Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:11, реферат
Актуальность темы исследования. Классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин "утопия" была утопия Томаса Мора.
В книге Томаса Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее.
Введение. 4
Раздел I. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 6
Раздел II. «Утопия»: критика феодального общества 11
Раздел III. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 15
Заключение. 20
Список литературы. 22
Министерство общего и профессионально образования Свердловской области
Государственное
бюджетное образовательное
образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Утопический социализм Томаса Мора
Исполнитель:
Епанчинцева Анна,
студентка 3 «ин» группы
Руководитель:
Штыркина Анна Ивановна,
преподаватель философии
Камышлов 2012
Оглавление
Введение. 4
Раздел I. Политико-правовые взгляды Томаса Мора: ранние произведения. 6
Раздел II. «Утопия»: критика феодального общества 11
Раздел III. «Утопия»: принципы устройства идеального государства. 15
Заключение. 20
Список литературы. 22
Актуальность темы исследования. Классическим произведением, оказавшим влияние на развитие жанра в XVI-XIX вв. и собственно давшим самый термин "утопия" была утопия Томаса Мора.
В книге Томаса Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства, существующих или по крайней мере описанных ранее.
Утопия, от греческого υ-τοπος — «не место», «место, которого нет», такое название получило направление социально-политической мысли, берущее своё начало с «Государства» Платона. Однако, сам термин «утопия» появился намного позднее, чем труд Платона. Это искусственное название, обязанное своим происхождением Томасу Мору, а точнее его книге «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (далее «Утопия»). Именно анализу этого произведения и будет посвящена наша реферативная работа. Исследование утопий, в том числе и утопии Мора, на наш взгляд, является необходимым во все времена. С их помощью мы узнаем желания и представления людей разных эпох об идеальном государстве и совершенном обществе. Все эти проекты, по сути своей, не могут быть воплощены в жизнь, они обречены на провал уже в стадии зарождения. Однако, не менее интересно эти проекты анализировать, выявлять причины их написания, их смысловые особенности и их значение для современников и последователей.
«Утопия» Мора не является исключением. Её много изучали и изучают по сей день, выделяя религиозные, этические, правовые, политические аспекты, рассуждая о преемственности Мора по отношению к своим предшественникам, выявляя новаторство его взгляда на идеальное государство, говоря о влиянии его труда на творчество его последователей. Интерес к «Утопии» подогревается также интересом к её автору, как к неординарному человеку, несостоявшемуся священнику, опальному государственному деятелю, пострадавшему за свои религиозные взгляды. Томас Мор осознавал все недостатки государственного строя Англии, однако, его проницательность отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий. Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, он отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал.
Объект исследования – произведения Томаса Мора, в которых отражены его политико – правовые взгляды.
Предмет исследования – исследование процесса формирования политико-правовых взглядов и выявление их особенностей, заключающихся в характере исследуемой эпохи. С одной стороны – прогрессивность политической мысли и ряд передовых идей, выдвинутых Мором, с другой – их утопичный характер, т.к. время не подготовило необходимых условий для успешного воплощения в жизнь его идей.
Цель исследования – охарактеризовать политико-правовое учение Томаса Мора в контексте анализа эпохи. Поставленная цель обуславливает решение следующих исследовательских задач:
- выявить, как повлияли исторические условия Англии на формирование политико-правовых взглядов Мора;
- проследить эволюцию взаимоотношений Мора и политической власти, оказавших влияние на формирование основных его идей;
- охарактеризовать взгляды Мора на идеальное государственное устройство и идеальный общественный строй на основе анализа произведения «Утопии»;
- определить историческое значение идей и произведений Томаса Мора.
Основатель утопического социализма Томас Мор (1478 – 1535 гг.) открыл эпоху Возрождения в Англии, завершённую творчеством Шекспира и Бэкона и хронологически почти совпавшую с правлением Тюдоров, от коронации Генриха VII 1( 1485 г.) до смерти королевы Елизаветы2 ( 1603 г.). Он был зачинателем новой английской прозы.
