Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:28, реферат
Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.
Мор попытался описать в своей книге общество с идеальным устройством, основанное на всеобщем равенстве.
Утопийцы успешно занимались астрономией. Они изобрели ряд приборов, с помощью которых можно вести точные наблюдения. Поэтому они были сведущи в науке о «движении небесных тел». Зато, иронизирует Мор, они ничего не знают об астрологии, «они во сне не помышляют о дружбе и раздорах планет» и обо всем этом «обмане лживых прорицаний по звездам».
Основанные на опытном знании
науки утопийцев Мор
Жители Утопии достигли больших успехов в математике, диалектике, музыке. Однако, с юмором замечает Мор, если утопийцы во всем почти равняются «с нашими древними», то они далеко уступают изобретениям новых диалектиков, т. е. схоластов. Высмеивая в Утопии схоластику, Мор всячески подчеркивал, что науке утопийцев, опирающейся на опытное знание, органически чужда схоластическая логика, оперирующая в сфере абстракций и не привязанная к жизненному, бытовому аспекту. Поэтому Мор отдавал столь явное предпочтение в Утопии античным естествоиспытателям. Широта умственных интересов граждан
Утопии проявлялась в том, что большинство из них весь свой досуг уделяло наукам. Этому способствовала также глубоко демократическая система образования: все граждане Утопии обоего пола проходили обязательное обучение в школе. Оно не ограничивалось усвоением теории, но сочеталось с практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упражнений, Мор считал, что высшее образование в совершенном обществе должно быть доступно всем людям, вне зависимости от пола, состояния здоровья или каких-либо иных факторов. Подобный демократизм в деле образования, конечно, был неслыханным явлением в те времена.
Весьма существенным является
вопрос о соотношении
Все, что противоречит благу
большинства, объявляется
Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: «обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления». На пути к справедливому устройству общества существует еще и такое препятствие, как гордыня, которую христианская мораль издавна провозгласила источником всех пороков и грехов, что вполне присуще христианскому учению. Но, в отличие от христианства, Мор ищет причину несостоятельности общества отнюдь не в гордыне, а в наличие такого элемента, как частная собственность.
По мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации людей, большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они
«закованы в цепи» и «постоянно заняты работой». Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов в общественном производстве
Утопии
незначителен, ибо основными производителями
все же являются полноправные граждане.
Рабство в Утопии имеет специфический
характер; помимо того, что оно выполняет
экономическую функцию, оно является
мерой наказания за преступления и средством
трудового перевоспитания. Главным источником
рабства в Утопии было уголовное преступление,
совершаемое кем- либо из ее граждан. Что
касается внешних источников рабства,
то это либо захват в плен во время войны,
либо (и чаще всего) выкуп иностранцев,
приговоренных у себя на родине к смертной
казни. Рабство - принудительный труд в
качестве меры наказания, заменяющий смертную
казнь, - Мор противопоставил
жестокому уголовному законодательству
XVI в.
Отличительная черта рабства,
описанного в Утопии – то, что
человек терял свободу не по
принадлежности к определенной
касте общества, а исходя из
личных поступков, совершение
преступлений, например. Изначально же
все люди равны и свободны, и каждый имеет
право строить свою судьбу.
Заключение:
В своей книге Томас Мор
утверждает , что переустройству
подлежит, прежде всего, несовершенная
общественная система,
Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.
Мор очень хорошо понимал всю сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим, только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым. В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора.
Государство, описанное
Переход же к такому обществу, даже при наличие таких обстоятельств, как научная революция, весьма затруднителен, ведь для его воплощения требуется коренным образом изменить мировоззрение граждан. А во времена Мора большая для населения была необразованной, следовательно, ведомой «верхушкой», для которой отмена частной собственности и изменение еще части важнейших жизненных аспектов являлось неприемлемым.
Но некоторые идеи