Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:50, контрольная работа
Философия – это вечный поиск знаний и жизненной мудрости. Ученые этого направления старались определить законы бытия и оформить их лингвистически. Попытки такого рода нередко и ныне оказываются лишь умозрительными спекуляциями, ибо человеческая мысль ограничена жесткими рамками и не всегда способна логически интерпретировать вселенские проблемы. Таким образом, существует немало понятий, аналитическое осмысление которых затруднительно, и философских догм которые должны восприниматься априорно
1.Введение с.3
2. Основные направления и школы древнеиндийской философии с.3
2.1 Брахманизм с.3
2.2 Философия эпического периода с.4
2.3 Неортодоксальные школы с.5
2.4 Ортодоксальные школы с.8
3. Основные направления и школы древнекитайской философии с.11
3.1 Конфуцианство с.11
3.2 Даосизм с.12
3.3 Моизм с.12
3.4 Легизм с.13
3.5 Школа сторонников Инь-Ян с.13
4. Противоречия между школами и направлениями Восточной философии с.14
4.1 Материалисты и идеалисты с.14
4.2 Ортодоксальные и неортодоксальные школы с.14
4.3 Конфуцианство и легизм с.14
5. Заключение с.15
6. Список литературы
Вайшешика. Эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны. Из них возникают различные
10
одушевленные и не одушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы. [1.c44]
Ньяя (правило, логика) – учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращения воздействия отрицательных факторов создания. [1.c44]
3.Основные направления и школы древнекитайской философии
3.1 Конфуцианство
Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основателем этого направления был Конфуций. Главный источник его учения – книга «Лнь юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями. [1.c47]
Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. [5.c63]
В качестве основателя школы по воспитанию благородных мужей Конфуций стремился на практике реализовать свои философские принципы по
воспитанию человека. При этом свою главную функцию он видел в том, чтобы соединить людей с Небом (Богом). Стоит обратить внимание на важнейшую категорию в философии Конфуция – жень. В самом общем и распространенном смысле можно сказать, что жень – это прежде всего человечность. Именно она – основное требование, предъявляемое к человеку. Среди прочих конкретизаций принципа «жень» Конфуций вводит и такие императивы, как «не делай другим того, чего не пожалеешь себе», «помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь», и другие. [1.c48-49]
3.2 Даосизм
Наряду с конфуцианством даосизм – важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н. э. Его основателем считается Лао-Цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-Цзы. [1.c50]
Фундаментальным понятием для Лао-Цзы является дао. О дао говорится, что оно является неопределенным, бесконечным, неизменным, безграничным в пространстве и времени, как хаосом, так и формой. Лао-Цзы утверждал что, дао предшествует Небу и Земле, что доа является источником рождения и уничтожения всего существующего. Он использует образы, в которых дао представляет «материю мира», начальным пунктом всего разнообразия существующего. Возможным объяснением дао является, то что оно выступает как бытие бытия, неопределенная исходная сила, являющаяся основой всего что существует. [6.c58]
Следующей философской школой Китая являлся моизм, основателем которого был Мо-цзы (480—400 гг. до Р. Хр.). В основе философии Мо-цзы, подобно даосизму, лежит идея возврата к родоплеменному строю, хотя и предполагает наличие в нем управления, характерного для классового общества. Он выступает против деления конфуцианством общества на классы, а также
против унизительных и формальных церемоний. Мо-цзы выступает за построение государства, где процветали бы любовь, гуманность и не было бы войн и насилия. [5.c65]
Эта школа возникла и оформилась в VI-II вв. до н.э. Легизм – это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Управлением государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя. Который является единственным творцом законов. [1.c53-54]
3.5 Школа сторонников Инь-Ян
Теория инь-ян уходит корнями в глубину веков, но своему концептуальному оформлению она обязана Цзоу Яню, жившему в IV в. до н.э. Столетие спустя вышли комментарии к «Книге перемен», где так же рассмотрена теоретическая основа этого учения. [2.c263]
Ян – это мужское светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При ютом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо ян и инь могут действовать не в отрыве друг о друга, а только во взаимодействии, соединении своих сил. Чередование ян и инь называется путем (дао), который проходят все вещи. [1.c46]
Исходя из этого мудрец видит двойственность всего сущего и живет в гармонии с этой данностью. Именно такой подход позволяет жить счастливо и независимо от черных или светлых полос в судьбе человека. [2.c263]
4.Противоречия межу школами и направлениями Восточной философии
4.1 Материалисты и идеалисты
Такое материалистическое учение в Древней Индии, как это Чарвака в отличии от идеалистов отрицали концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего у них выступает материя. Жизнь и сознание рассматриваются как производные от материальных первоэлементов.
