Санкт-Петербургский
Государственный
университет
Экономики и Финансов
кафедра
философии
Реферат
на тему: Утопический социализм.
По
книге Томаса Мора «Утопия»
Подготовила:
Научный
руководитель:
Санкт-Петербург
2008
Введение:
В истории, на протяжении всего развития
человечества, случаются периоды, называемые
научными революциями. В это время технический
прогресс движется настолько быстрыми
темпами, что существующее общество не
успевает подстроиться. Существовавшие
до этого объяснения различных явлений,
кажутся теперь устаревшими, общественное
устройство – несовершенным, но какие-то
глобальные перемены все равно не приветствуются,
более того: вольнодумцев нередко наказывают
за их смелые идеи.
Томас Мор был именно из
этих людей, он предложил свой вариант
общественного устройства, который изложил
в труде Утопия. Время, в которое он жил,
немало способствовало этому.
Конец 15 в. знаменовал собой
наступление нового времени. Тенденции
экономического развития этого
периода обусловили начало процесса
первоначального накопления капитала.
В Англии и других наиболее развитых странах
Европы зарождаются новые общественные
отношения – капиталистические, появляются
новые классы, складываются нации, усиливается
централизация государственной власти,
что подготавливает превращение сословно-представительных
монархий в абсолютистские. С особенной
силой проявляются новые веяния в идеологии,
которая становится той первой ареной,
где разгорается битва против феодализма,
духовного порабощения человека католической
церковью, против схоластики и суеверия.
В Англии того времени первоначальное
накопление капитала в невиданных
размерах вызвало разорение мелких
товаропроизводителей, – как ремесленников,
так и крестьян. Особенно сильно
пострадали крестьяне- копигольдеры
– люди лично свободные, но владевшие
своей землей временно, по
«копиям»
– средневековым документам, продление
действия которых после установленного
срока целиком зависело от лендлорда
– феодального собственника земли.
Буржуазия с момента своего возникновения
была обременена своей собственной противоположностью,
при каждом крупном буржуазном движении
вспыхивали самостоятельные движения
того класса, который был более или менее
развитым предшественником современного
пролетариата. К их числу относились движения
Т.Мюнцера и анабаптистов во время Реформации
и крестьянской войны в Германии в нач.
16в., Г.Бабефа – в годы французской буржуазной
революции конца 18в.
Учение Т.Мора об идеальном
государстве возникло в эпоху,
когда противоречия буржуазных общественных
отношений уже начинали сказываться, несмотря
на сохранение основ феодализма, но вопрос
о правильном устройстве общества еще
не мог быть тогда решен в силу отсутствия
капиталистического производства и порождаемого
им промышленного пролетариата.
Мор попытался описать в своей
книге общество с идеальным
устройством, основанное на всеобщем
равенстве.
Томас Мор «Утопия».
В своем произведение Т. Мор
постарался максимально подробно
изложить свое видение на все
сферы общества утопийцев.
Он описывает читателям глубоко
продуманную схему общественного
строя, при котором нет частной
собственности, то есть главной
черты, характерной существующим
государствам. Все материальные
блага принадлежат здесь большинству.
Общими в Утопии являются не только
природные богатства – «земля и ее недра»,
но и вся продукция общественного производства,
которая также поступает в распоряжение
всех граждан. Государство в лице сената
производит учет и распределение продуктов
потребления в интересах всего общества.
В Утопии изобилие всех материальных благ.
Источниками такого положения вещей можно
назвать то, что в Утопии нет частной собственности,
а производительный труд обязателен для
всех. Здесь нет праздных: кроме земледелия,
которым заняты все, каждый изучает какое-
либо ремесло как специальное, а иногда
даже и несколько ремесел. Таким образом,
в Утопии совсем нет людей, которые бы
вели паразитический образ жизни. Поскольку
в Утопии все население занято общественно
полезным трудом, там изобилие продуктов,
необходимых «для жизни и ее удобств»,
и действует справедливый принцип распределения
всех материальных благ - по потребностям.
Большое внимание Мор уделял
организации труда в совершенном
обществе, специально рассматривая
проблему продолжительности рабочего
дня. Последнее всегда имело большое значение
для мелкого крестьянского хозяйства,
рабочий день которого был ненормирован.
