Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:49, контрольная работа
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы……………………………………………...
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам: всегда интересно и нужно; позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний; дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их; позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.
История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:
Это напоминает историю формирования многих государств (на примере нашего): образование - эпоха раздробленности – война за объединение – государство под началом умного лидера (Ярослав Мудрый) – смена правительственного курса, революция. Отсюда можно сделать вывод, что концепция развития государств и управления повторяет себя, лишь видоизменяясь, подстраиваясь под реалии современности, усложняясь, либо упрощаясь.
В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Не значит ли это, что управленческая мысль Древнего Китая развивалась, основываясь на практической необходимости. И подтверждая мою мысль: в Китае преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.
Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком.
Таким образом, можно сделать вывод что мысль, которую не смогли выразить словами – сама по себе окажется пустой. А уж управленческая мысль, которую необходимо сформировать по всем канонам правильности, доступности, легальности, а в последствии легитимности, если она будет изложена не в соответствии, может стать никому ненужной, а в худшем случае – преступной (законы пишут особым языком, а ведь любой закон начинался с мысли). Неправильно написанный закон – преступление против общества.
В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре Варны (длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая Варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри Варны. Принадлежность к Варне определяется рождением и наследуется. Члены Варны имеют свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей Варны жрецов – брахманов, воинское поприще – Варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – Варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд – Варны шудры. Когда я читала вышеизложенное, мне подумалось, что общественный строй Киевской Руси – практически повторял кастовый строй Индии: князья, дружина, ремесленники, холопы. Кроме того, вполне можно сделать вывод, что древнеиндийская «кастация» является истоком современного строения общества и государства: разделение властей, профессиональных сфер деятельности (материальное производство, сфера услуг, управление). И не является ли разделение на касты основой для формирования современных ОКОГУ, ОКПР, ОКДСТР? И как не прискорбно, но наше общество до сих пор практикует систему договорных браков….
Мужчины первых трех Варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам (процветающий патриархат) всех Варн это приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит» (Айтарея – брахмана, VII, 29). Уже в древности люди начали понимать, знание – высшее благо, сила, как следствие - власть. Вспомним Ярослава Мудрого, укрепившего позиции Руси, как единого государства с помощью единой власти. Он был мудрым… Из-за нехватки знаний попытки объяснить все происходящее привели первобытное общество к созданию религии – основы основ всего древнего государственно-правового общества.
Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими обряды (видимо, чтобы никто другой не смог разобраться и таким образом они поддерживали привилегированность своего положения). Вайшьи – основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие своим трудом брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского общества.
В Древней Индии, как и в Китае, была слабо развита мифология. Это объясняется климатическими условиями территории становления древневосточных государств (Китай – степи, пустыни, Индия – джунгли, сезонные дожди) и «азиатским» способом производства. У них не оставалось времени думать о великом (герои), у них были практические проблемы, вопросы, которые они решали, прибегая к религии. Именно поэтому философия Древнего Востока была тесно связана с религией, а иногда и перевоплощалась в нее. В отличие от эллинской философии (Рим, Греция), философы не останавливались на размышлении о божественном происхождении всего сущего, а пытались объяснить материю и духовность, мысль и слово.
В конце II – начале I тыс. до н.э. в Древней Индии и Древнем Китае возникают уже философские системы. При этом правильным в целом подход к миру в них был скорее результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубокого и конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Метод «тыка», метод проб и ошибок – к сожалению, они актуальны и для современных управленцев.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Они начали понимать, что человек – высший разум, способный сам управлять действительностью.
Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Истинная сила власти – в единстве, сплоченности и взаимодействии, диалоге.
Идеи первых философов Китая Лао-Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Мне почему-то вспомнились Маркс и Энгельс – основоположники классических школ социально-экономической и политической мысли. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая. Вот! Даже Конфуций согласен со мной в актуальности выбранной мною темы!
Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы («старый учитель»), автору «Книги о дао и дэ». Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Неизбежность ухода от старого и прихода к новому. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние» (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах. Из-за боязни перейти к пограничному состоянию между концом монархии и началом республики появляется потребность в усмирении, сдерживании развивающихся политических воззрений. К концу I тысячелетия до н.э. понятие «дао» и «увэй» получают мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья. Религия и традиции всегда были главными рычагами управления, власти. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств (структура власти) и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов (полиция и судебная система).
Далее можно видеть некий макет парламентской республики. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди) (Президент), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы (Премьер-министр) и творец мира – Пань-гу. Даосизм был представлен большим количеством сект, значительно расходившихся в трактовке частностей религиозного учения (палаты парламента и многопартийность).
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) (Ленин) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в религию (культ личности при атеизме в СССР). Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков.
Согласно конфуцианству, в обществе действует закон «жень», ниспосланный небом (Конституция, гражданский кодекс, уголовный кодекс современности). Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын - сыном» (наводит на мысли о нарушении авторских прав Н.Макиавелли). Конфуцианство оправдало власть «благородных» над простым народом.
С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводиться к строгому выполнению предписанных обрядов (все гениальное – просто). Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся еще до конфуцианства – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды.
Конфуцианство с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших по воле неба использовали господствующие классы Китая (для всякой идеологии нужна основа – постоянство: прочность – сила - благосостояние народа).
Таким образом можем сделать вывод, что если Европа – колыбель цивилизации, государства и права, то Азия вполне может носить гордое звание матери современной теории структуры управления.
В Древней Индии развитые
философские воззрения
Джайнизм – религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Ну вот и началась эпоха Советского государства! Недовольство старым порядком, начало «новой» мысли, попытка провести власть «снизу». Последователи джайнизма покланяются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов) (уголовный и гражданский кодексы).