Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:16, реферат
Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией.
Введение…………………………………………………....................... 3
I. Упанишады…………………………………………………………….. 5
II. Учение упанишад……………………………………………………. 7
III. Количество и датировка упанишад………………………………….. 9
IV. Мыслители упанишад………………………………………………….
10
V. Гимны Ригведы и упанишады………………………………………… 11
VI. Проблемы, рассматриваемые в упанишадах………………………… 17
VII. Природа реальности…………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………. 25
Список литературы…………………………………………………….
Макс Мюллер принимает ту же самую точку зрения: "Мы должны помнить, что ортодоксальные взгляды веданты - это не то, что мы называем эволюцией; скорее их следует назвать иллюзией. Эволюция Брахмана, или паринама, является ересью; иллюзия, или виварта, - вот ортодоксальная веданта. Изображая это метафорически, мир, согласно ортодоксальным ведантистам, развивается из Брахмана не как дерево из зерна, но как мираж из солнечных лучей". Таких же взглядов придерживается и Дойссен. Мы попытаемся установить тот смысл, который имели в виду авторы упанишад, а не тот, что приписывали им более поздние комментаторы. Последние дают нам приблизительно верное представление о том, как упанишады были истолкованы в более позднее время, но не дают нам достаточно правильного понимания философского синтеза, которым обладали древние исследователи. Но возникает проблема, согласуются ли между собой философские идеи упанишад? Все ли они имеют своим источником общепризнанные принципы всеобщего устройства мира? Мы не имеем смелости ответить на этот вопрос утвердительно.
Эти
сочинения содержат в себе так
много скрытых идей, так много
возможных значений, так богаты они
источниками фантазий и предположений,
что можно легко себе представить, каким
образом различные системы могли черпать
свое вдохновение из одного и того же источника.
Упанишады не содержат в себе каких-либо
философских синтезов как таковых - типа
систем Аристотеля, или Канта, или Шанкары.
Они имеют скорее интуитивную, чем логическую,
последовательность и являют собой известные
основные идеи, представляющие, так сказать,
первоначальные наброски философской
системы. Из этих идей могла получить развитие
какая-либо цельная, стройная и последовательная
теория. Однако в связи с неясностью многих
мест трудно быть уверенным в том, что
разработка элементов, в которых нет ни
методичности, ни системы, будет правильной.
Тем не менее, мы будет рассматривать идеи
упанишад о вселенной и о занимающем в
ней место человеке с точки зрения высших
идеалов философской мысли.
III.
Количество и датировка
упанишад
Обычно
считают, что имеется 108 упанишад, из
которых около десяти являются главными,
причем к ним имеются комментарии
Шанкары. Эти упанишады - самые старые
и наиболее авторитетные. Мы не можем установить
их более или менее точную дату. Самые
ранние упанишады, несомненно, относятся
к предбуддистскому периоду, а несколько
из них - ко времени после Будды. Вероятно,
они были составлены в период между завершением
ведийских гимнов и ростом буддизма (что
происходило в VI веке до н. э.). Общепринятой
датой для ранних упанишад являются 1000-3000
год до н. э. Некоторые из более поздних
упанишад, к которым имеются комментарии
Шанкары, - послебуддистского происхождения
и относятся приблизительно к 400-м или
300-м годам до н. э. Самые старые упанишады
изложены в прозе. Они не являются сектантскими.
Айтарея, Каушитаки, Тайттирия, Чхандогья,
Брихадараньяка и части Кены представляют
собой ранние упанишады, в то время как
стихи 1-13 Кены и IV.8-21 Брихадараньяки образуют
переходную ступень к метрическим упанишадам
и могут считаться более поздними дополнениями.
Катха упанишада является более поздней
формой. Мы находим в ней элементы систем
санкхья и йога. В ней свободно цитируются
другие упанишады и Бхагавадгита. Мандукья
является самой последней из досектантских
упанишад. Атхарваведа упанишады также
представляют собой более поздние произведения.
Мойтраяни упанишада заключает в себе
элементы как системы санкхья, так и системы
йога. Шветашватара была составлена в
период, когда отдельные философские теории
находились в состоянии брожения. Это
во многих местах видно из знакомства
с техническими терминами ортодоксальных
систем и из упоминания о многих их выдающихся
теориях. Заметен интерес к изложению
теистического синкретизма веданты, санкхьи
и йоги. В более ранней прозе упанишад
преобладали чистые спекуляции, в то время
как позже в них было больше религиозного
почитания и набожности. Изложение философии
упанишад мы будем основывать главным
образом на добуддистских упанишадах,
а затем подкреплять полученные таким
путем точки зрения ссылками на послебуддистский
период. Основными упанишадами для наших
целей являются Чхандогья и Брихадараньяка,
Тайттирия и Айтарея, Каушитаки и Кена;
затем следуют Иша и Мандукья.
IV.
Мыслители упанишад
К
сожалению, мы очень мало знаем о
жизни великих мыслителей, чьи
размышления нашли свое место
в упанишадах. Так безразличны
они были к личной славе и так
поглощены были распространением истины,
что авторство своих взглядов они приписывали
почитаемым богам и героям ведийского
периода. Праджапати и Индра, Нарада и
Санаткумара представлены как диалектики.
Когда история великих мыслителей периода
упанишад будет написана и будет определен
тот специфический вклад, который внес
в философию каждый из них, в ней будут
стоять - если оставить в стороне имена
мифические - следующие имена: Махидаса,
Айтарея, Райква, Шандилья, Сатьякама,
Джабала, Джайвали, Уддалака, Шветакету,
Бхарадваджа, Гаргьяяна, Пратардана, Балаки,
Аджаташатру, Варуна, Яджнявалкья, Гарги
и Майтреи.
V.
Гимны Ригведы
и упанишады
Упанишады
ввиду особого характера их содержания
рассматриваются как вид
Во
всей путанице ведийских верований
все же проявляется известный
принцип единства и стройности. В
некоторых гимнах отчетливо сформулирована
концепция единой центральной силы.
Упанишады развили эту
Политеистические концепции, слишком глубоко укоренившиеся в сознании индийцев, не легко было ниспровергнуть. Многие боги были подчинены единому. Без воли Брахмана Агни не мог сжечь ни одну былинку травы, Ваю не мог шелохнуть соломинкой. "Из страха перед ним горел огонь, из страха перед ним сияло солнце, и из страха перед ним ветры, облака и смерть исполняли свою службу". Иногда многие боги представлялись частями единого целого. Пять глав семейств, ведомых Уддалакой, приблизились к царю Ашвапати, который спросил каждого из них: "О ком вы размышляете как о я?" Первый ответил: о небе; второй - о солнце; третий - о воздухе; четвертый - об эфире; пятый - о воде, а царь ответил, что каждый из них чтит только часть истины. Небо - это голова, солнце - глаза, воздух - дыхание, эфир - туловище, вода - мочевой пузырь, а земля - ноги центральной реальности, которая изображается как мировая душа. Компромисс между философской верой немногих и фантастическим религиозным суеверием толпы является единственно возможным примирением; мы не можем уничтожить старые формы, так как это равносильно игнорированию основной природы человечества, а равно и очевидных различий в моральном и интеллектуальном развитии верующих, которые не могут достичь сразу высшей премудрости. Позиции упанишад определяет и следующий фактор: их целью была не наука или философия, а праведная жизнь. Они стремились освободить дух от уз плоти, чтобы дать ему возможность наслаждаться общением с богом. Интеллектуальная дисциплина была вспомогательным средством для достижения святости жизни. Кроме того, оставалось чувство почтения к прошлому. Ведийские пророки были блаженной памяти древними, и нападать на их доктрины значило бы поступать нечестиво. Таким путем упанишады стремились примирить идеалистическую философию с догмами утвердившейся теологии.
Источники человеческой духовной проницательности двояки: объективные и субъективные - чудеса внешнего мира и стремления человеческой души. В ведах привлекает внимание обширный порядок и движение природы. Их боги представляют собой космические силы. В упанишадах мы возвращаемся к исследованию глубин внутреннего мира. "Самодовлеющее воздействует на источники чувств, так что они обращаются наружу; поэтому человек смотрит вовне, а не внутрь самого себя; однако некоторые мудрецы, с закрытыми глазами и желанием бессмертия, видят себя по ту сторону". От внешних физических факторов внимание перемещается к внутреннему бессмертному я, находящемуся как бы; позади ума. Чтобы увидеть яркий свет, нам не нужно смотреть на небо; чудесный огонь заключен внутри души. Душа человека - как замочная скважина, через которую виден ландшафт всей вселенной, акаша внутри сердца, прозрачное озеро, отражающее истину. Изменение точки зрения вызывает логически следующие изменения. Не так называемые боги, а истинный живой бог, Атман, достоин поклонения. Бог обитает в сердце человека. "Брахманах кошо'си" - ты есть оболочка Брахмана. "Кто бы ни почитал другое божество так, как будто оно было другое, другого. "Я есмь" он не знает". Внутреннее бессмертное я и великая космическая сила - это одно и то же. Брахман - это Атман, и Атман - это Брахман. Верховная сила, посредством которой все вещи получают бытие,- это и есть сокровенное я в каждом человеческом сердце. Упанишады не поддерживают теорию благости в том смысле, как это принято в ведах. Мы не обращаемся к ведийским богам, которые были источником материального благополучия, увеличивающего счастье, но только молимся об освобождении от скорби.