Материалисты Древнего Китая так же считали первоосновой материю. Например, в даосизме «Лао-Цзы утверждал что, дао предшествует Небу и Земле, что доа является источником рождения и уничтожения всего существующего. Он использует образы, в которых дао представляет «материю мира», начальным пунктом всего разнообразия существующего». [6.c58]
Идеалисты же наоборот духовную сущность мира. например в Брахманизме считается, что Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. [3.c.171]
4.2 Ортодоксальные и неортодоксальные школы
Неортодоксальные школы категорически отвергают Веды. Среди ортодоксальных же наоборот есть те, которые полностью основывались на Ведах и те, которые частично полагались на них.
4.3 Конфуцианство и легизм
Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значения ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению,
главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания.
5. Заключение
Как в индийской, так и в китайской философии возникали претендовавшие на обоснованность и заслуживающие нашего внимания проблемы. К тому же мы находим в этих традициях «внутреннюю логику» и дискуссии которые во многом напоминают историю греческой философии. Вместе с тем следует отметить, что индийская философия обнаруживает многие особенности, не имеющие аналогов в западной философии. Одна из них состоит в том, что для индийской философии не столь характерна, как для западной, четкая грань между философией и религией. [6.c44-45]
Философская мысль Древнего Востока своеобразна и уникальна. Она органично пронизана религиозным (но максимально не церковным) сознанием. Ее представители мало озабочены созданием самостоятельной теоретической «вселенной» философии, не соотносят ее с «идеальным планом» действительности, противопоставленным «реальному плану», не одержимы идей Абсолюта. И философия Индии, и философия Китая – это, прежде всего, философия жизни, и лишь потом философия идей.
Сосредотачиваясь на нравственно-политических (древнекитайская философия) и созерцательно-психологических (древнеиндийская философия) аспектах человеческой жизни, восточная мысль уже при своем становлении формулирует в качестве основной проблему человека. Но разработка этой проблемы ведется не в индивидуалистическом ключе. Отличительной чертой человека является его включенность в природно-космический и духовно-социальный универсум, и понимание приоритетов его жизни в восточной мысли всегда далеки от своеволия, бездумного каприза, случайного настроения и т.п.
Содержание:
1.Введение
2. Основные направления и школы древнеиндийской философии с.3
2.1 Брахманизм
2.2 Философия эпического периода
2.3 Неортодоксальные школы
2.4 Ортодоксальные школы
3. Основные направления и школы древнекитайской философии с.11
3.1 Конфуцианство
3.2 Даосизм
3.3 Моизм
3.4 Легизм
3.5 Школа сторонников Инь-Ян
4. Противоречия между школами и направлениями Восточной философии с.14
4.1 Материалисты и идеалисты
4.2 Ортодоксальные и неортодоксальные школы
4.3 Конфуцианство и легизм
5. Заключение
6. Список литературы
1. Философия: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. Проф. В.П. Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ , 1998.
2. Мел Томпсон. Восточная Философия/ Пер. с англ. Ю.Бондареваю – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
3. Канке В.А. Философия, исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос
4. Мананикова Е.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2006.
5. А.А. Опарин. Религия мира и Библия. – М.: Прогресс, 2001.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учебник для вузов/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова, под ред. С Б. Крымского. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. http://filo-edu.ru/filoedu_