Утопический социализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:28, реферат

Описание

Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.
Мор попытался описать в своей книге общество с идеальным устройством, основанное на всеобщем равенстве.

Работа состоит из  1 файл

утопия. реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

        Утопийцы успешно занимались  астрономией. Они изобрели ряд  приборов, с помощью которых можно  вести точные наблюдения. Поэтому  они были сведущи в науке  о «движении небесных тел». Зато, иронизирует Мор, они ничего не знают об астрологии, «они во сне не помышляют о дружбе и раздорах планет» и обо всем этом «обмане лживых прорицаний по звездам».

        Основанные на опытном знании  науки утопийцев Мор противопоставлял  астрологии и схоластике. В наследии  древних, по словам Мора, утопийцы высоко ценили труды естествоиспытателей - Гиппократа, Галена, Теофраста.

    Жители  Утопии достигли больших успехов  в математике, диалектике, музыке. Однако, с юмором замечает Мор, если утопийцы во всем почти равняются «с нашими древними», то они далеко уступают изобретениям новых диалектиков, т. е. схоластов. Высмеивая в Утопии схоластику, Мор всячески подчеркивал, что науке утопийцев, опирающейся на опытное знание, органически чужда схоластическая логика, оперирующая в сфере абстракций и не привязанная к жизненному, бытовому аспекту. Поэтому Мор отдавал столь явное предпочтение в Утопии античным естествоиспытателям. Широта умственных интересов граждан

    Утопии  проявлялась в том, что большинство  из них весь свой досуг уделяло  наукам. Этому способствовала также глубоко демократическая система образования: все граждане Утопии обоего пола проходили обязательное обучение в школе. Оно не ограничивалось усвоением теории, но сочеталось с практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упражнений, Мор считал, что высшее образование в совершенном обществе должно быть доступно всем людям, вне зависимости от пола, состояния здоровья или каких-либо иных факторов. Подобный демократизм в деле образования, конечно, был неслыханным явлением в те времена.

        Весьма существенным является  вопрос о соотношении индивидуальной  и социальной этики. Именно  здесь яснее всего выявляется  та специфика новой этики бесклассового  общества, которая выдвигает автора  Утопии в ряды передовых мыслителей.

        Все, что противоречит благу  большинства, объявляется аморальным. Автор Утопии не мыслит другого  пути к решению морально-этических  проблем, нежели через уничтожение  частной собственности и переустройства  всего общества на коммунистических  началах. Именно это подразумевается

    Мором, когда он говорит об упразднении  власти золота и отмене денег. Уничтожив  собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: «обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления». На пути к справедливому устройству общества существует еще и такое препятствие, как гордыня, которую христианская мораль издавна провозгласила источником всех пороков и грехов, что вполне присуще христианскому учению. Но, в отличие от христианства, Мор ищет причину несостоятельности общества отнюдь не в гордыне, а в наличие такого элемента, как частная собственность.

        По мысли Мора, Утопия представляет  собой бесклассовое общество, состоящее  из свободных от эксплуатации  людей, большинства. Однако, проектируя  справедливое общество, Мор оказался  недостаточно последовательным, допустив  в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они

    «закованы в цепи» и «постоянно заняты работой». Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено  низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов в общественном производстве

    Утопии  незначителен, ибо основными производителями  все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический  характер; помимо того, что оно выполняет  экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем- либо из ее граждан. Что касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни. Рабство - принудительный труд в качестве меры наказания, заменяющий смертную казнь, - Мор     противопоставил жестокому уголовному законодательству XVI в.                                                          

        Отличительная черта рабства,  описанного в Утопии – то, что  человек терял свободу не по  принадлежности к определенной  касте общества, а исходя из  личных поступков, совершение  преступлений, например. Изначально же все люди равны и свободны, и каждый имеет право строить свою судьбу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Заключение: 

         В своей книге Томас Мор  утверждает , что переустройству  подлежит, прежде всего, несовершенная  общественная система, поскольку  источником нравственной испорченности людей является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и «единственным, какое по праву может притязать называться государством».

        Т. Мор не раскрыл в «Утопии»  планов перехода к описанному  им будущему строю. Он отверг  путь реформ сверху, но не высказался  и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.

        Мор очень хорошо понимал всю  сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим, только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым. В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора.

        Государство, описанное автором  Утопии, успешно существует и функционирует, но, при подробном рассмотрении книги Т. Мора, становится понятным, что некоторые общественные институты в нем устарели, например, наличие рабства или отсталость технического прогресса.

        Переход же к такому обществу, даже при наличие таких обстоятельств, как научная революция, весьма затруднителен, ведь для его воплощения требуется коренным образом изменить мировоззрение граждан. А во времена Мора большая для населения была необразованной, следовательно, ведомой «верхушкой», для которой отмена частной собственности и изменение еще части важнейших жизненных аспектов являлось неприемлемым.

        Но некоторые идеи общественного  устройства, предложенные Мором  действительно крайне смелы и  революционны для существующего  тогда общества, в этом огромная заслуга автора Утопии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Утопический социализм