С конца XV века феодальная Англия постепенно преобразуется в классическую страну первоначального накопления. Во времена правления Генриха VII растут поборы и подати, идёт конфискация имущества непокорных феодалов. Начинаются «огораживания»: крестьяне сгоняются с земли во имя торжества промышленного развития. Машинная техника способствует производству всё новых и новых товаров. Обогащение беспощадно, здесь хороши любые средства, законные и незаконные, и Англия стонет от злоупотреблений. Приход к власти Генриха VIII3 ( 1509 г. ) поначалу оживляет надежды на восстановление справедливости. Новый король провозглашает всеобщую амнистию. Объявляет себя гуманистом, покровительствует учёным, поощряет рост мануфактур. Но социальные контрасты при нём лишь усиливаются: с одной стороны, невиданная роскошь, власть и богатство имущих, с другой – нищие бывшие крестьяне и ремесленники, отчаявшиеся, преследуемые неумолимым законом, рабочие руки которых никому не нужны. Это было время того самого Генриха VIII, который, сбросив маску человеколюбия, оказался вероломным и жестоким деспотом; он отправил на эшафот многие тысячи людей низшего и высшего знания. Но это было время и Томаса Мора, в глухой тьме произвола предвидевшего новую справедливость.
Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. — это время напряженных духовных исканий. Еще студентом он сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов — Уильямом Гроцином4, Томасом Линакром5 и Джоном Колетом6. С этим кружком был тесно связан и Эразм7, который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора. Читая древних авторов, Мор вместе со своими друзьями и наставниками размышлял о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Вот что волновало Мора и его друзей. Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество. Так думали. Мор, Эразм и их друзья — оксфордские гуманисты. Эти лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, латинских стихах Томаса Мора и особенно в его «Утопии». Интерес гуманистов к древним языкам и античному наследию отражал определенную систему взглядов, был выражением их метода познания общественных явлений.
Вместе с Эразмом Роттердамским Мор опубликовали свои оригинальные ответы-декламации на «Тираноубийцу». Столь пристальное внимание обоих гуманистов к «Тираноубийце» вряд ли случайно, учитывая их интерес к проблеме совершенного политического устройства, отразившийся в ряде последующих произведений. Характер возражений Мора и Эразма на «Тираноубийцу» имеет важное значение для понимания антитиранической направленности складывавшейся гуманистической концепции начала XVI в. Конечно, рассуждения Мора и Эразма по поводу «Тираноубийцы» нельзя рассматривать как памфлет против тирании. Тем не менее мы вправе предположить некую связь между размышлениями гуманистов о сопротивлении дурным правителям и насущными политическими проблемами времени, обусловленными историческим процессом возникновения в Европе абсолютных монархий. Отчетливо выраженная антитираническая направленность этой самой ранней совместной публикации Мора и Эразма позволяет выявить идейные истоки политической доктрины гуманистов начала XVI в.
Впрочем, гуманиста волновали не только проблемы этики, но и политики, в частности вопрос о наилучшем устройстве государства. Мор ставит политическую и этическую проблему – проблему тирании и моральной ответственности государя перед подданными. Осуждая злодея и тирана Ричарда III, Мор тонко анализирует политические приемы, использовавшиеся этим государем в борьбе за власть, а также характерные для того времени методы управления подданными, сочетавшие политический произвол с демагогией и лицемерной апелляцией к религии и морали. Мор не только осуждал тиранию Ричарда с точки зрения гуманистической морали, но и глубоко осмысливал систему управления в условиях королевского деспотизма. Затронутый автором «Истории Ричарда» круг этических и политических проблем обнаруживает внутреннюю связь с темой «Утопии», создававшейся примерно в тот же период. Указанные вопросы этики и политики, в частности о наилучшем политическом устройстве, рассматриваются Мором как в «Утопии», так и в ряде латинских стихотворений, написанных в эти годы. Среди них — латинская поэма Мора на коронацию Генриха VIII, стихи о добром и злом правителе, о народе, дарующем власть правителям, а также о преимуществах коллективной формы правления перед единоличной — сената перед монархией — и т. д.
