В.И. Вернадский о науке и научных революциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:14, реферат

Описание

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это – учёные, работавшие в одном направлении развития человеческих знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. В ХХ в. такой фигурой в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
В.И. Вернадский о науке и научных революциях………………………...4
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 41.41 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и  социальных наук

Кафедра философии и методологии  науки

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

В.И. Вернадский о науке и научных революциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

отделения философии

Савельева Любовь Павловна

Преподаватель: к.ф.н.,

доцент кафедры философии 

и методологии науки

Кисель Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

В.И. Вернадский о науке  и научных революциях………………………...4

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………15

 

Введение:

«Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей… Это, вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого». Так пишет С.Р.Микулинский в предисловии издания избранных трудов В.И.Вернадского.

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны  фундаментальные открытия в области  естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это – учёные, работавшие в одном направлении развития человеческих знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения. В ХХ в. такой фигурой в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории, кому было по силам охватить целостность всей картины мира и стать «провидцем». Значительное количество работ В. И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что труды В. И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение ХХ века. Во многом его работы определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем. Обращает внимание и высокая степень разработанности данной темы в работах многих мыслителей, нельзя не указать на целый ряд источников, репрезентирующих данную тему: это работы Мочалова И.И., Огурцова А.П., Микулинского С.Р., Яшина И.И., Казначеева В. П. и других.

 

 В.И.Вернадский о науке и научных революциях.

 

Научные и технические  революции во многих отношениях преобразуют социальную жизнь человечества, создают новое качество жизни. Вместе с тем они во многом изменяют и течение, направленность планетарно-космических процессов в области распространения жизни (биосфере) на планете Земля. Это заставляет вспомнить слова В. И. Вернадского о геологическом характере мощи человечества, обусловленном во многом использованием достижений научного знания (научной мысли как планетного явления).

    Из комплексного подхода к проблеме человека вытекает необходимость изучения его в качестве социально-природного существа, изучения его места и связей с различными планетарно-космическими факторами и процессами. Следует подчеркнуть, что подход к этим связям и взаимодействиям намечался в работах В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и других. Можно вспомнить многочисленные высказывания В. И. Вернадского о человеке и человечестве как органической, неотрывной части монолита живого вещества планеты и т. д. Очевидно, что преобразование биосферы и живого вещества планеты Земля человеком, по мысли Вернадского, есть кардинальная проблема науки.

Подход к исследованию таких масштабных комплексных проблем требует выдвижения обобщающих естественнонаучных теорий и концепций, позволяющих осуществлять широкое, масштабное «видение» этих проблем. Среди такого рода теорий и концепций, разработанных естественнонаучной мыслью, важнейшее значение приобретает учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. «Научная мысль В. И. Вернадского отразила явления и процессы неживой и живой природы, их сложнейшие взаимосвязи. Важнейшая часть учения Вернадского — постоянное стремление вскрыть естественноисторические аспекты природных явлений, проследить единство и борьбу противоположностей макро- и микрокосмоса, эволюцию Земли и социально-историческую эволюцию человечества» [5, с.5].

Важнейшим положением в теории Вернадского является созданное им учение о биосфере — области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля. Оценивая воздействие социальной деятельности и научного знания человечества на природное окружение, В. И. Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу — следующем периоде развития планеты Земля. В этом учении рассматривается проблема взаимосвязи естественно-природных и социально-исторических процессов, взаимозависимости косного и живого вещества планеты по отношению к целенаправленной деятельности человека, приобретающей в ходе свершения научных и технических революций «геологическую мощь» (обозначение Вернадского).

Появление научной мысли  в биосфере в перспективе неизбежно  полностью ее видоизменяет. В сочетании  с трудовой деятельностью человека мысль становится неведомой до этого геологической силой, способной преобразовать вместе с биосферой весь поверхностный слой Земли. Носитель земного разума – человек – с нарастающим во времени темпом воздействует на биосферу, активно захватывая все занимаемое ей пространство, меняя облик земной поверхности. Трансформированную биосферу В.И.Вернадский назвал ноосферой. Под этим термином он понимал не выделенный над биосферой «мыслящий пласт», а качественно новое состояние самой биосферы, ее очередную трансформацию в ходе эволюции.

В. И. Вернадский в книге «Научная мысль как планетное явление» анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Многие страницы трудов Вернадского посвящены проблеме «что есть ноосфера». Ответить на этот вопрос позволяет ряд указанных конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия: это заселение человеком всей планеты, резкое преобразование средств связи и обмена между странами, усиление этих связей, начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере, расширение границ биосферы и выход в космос, открытие новых источников энергии, равенство людей всех рас и религий, увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики, свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений, продуманная система народного образования, создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты, разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения, исключение войн из жизни общества.

Наука для Вернадского была средством познания природы. Он блестяще знал не менее десятка наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями. В центре его новаторства - возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. Вернадский увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Науку Вернадский рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.

Вернадский обращал большое  внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач  человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти  и многие другие идеи Вернадского  о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют  актуальное значение для нашего времени. Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень  важно, чтобы наука не принимала  форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. Таким образом, наука в концепции Вернадского – социальное всечеловеческое образование, в основе которого лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества, научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества. Развитие науки Вернадский тесным образом связывал с развитием философии и другими формами духовной культуры.

Формирование науки, развитие научной мысли Вернадский рассматривал как глобальный процесс, как планетарное  явление, возникающее закономерно. Но в этом процессе не вся работа, проводимая поколениями ученых, составляет науку, а только та, которая составляет основную структуру научного знания. К ней он относил логику научного исследования, математику и научный  аппарат, самая важная часть науки, который составляют научные факты. Эти элементы научного знания взаимосвязаны  и находятся в постоянном развитии. Основная часть науки «обрастает»  научными гипотезами, теориями, концепциями, непререкаемая достоверность которых  может подвергаться научной критике. Через эту призму понимания науки и научного знания оценивается эффективность и плодотворность научной деятельности.

Мы наблюдаем, как наука  все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью человека, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.

Главной областью интересов  В.И.Вернадского была область истории  науки. Ценность истории науки и ее значимость неоднократно подчеркивалась автором. Действительно, глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым способствует ускорению «восприятия нового». Вернадский считает, что в области истории наук на рубеже XIX-XX вв. наблюдаются два больших новых явления. Во-первых, впервые входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность проявления на нашей планете научной мысли. Во-вторых, впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека. Таким образом, перелом научного понимания Космоса совпадает с одновременно идущим изменением наук о человеке. С одной стороны эти науки смыкаются с науками о природе. С другой – их объект совершенно меняется.

История науки суть история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [1, стр.121]. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

В своих работах по истории науки В. И. Вернадский выделил объективные закономерности многостороннего социально-исторического процесса, которые связаны с «волнообразным» характером развития научного знания во взаимодействии с другими формами и сферами социально-исторической, духовно-культурной жизни и деятельности человечества.

По мнению Вернадского, зачатки  научного знания возникли еще задолго  до появления науки, как самостоятельной  формы человеческого сознания и деятельности. «Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни» [4, стр. 38] . «Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания» [4, стр. 39] .

Информация о работе В.И. Вернадский о науке и научных революциях