля и Платона, в частности. В русле общих идей — монархической и панэллинской теория Платона о социальном и политическом переустройстве общества имеют свою специфику.

      Аристотель (384-322  гг. до  н.э.) также принадлежит к числу философов, чьи работы занимают важное место в истории европейской философской мысли. Ученик платоновской  Академии, он откажется от многих взглядов учителя, следуя принципу, им же сформулированному: "Платон  мне  друг, но истина -  дороже". Он известен как создатель новой школы - лицея, как учитель Александра Македонского, знаменитого завоевателя древности.

      Аристотелю  принадлежат 158 так называемых "Политий", в которых он описывал политическое устройство древнегреческих  полисов. На основе  "Политии" им была составлена "Политика", систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.

    1. «Идеальное государство» Платона
 

     Для Платона выход из кризиса виделся в построении полиса на идеальных началах, включающих изменения в экономической, политической, социальной сферах. Основными источниками по этому вопросу служат два наиболее обширных и фундаментальных сочинения Платона — «Государство» и «Законы».

      «Государство» писалось мыслителем в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг. IV в. до н. э. Это произведение относится  к зрелому периоду творчества Платона. Оно написано в форме диалога — разговора нескольких лиц (это реальные люди, жившие в Греции того времени) — и состоит из десяти книг. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса. Для мыслителя необходимость преобразования действительности виделась через внесение изменений в социальную и политическую структуру общества. Таким образом, идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия.

      Практические  аспекты рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была написана в основном в 354 г. до н. э. (то есть за 7 лет до смерти) и относится к произведениям позднего периода его творчества. По свидетельству Диагена Лаэртского «Законы» были оставлены Платоном еще на восковых дощечках, то есть в рабочем виде и увидели свет после смерти философа, переписанные Филиппом Опунским, учеником Платона. Большинство исследователей считают подлинным это произведение, как впрочем и «Государство».

      «Законы»  написаны в диалогической форме  и состоят из двенадцати книг. Цель написания диалога — представить второй по совершенству тип идеального полиса, который более приближен к реальности. В этом варианте нет уже того резкого разграничения граждан на три сословия. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов. 

    1. Жизнь Платона
 

     Платон  родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И нам понятно, что для Платона с младых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном направлении. Все эти биографические данные существенны, ибо вошли в ткань его мышления.

     Аристотель  сообщает, что Платон поначалу был  учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже – Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет). Ясно, что Платон последовал за Сократом первоначально по тем же соображениям, что и другие юноши, т.е. не за тем, чтобы сделать философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Однако события придали жизни Платона совсем иной смысл.

Первое  непосредственное включение Платона  в политическую жизнь относится  к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к кому Платон всегда питал доверие,

     Кульминационным событием, приведшим к полному разочарованию в практической политике Афин стало осуждение Сократа к смерти в 399 году, ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.

     После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишком долго.

     В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно его желание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательно разработал в диалоге «Горгий» еще до путешествия. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном и его, зато, напротив, завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платон по-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа на троне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продал Платона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный в Эгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом по тому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожден Анникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине.

     По  возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимна-сии, расположенной  в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге «Менон». Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей.

     В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед за умершим Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнению Диона, куда более отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению в заговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину.

     В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашел бежавшего туда Диона, которого ему удается убедить принять настойчивые приглашения Дионисия. Тиран снова возжелал иметь при дворе философа, дабы укрепить себя в познаниях и мудрости. Платон едет с Дионом, надеясь утвердиться в Сиракузах. И вновь его ждет расплата за наивную веру в изменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь благодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему не довелось, в 353 г. он был убит.

     В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э. 

1.2 Историческая ситуация. Сословия в «идеальном государстве». 

      Исторические  условия формирования взглядов Платона  ознаменовался тем, что кризис полисной системы в Греции стал уже несомненным  фактом. Во многом это было последствием Пелопонесской войны (431–404гг), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества. Кризис полиса был, прежде всего, кризисом гражданского общества, то есть произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества.

      Пытаясь разрешить вставшие перед полисом  проблемы, Платон предлагает свою концепцию  переустройства государства, уделяя при  этом особое внимание разрешению наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь нашло отражение в его идеях об изменении прежней социальной структуры полиса. Греческий полис представлял собой замкнутую гражданскую общину, наследственная принадлежность к которой давала ряд преимуществ. Другими словами, отношения между государством и отдельным его членом определялись целой системой взаимных прав и обязанностей.

Информация о работе Учения Платона и Аристотеля о государстве