Поэма Мора на коронацию Генриха VIII - это не просто праздничный панегирик, написанный ради торжественного случая; это, по существу, гуманистическая политическая программа, противопоставляющая просвещенную монархию деспотизму. Поэма отражала политические идеалы как самого Мора, так и его друзей-гуманистов, видевших в образованном Генрихе VIII будущего покровителя ученых и возможного сторонника гуманистической реформы общества. В этом смысле Генрих VIII был для Мора неким антиподом предшествующему государю, допускавшему налоговый произвол, террор и беззакония в политике. В том, что Генрих VIII якобы решил прекратить произвол и добровольно отказался от "власти без границ"8, которая нравилась его отцу, Мор видит особую заслугу молодого короля, ибо, "как и должно, отцу родину он предпочел"9, т. е. благо и процветание страны поставил выше своих сыновних чувств. Итак, гуманистическая направленность произведения Мора очевидна. Его поэма - это целая программа деятельности просвещенного монарха, который заботится о благе народа, о мире в королевстве, не терпит произвола, защищает законы и не стремится к "власти без границ", т. е., по существу, руководствуется гуманистической философией.
Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще более тесному контакту Мора с влиятельными купеческими кругами Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия оратора от Сити при встрече нового венецианского посла. В мае того же года, по предложению лондонских купцов, Мор был включен в состав королевского посольства во Фландрию. История этого посольства впоследствии была описана самим Мором в первой книге «Утопии».
Мор превосходно справился
с миссией купеческого
Истинную, не меркнущую в веках славу принесла Томасу Мору «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».
Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии.
Страшную картину бедствий, обрушившихся на английских крестьян в связи с огораживаниями, обезлюдение деревень и толпы нищих, бредущих по дорогам страны, Мор рисует в первой книге, "... С тех пор как один обжора, ненасытная и жестокая язва отечества, уничтожает межи полей, окружает единым забором несколько тысяч акров", крестьяне-арендаторы, "опутанные обманом" или "подавленные насилием"10, оказываются выброшенными вон. Несчастным людям некуда деться, им негде искать средства к жизни - "никто ведь не нанимает их труд, хотя они самым пламенным образом предлагают его". Там, где некогда трудилась целая деревня хлебопашцев, теперь достаточно и одного пастуха. Что же остается этим обездоленным людям, "как не воровать и попадать на виселицу... или скитаться и нищенствовать?" 11
Рассказ Мора об огораживаниях - это страстный обличительный документ, направленный не только против огораживателей-лордов, но и против всего феодально-абсолютистского государства, которое выступило на защиту интересов лордов-огораживателей и обрушило на несчастных и ограбленных крестьян и разорившихся ремесленников жестокие "кровавые законы" против бродяг, нищих и воров. Во времена Мора, при Генрихе VII, ежегодно вешали в среднем до 2 тысяч человек, а при Генрихе VIII, как сообщают исторические хроники XVI в., было повешено 72 тысячи бродяг и нищих.
Величайшей заслугой Мора было то, что он не ограничился простым описанием народных бедствий, а решился поставить более глубокий вопрос: в чем причина негодности существующего общественного строя европейских государств? Почему так происходит, что трудящиеся - "люди скромные и простые", приносящие своим повседневным трудом "больше пользы обществу, чем себе лично", - постоянно бедствуют, - "а хищные и бесчестные паразиты, живущие трудом простых людей, процветают? И так ведь не только в Англии, но и в других государствах Европы! По мнению Мора, нельзя назвать справедливым общество, которое "не выказывает ни малейшей заботы о земледельцах, угольщиках, поденщиках, ломовых извозчиках и рабочих, без которых не было бы вообще никакого общества" 12
Критика феодального и
раннекапиталистического