В Утопии же существовали с сифогранты,
специальные должностные лица, наблюдающие,
чтобы «никто не сидел в праздности», следят
также и за тем, чтобы никто «не работал
с раннего утра до поздней ночи» и не утомлялся
«подобно вьючному скоту». Все свободное
время дозволяется каждому проводить
по своему усмотрению, причем большинство
предпочитает свой досуг посвящать наукам.
Мор, описывая новую организацию труда,
рассматриваемого, как обязанность каждого
гражданина, утверждал, что труд не рассматривается
утопийцами, как «тяжкое бремя», каковым
он являлся для крестьян в Европе.
«Власти»
в Утопии отнюдь не хотят принуждать
граждан к излишнему труду. Поэтому,
когда нет надобности в шестичасовой работе,
а в Утопии это бывает довольно часто,
государство само сокращает «количество
рабочих часов». Система организации труда
как всеобщей трудовой повинности преследует
«только одну цель: насколько позволяют
общественные нужды, избавить всех граждан
от телесного рабства и даровать им как
можно больше времени для духовной свободы
и просвещения. Ибо в этом заключается
счастье жизни».
В концепции Т. Мора технический
прогресс не является определяющим.
Будучи утопистом, он верил, что изобилие
материальных благ может быть достигнуто
уничтожением социального паразитизма
и системой всеобщей трудовой повинности.
Однако низкий уровень техники, на которой
основывалась вся хозяйственная жизнь
Утопии (где преобладал ручной труд), и
небольшая продолжительность рабочего
дня, вряд ли позволили бы полностью удовлетворить
потребности даже такого «идеального
общества», о котором мечтал Т. Мор. Он
почти не придает значения техническому
прогрессу для преодоления отсталости
деревни и облегчения труда земледельца.
Проблема развития производительных сил
общества на основе технического прогресса
явно недооценивалась. И хотя утопийцы
с успехом применяли «искусственное разведение
цыплят в особых инкубаторах», тем не менее,
сельскохозяйственная техника в целом
у них была довольно примитивной. Но и
при низком ее уровне утопийцы сеют хлеб
и выращивают скот в гораздо большем количестве,
чем это требуется для собственного употребления;
оставшимся они делятся с соседями. Т.
Мор считал подобный порядок вещей вполне
возможным и разумным в таком государстве,
как Утопия, где нет частной собственности
и где отношения между городом и сельской
округой основаны на взаимной трудовой
поддержке.
Основной хозяйственной единицей
Утопии является семья. Но семья, существующая
у утопийцев, необычная и формируется
она не только по принципу родства. Главный
признак утопийской семьи заключается
в ее профессиональной принадлежности
к определенному виду ремесла. «По большей
части, каждого выучивают ремеслу старших.
Ибо к этому чаще всего влекутся они от
природы. Если же кого-либо привлекает
к себе иное занятие, то его принимает
другое хозяйство, ремеслу которого он
хотел бы обучиться».
Т. Мор неоднократно подчеркивает,
что отношения в семье строго
патриархальные, «во главе хозяйства стоит
старейший. Жены услуживают мужьям, дети
- родителям и вообще младшие – старшим».
Кроме того, в Утопии распространено почитание
предков. Ремесла, которыми занимаются
в отдельных семействах, это обычно «прядение
шерсти или обработка льна, ремесло каменщиков,
жестянщиков или плотников». В семье все
занимаются ремеслом – и мужчины, и женщины,
однако женщины имеют более легкое занятия,
они обычно обрабатывают шерсть и лен.
В современной Т. Мору Европе
существовало неравноправие полов, женщины
не считались способными принимать участие
в управлении государством, получать зарплату,
равную зарплате мужчин, иметь право голоса,
поэтому вовлечение женщин в общественное
производство наравне с мужчинами, это
почти революционная идея. Именно здесь
закладываются основы равноправия между
полами, которое, несмотря на патриархальный
характер семейного уклада, в Утопии все
же заметно.
Главной производственной ячейкой
в сельском хозяйстве Утопии
является большая община, насчитывающая
не менее 40 человек - мужчин и женщин и
еще двух приписанных рабов. Во главе такого
сельского «семейства» стоят «почтенные
в летах распорядитель и распорядительница».
Таким образом, искусственно созданный
и поддерживаемый в Утопии семейно-патриархальный
коллектив является, по мысли Мора, наиболее
приемлемой формой организации труда,
как в ремесле, так и в земледелии.
