Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вненаучного познания. Из поставленной цели следуют задачи:
- рассмотреть особенности вненаучного познания его типов;
- изучить вненаучные формы познаний и их развитие;
- рассмотреть социокультурные формы вненаучного познания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика вненаучного познания……………………………………..4
2. Вненаучные формы познания………………………………………………..7
3. Социокультурные формы вненаучного познания………………………....13
3.1. Обыденное познание………………………………………………………….13
3.2. Философское познание……………………………………………………….19
3.3. Художественное познание………………………………………………….21
3.4. Религиозное познание…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.
Целью данной работы является рассмотрение вненаучного познания. Из поставленной цели следуют задачи:
- рассмотреть особенности вненаучного познания его типов;
- изучить вненаучные формы познаний и их развитие;
- рассмотреть социокультурные формы вненаучного познания.
Обьектом исследований
послужили знания, а предметом – многообразие
форм вненаучных познаний.
Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Существовало убеждение, что научные знания должны со временем вытеснить из общественного сознания ненаучные представления как пустые или вредные предрассудки, однако в XX в. возникло и постепенно утвердилось ясное понимание того, что вненаучное познание не только неискоренимо, но, более того, оно совершенно необходимо как предпосылка научного познания.
Одним из первых это осознал Э. Гуссерль. Он говорил о кризисе европейского человечества, науки и философии, который возник из-за пренебрежения учеными «жизненным миром», данным в непосредственном опыте до и вненаучного познания. Но именно «жизненный мир» для ученого есть «почва, поле его деятельности, в котором только и имеют смысл его проблемы и способы мышления».
На третьем этапе эволюции философии науки представители Венского кружка пытались четко отделить научные знания как достоверные от ненаучных знаний как недостоверных посредством принципа верификации, но их попытка потерпела неудачу. В противовес им К. Поппер предложил решить проблему демаркации, т. е. разграничения научных и ненаучных знаний, на основе принципа фальсификации. При этом суждение о знаниях как о научных или ненаучных не должно означать, что они истинные или ложные.
В нынешней, постпозитивистской философии науки получило признание положение о невозможности строгого разграничения научного и ненаучного познания. Один из наиболее радикальных представителей современной философии науки П. Фейерабенд утверждает, что науку как идеологию научной элиты нужно лишить доминирующего положения в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией.
Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.
Достаточно
часто звучит заявление, что традиционная
наука, сделав ставку на рационализм, завела
человечество в тупик, выход из которого
может подсказать вненаучное знание.
К вненаучным же дисциплинам относят
те, практика которых основывается
на иррациональной деятельности на мифах,
религиозных и мистических
Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX столетия в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее банкротство науки.
Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Иногда
вненаучное знание именует себя как
Его Величество Иной способ истинного
познания. Также можно отметить,
что интерес к многообразию форм
вненаучного знания в последние
годы повсеместно и значительно
возрос.
2. Вненаучные формы познания
В
современной теорико-
1)
ненаучное, понимаемое как
2)
паранаучное - несовместимое с
имеющимся гносеологическим
3)
лженаучное - сознательно эксплуатирующее
домыслы и предрассудки. Лженаука
- это ошибочное знание, часто
представляет науку как дело
аутсайдеров. Иногда
4)
квазинаучное знание ищет себе
сторонников и приверженцев, опираясь
на методы насилия и
5)
антинаучное - утопичное и сознательно
искажающее представление о
6)
псевдонаучное знание
7)
Обыденно-практическое знание
8)
Игровое познание строится на
основе условно принимаемых
9)
Личностное и коллективное
10)
Народная наука в настоящее
время стала делом отдельных
групп или отдельных субъектов: