Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:50, контрольная работа
Философия – это вечный поиск знаний и жизненной мудрости. Ученые этого направления старались определить законы бытия и оформить их лингвистически. Попытки такого рода нередко и ныне оказываются лишь умозрительными спекуляциями, ибо человеческая мысль ограничена жесткими рамками и не всегда способна логически интерпретировать вселенские проблемы. Таким образом, существует немало понятий, аналитическое осмысление которых затруднительно, и философских догм которые должны восприниматься априорно
1.Введение с.3
2. Основные направления и школы древнеиндийской философии с.3
2.1 Брахманизм с.3
2.2 Философия эпического периода с.4
2.3 Неортодоксальные школы с.5
2.4 Ортодоксальные школы с.8
3. Основные направления и школы древнекитайской философии с.11
3.1 Конфуцианство с.11
3.2 Даосизм с.12
3.3 Моизм с.12
3.4 Легизм с.13
3.5 Школа сторонников Инь-Ян с.13
4. Противоречия между школами и направлениями Восточной философии с.14
4.1 Материалисты и идеалисты с.14
4.2 Ортодоксальные и неортодоксальные школы с.14
4.3 Конфуцианство и легизм с.14
5. Заключение с.15
6. Список литературы
1.Введение
Философия – это вечный поиск знаний и жизненной мудрости. Ученые этого направления старались определить законы бытия и оформить их лингвистически. Попытки такого рода нередко и ныне оказываются лишь умозрительными спекуляциями, ибо человеческая мысль ограничена жесткими рамками и не всегда способна логически интерпретировать вселенские проблемы. Таким образом, существует немало понятий, аналитическое осмысление которых затруднительно, и философских догм которые должны восприниматься априорно. [2.с 5]
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до нашей эры. Именно в это время в странах древнего Востока осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя понятно, что на первых порах она еще очень тесно и непосредственно связана с мифом. Да это и не может быть иначе, поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии.
Переход от мифа к философии был подготовлен, целым рядом факторов социального, экономического и духовного характера. Общие для всего мира предпосылки дали импульс различным направлениям восточной философии. Рассмотрим два главных из этих направления – индийскую и китайскую философии. [1.c30-31]
2.Основные направления и школы древнеиндийской философии
2.1 Брахманизм
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. В своих догмах брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских
источников, сборники гимнов в честь богов. Все ведические тексты считаются священными книгами. Подлинными знатоками и толкователями считались брахманы. Заключительная часть Вед – упанишады – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман. Который тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману. [1.c33]
Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман – это самосознание Брахмана, они совпадают и всякой реальности приходит конец. [3.c.171]
Особое место в индуистском пантеоне занимает триада (тримурти), представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве: Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива разрушитель. Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая Абсолютную Реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота) вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман рассматривается как не проявленная реальность всего сущего. [2.c19]
Учение о Брахмане и Атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. [1.c34]
2.2 Философия эпического периода
Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с тем, что в это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи упанишад подвергаются большой критике в «Бхагавадгите» (одной
из книг «Махабхараты»).
Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены. Происходят значительные перемены и в мировоззрении индийского общества. В частности. Усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.
Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии. [1.c35]
2.3 Неортодоксальные школы
Чарвака – это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. [1.c35]
Категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атамана-Брахмана, и по существу строит свое мировоззрение на основе на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Чарваки ограничили первоначала всего сущего лишь вещественными, материальным сущностями. Они сводили все сущее к четырем началам: земля, вода, воздух и огонь. Из их сочетания состоит все сущее в мире.[4.c48-49]
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм (от греч. наслаждение). Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия
личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть всегда и ко всем. Все моральные нормы, согласно этому учению, - это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания.
Эта философия была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Поэтому с ее точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся абстрактные, всеобщие идеи и моральные идеалы. Результатом этой односторонности явились нигилизм, скептицизм и субъективизм. Результат этой односторонности – и отрицание ими высших нравственных целей и ценностей. [1.c36-37]
Джайнизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI – V вв. до н.э. существующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана, известный также под именами Махавира и Джина.
Джайнисты не верят в существование бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. [4.c42]
В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, сточки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако карма понимается здесь, в отличии от упанишад как тонкая материя, а не как закон воздания.
Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до сих пор пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности.
Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого его усмотрения.
Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. [1.c37-38]
Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI вв. до н.э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный).
В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи – освобождения от страдания, что возможно только при уходе нирвану. Поэтому традиционные философские вопросы о мире сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир это как раз то, из чего необходимо выбираться. [4.c45]
Характерная особенность этого учения – его этикопрактическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности.
Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости и относительности. В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психологической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. [1.c39]
2.4 Ортодоксальные школы
Философское учение «Бхагавадгиты».
Важное значение для развития индийской мысли имеет эпическая философия, изложенная в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». В отличие от неортодоксальных школ эта философия не отрицает авторитета Вед, а напротив, опирается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой не только этого периода, но и всей истории Индии считается «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита». Она составляет часть шестой книги «Махабхараты». Она была написана примерно в середине I тыс. до н. э. и выразила потребность масс заменить старую религию упанишад с ее тощими абстракциями и во главе с неопределенным Абсолютом на менее абстрактную и формальную. «Бхагавадгита» с ее живым личным богом с успехом выполнила эту задачу и положила начало новому направлению религиозной мысли – индуизму. Приемлемость для широких масс религиозно-философской основы индуизма обусловила то факт, что к началу новой эры он завоевал решающее влияние в идеологической сфере индийского общества.
Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью – пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший брахман. О смерти печалится не следует, ибо она не есть угасание. Хотя индивидуальная форма человеческого существования может изменяться, но сущность человека остается неизменным, даже если тело стало прахом. В духе упанишад «Гита» отождествляет два начала – Брахман и Атман. За смертным телом стоит Атман , за приходящими объектами мира – Брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе. Главным объектом познания в «Бхагавадгите» является верховный брахман, не имеющий ни начала, ни конца. Познав его, человек становится бессмертным. [1.c41]
Веданта (завершение Вед) – наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Веданта выдвигает законченную систему взглядов на человека и окружающий его мир, в центре которой учение об иллюзорности этого мира и всей обычной человеческой жизни и знания, как обыденного, так и специального, научного, которое есть незнание – авидья.
Подлинная высшая реальность – брахман-атман. Но эта реальность доступна лишь соблюдающим лишь определенный образ жизни: отказ от мнимых радостей этого презренного мира, за которыми следует долгая скорбь. Ведантист должен выработать в себе шесть нравственных качеств: спокойствие духа, умеренность, отрешенность, терпение, сосредоточенность в веру. [4.c42]
Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем, постоянное размышление над истинами ведаты с целью непосредственного и постоянного созерцания истины. [1.c43]
Миманса. (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение здесь тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает, прежде всего, жертвоприношение. Это выполнение своего долга м ведет к постепенному искуплению от кармы и освобождению как прекращению перерождений и страданий. [1.c43]
Веды в мимансе считаются существующими вечно, они ни кем не написаны, их можно только узнать, но не создать.
Физический чувственно воспринимаемый мир реально существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира .
В мимансе, как и в других школах индийской философии, органы познания делятся на внешнее восприятие – пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус) и внутреннее – манас (ум). [4.c40-41]
Санкхья (число, перечисление) в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. Выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). На ряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Санхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма [1.c43]
Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она — единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. [4.c42]
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа – санхья. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут санесары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности. [1.c44]