Управленческая мысль в Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории УМ+.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Джайнизм сохранил ряд  элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков (Конституция, Уставы Советских республик). Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды (долой монархию!).

Обряды джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение священных текстов, публичные исповеди (культ личности Ленина и партийных лидеров, чтение на ночь отчетов о съездах партии).

Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. При переходе к рыночной экономике потребовалась нормативно-правовая база с комментариями.

Брахманизм давал религиозное  обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (касту) брахманов (должностные лица современности с их политической неприкосновенностью).

Членам каждой из четырех  варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами (структура органов местного самоуправления) существует высший абсолют – бог-творец Брахма (Президент). Пример соблюдения вертикали власти: На пути к лучшей жизни (решение вопроса гражданина) стоит бесконечный ряд переселений душ (инстанций и ведомств), которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных (местный чиновник – бюрократ) и кончая брахманами, царями и даже небожителями («Я буду жаловаться; До президента дойду; В Конституционный суд обращусь; В Гамбург»). Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов.

Выполнение этих предписаний  вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы – к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Преступление и наказании:, воспитание у гражданина почитания Закона и ответственности перед ним. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви (либерализм – будущая демократия).

Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований. Индуизм – религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами (официальность и общепризнанность), учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления.

Пример разделения властей: Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма) (законодательная  власть), сохранения (Вишну) (исполнительная власть), разрушения (Шива) (судебная власть). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними – множество других богов).

Важную роль в индуизме играет представление об аватарах –  периодических воплощениях Вишну (разветвленная структура исполнительной власти) в местных богах (органы местного самоуправления), в человеке (должностное лицо) или животных (менеджер среднего звена). Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму (взаимозависимость структур власти).

Буддизм – одна из трех мировых религий (общедоступность, легитимность), возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни (Ленин: «Землю - крестьянам, фабрики – рабочим!»).

В действительности же появление  новой религии связано с разрушением  родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета (1 Мировая война – недовольства – революция). Старые племенные религии уже не отвечали новым общественным условиям (необходимость модернизации, «серебряный век» интеллигенции, прибывшей с Запада). Из множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного «спасения» (правые, эссеры, кадеты, либералы и т.д.), при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика (РКП(б), партия рабочих и крестьян). Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему.

Причина зла и страданий  – привязанность человека к чувственному миру (Бога – нет!) перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их («Готов к труду и обороне СССР!», 5летки, ударный труд), поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия» (власть буржуазии), создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване (коммунизм, светлое будущее). Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни (партия, комсомол, пионерская организация), под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения.

Практически такая жизнь  возможно только в монашеской общине (партийная элита с семьями жили в светлом настоящем). Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам (партийные и профсоюзные взносы) и соблюдая 5 моральных требований (Конституция и уголовный кодекс): воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя («сухой закон»). Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (раскулачивание зажиточных крестьян, репрессии), и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой (народ и власть едины, демократия).

В то время как в  традиционных формах буддизма содержится требование ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» - внезапного просветления в момент сильного переживания (перестройка, 90-е годы 20-го века), знаменующего «обнаружение Будды в своей природе» (приватизация). Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему (рынок суров), ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством (накопление капитала), что является высшей целью его существования.

Именно эти черты  дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем, что он не предъявляет (спрос-предложение, свобода выбора, конкуренция) верующим сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов.

Таким образом, проследив хронологию возникновения философских мыслей, то сопоставленным реалиям недалекого прошлого и настоящего тоже будут в хронологическом порядке.

Вывод по всей работе: Древний  Восток действительно можно назвать  источником управленческой мысли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История может на деле выполнить свою общественную роль, изучая процессы общественно-политической жизни в комплексе, системно, рассматривая всю совокупность явлений.

Не зная истории, мы теряем память и мудрость нации. К. Маркс  сказал: «Традиции мертвых поколений тяготеют над умами живых».

 На развитие философии  на Древнем Востоке (Китай и  Индия) значительное влияние оказал  так называемый «азиатский» способ  производства. Характерным для него  было наличие земледельческой общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности.

Здесь философия носила патриархальный и консервативный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Китая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Васильев Л.С. «История религий Востока» - Москва, 1998.
  2. «Дао и даосизм в Китае» - Москва, 1982.
  3. Каган М.С. «Философия культуры» - Санкт-Петербург, 1996.
  4. Никифоров В.Н. «Восток и всемирная история» – Москва, 1977.
  5. Вечная мудрость Индии. Ведическая астрология: Вильям Р. Ливэси — Москва, АСТ, Астрель, 2009 г.- 208 с.
  6. Восточная философия: — Москва, Харвест, 2006 г.- 320 с.
  7. Индийская философия. Том 2: С. Радхакришнан — Москва, Радогост, 2005 г.- 654 с.
  8. Индийская философия. Энциклопедия: — Санкт-Петербург, Восточная литература, 2009 г.- 952 с.
  9. Индийская философия: Сарвепалли Радхакришнан — Санкт-Петербург, Академический Проект, Альма Матер, 2008 г.- 1008 с.
  10. Индия: Г. М. Бонгард-Левин — Санкт-Петербург, Наука, 2003 г.- 364 с.
  11. История Древнего мира: С. Ю. Суряпин, Т. Н. Явкина — Москва, Феникс, 2004 г.- 224 с.
  12. Цивилизация Древней Индии: Артур Бэшем — Санкт-Петербург, У-Фактория, Харвест, 2007 г.- 496 с.

Информация о работе Управленческая мысль в Древней Индии