Акцентирование скорби иногда истолковывается как показатель своего рода пессимизма со стороны индийских риши. Но это не так. Религия вед была, несомненно, более радостной, но это была низшая форма религии, где мысль никогда не проникала под внешний покров вещей. Это была религия, выражавшая восторг человека от существования в мире, полном удовольствий. Боги вызывали не только страх, но и доверие. Жизнь на земле была простой и сладостной безгрешностью. Духовные стремления души осуждают легковерное довольство и вызывают размышления о цели человеческого существования. Неудовлетворенность действительностью - необходимая предпосылка каждого морального сдвига и духовного возрождения. Пессимизм упанишад - это условие всякой философии. Преодолеть неудовлетворенность - это значит дать человеку возможность избежать его. Если же нет исхода, если не добиваются освобождения, тогда неудовлетворение озлобляет. Пессимизм упанишад не настолько развился, чтобы подавить все стремления и породить застой. Оставалось достаточно веры в жизнь, чтобы поддержать всякое искреннее стремление к истине. По выражению Барта: "В упанишадах гораздо больше духа спекулятивных дерзаний, чем чувства страдания и апатии". "В самом деле, в упанишадах мало явных упоминаний о ничтожестве жизни, заключенной в оковы непрерывного кругооборота смерти и рождения. И их авторы спасаются от пессимизма чувством радости от искупительной миссии, проповедуемой ими". Формулирование теории сансары, или перерождения, не является доказательством пессимизма упанишад. Жизнь на земле - это средство самоусовершенствования. Мы должны подчиняться дисциплине сансары в наших стремлениях к достижению высшей радости и полному обладанию духовной истиной. То, что дает интерес к жизни, представляет собой высший мотив радости - радость победы над собой. Сансара является только последовательным рядом духовных возможностей. Жизнь - это стадия в духовном совершенствовании, ступень в переходе к бесконечному. Это - время для подготовки души к вечности. Жизнь - не пустой сон, и мир - не бред духа. В более поздних версиях о возрождении души в индийской мысли мы не замечаем этого облагораживающего идеала, и рождение становится результатом ошибки души, а сансара - приковывающей цепью.
На
этапе жизни, представленном брахманами,
простая религия ведийских
Сохраняя формы, они все же старались очистить их. Упанишады говорят, что все жертвоприношения совершаются ради приобретения человеком познания самого себя. Сама жизнь есть жертвоприношение. "Истинной жертвой является человек; его первые двадцать четыре года - это его утренние возлияния... в голоде, в жажде, в воздержании от удовольствий происходит его посвящение... В своей трапезе и питье, в своих удовольствиях он справляет святой праздник, а в своем смехе, пиршестве и свадьбе он поет гимны хвалы. Самодисциплина, великодушие, прямота, ахинса, правдивость речи - все это его плата, и источником очищения, когда жертва принесена, является смерть. Прямота, ахинса, правдивость речи - все это его плата, и источ себя в жертву; этим жертвоприношением мы и живем. Принесение в жертву означает не празднество, а самоотречение. Делай так, чтобы каждый твой поступок, каждое чувство и каждая мысль были приношением богу. Да будет ваша жизнь одним таинством, или яджней. Иногда нам говорят, что жертвоприношения необходимы как подготовка к более высокому пути. Никто не может вступить на более высокий путь, не выполнив требований более низкого пути. Жертвоприношения необходимы для непросвещенных, хотя жертвоприношений одних недостаточно. Они открывают нам доступ в мир отцов, из которого после временного пребывания на луне приходят обратно к новому земному существованию. Церемониализм противопоставляется духовному служению. Бывают случаи, когда жертвенная и жреческая религия кажется авторам упанишад поверхностной, и тогда они дают волю своей иронии. Они описывают процессию собак, шествующих наподобие процессии жрецов, причем каждая собака держит хвост собаки, идущей впереди нее, и восклицает: Ам! Давайте есть. Ам! Давайте пить ... и т. д. Таким образом, строгий ритуал брахманизма, дававший мало утешения слабому сердцу человека, был поколеблен в упанишадах.
Отношение
упанишад к святости вед не является
благосклонным. Подобно рационалистическим
мыслителям позднейшего времени, они придерживаются
двоякого взгляда на авторитет вед. Они
считают, что веды имеют сверхъестественное
происхождение, например, когда они говорят:
"Подобно тому, как при разведении огня
сырым деревом клубы дыма распространяются
вокруг, так и истина от этого великого
бытия проявляет свое дыхание в Ригведе,
Яджурведе, Самаведе, в гимнах атхарвов
и ангирасов, в рассказах, историях, науках,
мистических проблемах, поэмах, пословицах
и толкованиях,- все это является дыханием,
исходящим от него". Признается также,
что ведийское знание гораздо ниже истинного
божественного проникновения и не
освобождает нас. Нарада говорил: "Я
знаю Ригведу, о господин Яджур Самаведу,
но при всем том я знаю только мантры и
священные книги, но я не знаю я".
Мундака упанишада говорит: "Два рода
знания должны быть известны - высший и
низший. Низшее знание - это то, что дают
Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Церемониал
и Грамматика... но высшим знанием является
то, посредством которого воспринимается
неразрушимый Брахман".