В отличие от традиционного
порядка вещей, когда город
выступал в качестве эксплуататора
и конкурента по отношению
к деревенской округе, Мор исходит
из того, что в Утопии жители города считают
себя по отношению к деревенской округе
«скорее держателями, чем владельцами
этих земель». Автор Утопии попытался
по-своему преодолеть исторически сложившуюся
противоположность между городом и деревней.
Т. Мор видел, что земледельческий труд
в условиях Англии XVI в. и тогдашней техники
сельского хозяйства был тяжелым бременем
для тех, кто занимался им всю жизнь. Стремясь
облегчить труд земледельца в своем идеальном
обществе, Т. Мор превращает земледелие
в обязательную повинность всех граждан.
Все, что нужно для сельской местности,
земледельцы Утопии «безо всяких проволочек»
получают из города. Решение проблемы
противоположности между городом и деревней
и создания изобилия сельскохозяйственных
продуктов достигается не за счет усовершенствования
техники, но за счет более справедливой,
с точки зрения утописта, организации
труда. Отсутствие частной собственности
позволяет Т. Мору строить производственные
отношения в Утопии по новому принципу:
на основе сотрудничества и взаимной помощи
граждан, свободных от эксплуатации.
Томас Мор ставит также и
проблему преодоления противоположности
между физическим и умственным
трудом. Кроме того, что большинство
утопийцев весь свой досуг
уделяют наукам, желающие целиком посвятить
себя науке встречают всемерную похвалу
и поддержку всего общества как лица, приносящие
пользу государству. Люди, проявившие
способности к науке, освобождаются от
повседневного труда «для основательного
прохождения наук». Если же гражданин
не оправдывает возложенных на него надежд,
он лишается этой привилегии. Каждый гражданин
Утопии имеет все условия для успешного
овладения науками и духовного роста.
Наиболее важное из этих условий - отсутствие
эксплуатации и обеспеченность большинства
всем необходимым.
Больше всего утопийцы ценят
духовные удовольствия, которые
они считают «первыми и главенствующими».
Таковыми являются удовольствия,
связанные с упражнениями в
добродетели и с сознанием
беспорочной жизни.
Утопийцы были убеждены в том, что к
добродетельной жизни, то есть жизни «согласно
с законами природы», люди предназначены
самим богом. Сама религия утопийцев проникнута
духом рационализма и приобретает несколько
утилитарный характер, поскольку она освещает
лишь то, что отвечает интересам всего
общества. Из религии берется ровно столько,
сколько требуется для обоснования гуманистических
идеалов, в частности наиболее разумных,
с точки зрения Мора, идеалов этики и политики.
Таким образом, автор Утопии настойчиво
пытается согласовать религию с общественной
пользой и доводами разума. Рационалистический
момент в религии утопийцев играет настолько
важную роль, что, в конце концов, голос
разума, например, в таком вопросе, как
общественная польза, воспринимается
утопийцам как голос божий; и сам процесс
познания окружающего мира обретает божественную
санкцию. И в этом смысле своеобразная
религия Утопии предвосхищает философский
деизм просветителей, служивший не более
как удобным и легким способом отделаться
от религии. Прославляющая разум и во всем
апеллирующая к разуму (даже при решении
религиозных проблем), религия Утопии
не поднимает вопроса о личности бога,
но признает его первопричиной мира. Такая
религия ничего общего не имеет ни с католицизмом,
ни с будущим протестантизмом.
В своей книге Мор смело
провозгласил, что ни один человек
не может быть преследуем за
свои религиозные убеждения, это
было настоящей революционной
идеей для существовавшего тогда
общества. Каждый мог пропагандировать
свою религию «только спокойно
и рассудительно, с помощью доводов», не
прибегая к насилию и воздерживаясь от
оскорблений других религий. В отличие
от современной Мору Европы в Утопии не
было религиозных распрей и ненависти:
там одинаково уживались и языческие верования
и христианство.
Беспредельные возможности разума и весь
процесс познания получили у гуманиста
Мора божественное разрешение, при этом
основой процесса познания Мор считал
практику людей, их материальный опыт.
Науки, процветавшие в Утопии, не только
целиком основывались на практике, но
и служили практике. Так, в результате
тщательного изучения природы утопийцы
научились предугадывать «дожди, ветры
и прочие перемены погоды». Мор подчеркивает,
что знания утопийцев о природе ничего
общего не имеют с гаданиями и суевериями,
они получены благодаря долгому опыту
наблюдений.