Упанишады о первоначале бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:16, реферат

Описание

Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией.

Содержание

Введение…………………………………………………....................... 3
I. Упанишады…………………………………………………………….. 5
II. Учение упанишад……………………………………………………. 7
III. Количество и датировка упанишад………………………………….. 9
IV. Мыслители упанишад………………………………………………….
10
V. Гимны Ригведы и упанишады………………………………………… 11
VI. Проблемы, рассматриваемые в упанишадах………………………… 17
VII. Природа реальности…………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………. 25
Список литературы…………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Философи (МАДИ).doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ТЕХНИЧЕСКИЙ     УНИВЕРСИТЕТ)

ВОЛЖСКИЙ  ФИЛИАЛ

             

     

 
 
 

      

  

Заочный факультет

Контрольная работа по философии на тему:

«Упанишады  о первоначале  бытия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. 190701с – 2 – 09

Митукевич П.В.

Проверил:

доцент, к.ист.н.

А.Г. Берман 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2010

Содержание: 

  Введение…………………………………………………....................... 3
I. Упанишады…………………………………………………………….. 5
II. Учение упанишад……………………………………………………. 7
III. Количество  и датировка упанишад………………………………….. 9
IV. Мыслители упанишад………………………………………………….  
10
V. Гимны Ригведы  и упанишады………………………………………… 11
VI. Проблемы, рассматриваемые  в упанишадах………………………… 17
VII. Природа реальности…………………………………………………… 18
  Заключение……………………………………………………………. 25
  Список литературы……………………………………………………. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией.

     В философии можно выделить антитезу созерцательно-духовного Востока  и инструментально-рационалистического  Запада. Центробежность западно-восточного спора о философии не может  отменить ее проблемно-концептуальное единство. На первый взгляд Восток и Запад слишком несхожи не только в решении поднимаемых вопросов, но даже в их постановке. Тем не менее, одно обобщение, не боясь погрешить против истины, можно все-таки предложить: философские истины носят в целом интернациональный характер и по мере исторического прогресса человеческого общества становятся все более таковыми.

     Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

     Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное  существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя  о зле и страдании человеческого  бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей).

     Все школы древнеиндийской философии  различаются в зависимости от того, принимают или отвергают  они духовный авторитет Вед. То или  иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.

     Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. «Веда» буквально означает «знание». Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания).

     Древнеиндийские философские школы, следовавшие  в фарватере ведической традиции, принято называть классическими  или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета. 

     I. Упанишады

    Индийская философская мысль - древнейшая в  мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.

    Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариям и дополнениями ритуального, магического, философского порядка - Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются ужев сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.

    Главное содержание Ригведы состоит из торжественных  песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским  поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в  Ригведе  находит  свое  отражение  неудовлетворенность наивномифологическим истолковнием действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды.

      Мыслители Древней Индии начинают  размышлять о первоначале бытия,  о происхождении мироздания, управляющих  им закономерностях, причинах  социальных различий и т. п.

      Конечно,  ведические  гимны   содержат  лишь  первые  зачатки  рационалистической, философской мысли,  которые вплетены в контекст  религиозно-мифологического мировоззрения.  Но Веды положили начало философской   традиции  в  Древней  Индии,  которая  выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально "сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как "тайное, сокровенное учение"). По форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.

    Более поздние системы философии обнаруживали прямо-таки страстные стремления согласовывать  свои доктрины со взглядами упанишад, если уж нельзя было полностью выводить их из упанишад. Каждое возрождение идеализма в Индии находит в учении упанишад источник своего происхождения. Их поэтичность и возвышенный идеализм все еще не утратили своей силы волновать умы и сердца людей. Упанишады содержат в себе самые ранние рукописи индийской теоретической мысли. Гимны и литургические книги вед касаются больше религии и практики, чем мышления арийцев. Мы находим в упанишадах уже известный прогресс по сравнению с мифологией санхиты, брахманистским мелочным педантизмом и даже теологией араньяки, хотя все эти стадии в них и встречаются. Авторы упанишад преобразуют прошлое, с которым они имеют дело, и изменения, вносимые ими в ведийскую религию, свидетельствуют о смелости сердца, которое бьется только для свободы. Мы не согласны с оценкой Гау, что "во всем этом мало духовного" или что "эта пустая интеллектуальная концепция, лишенная духовности, является высшей формой, на которую была способна индийская мысль".

    Профессор Д. С. Маккензи, поняв более правильно, говорит, что "ранней попыткой конструктивной теории космоса и, конечно, одной из наиболее интересных и замечательных является та, которая содержится в упанишадах". 
 
 
 

II. Учение упанишад 

    Нелегко установить, о чем учат упанишады. Современные исследователи упанишад читают их в свете той или иной предвзятой теории. Люди так мало привыкли доверять своим собственным суждениям, что прибегают к авторитету и традиции. Хотя это довольно надежное руководство для поведения и жизни, истина требует также проницательности и самостоятельности суждения. Многие ученые в наше время склоняются ко взглядам Шанкары, который в своих комментариях к упанишадам, Бхагавадгите и Веданта-сутре разработал весьма тонкую систему недуалистической метафизики. Другие с не меньшей страстностью утверждают, что Шанкаре не принадлежит последнее слово в этом вопросе и что философия любви и преданности является логическим выводом из учения упанишад. Различные комментаторы, отправляясь от своих собственных убеждений, навязывают свои взгляды упанишадам и насилуют их язык так, чтобы он соответствовал их собственным теориям. Когда возникают споры, все школы обращаются к упанишадам. Благодаря как их неясности, так в той же степени и богатству их, благодаря как мистической дымке, так равно и наводящим на размышления достоинствам упанишад комментаторы получили возможность использовать их в интересах своей собственной религии и философии. Упанишады не ставят на обсуждение какую-либо теорию философии или догматическую схему теологии. Они намекают на истину в жизни, но пока еще не в науке или философии. Так многочисленны в них указания на истину, так разнообразны их догадки о боге, что почти каждый может искать в них то, чего желает, и находить то, чего он ищет, и каждая школа догматизма может поздравить себя с обнаружением своих собственных доктрин в сказаниях упанишад. В истории мысли часто случается, что философия приносится в жертву традиционному толкованию, которое было дано в более ранний период и потому мешает критикам и комментаторам рассматривать ее [философию] в должной перспективе. Система упанишад не избежала этой судьбы. Западные толкователи, в общем, следовали тому или другому комментатору. Гау следует интерпретации Шанкары. В своем предисловии к "Философии упанишад" он пишет: "Величайшим толкователем философии упанишад является Шанкара, или Шанкарачарья. Учение самого Шанкары представляет собой естественное и законное истолкование философии упанишад".

Информация о работе Упанишады о первоначале бытия